Могло бы показаться, что «Человек из бронзы», рассказывающий о приключениях доктора Сэвэджа, был всего лишь невзыскательным предвестником Индианы Джонса, который в качестве сюжетной основы использует действия героя палповых журналов из 30-ых годов, если бы не скрытый в этой внешне глуповатой ленте «глубокий смысл».
Наличие подобного заставляло предполагать то обстоятельство, что режиссером проекта был Майк Андерсон, британский «прогрессивный деятель культуры», известный показанным с СССР шпионским триллером «Меморандумом Квиллера», а также награжденным «Оскаром» «за особые заслуги» «Побегом Логана».
Андерсон решил донести до зрителя «крамольную» мысль: американизм в основе свой являлся фашизоидным явлением. Воспевание сверхчеловека, но только не от Ницше, а как комиксного Супермена. Культа насилия, но только через гангстеров и грабителей дилижансов. Вера в собственную исключительность, которая как бы «дает право на всё».
Подобная идея была аранжирована композицией о «Доке Сэвэдже», один в один походящей на те песни, что в мюнхенских пивных горлопанили «весёлые парни» в коричневых рубашках. Ой, Сэвеж ведь тоже в коричневой форме, да ещё в галифе и в сапогах!
Когда он вскакивает на подножку едущего автомобиля, то точь-в-точь походит на Гитлера, «принимающего» партийный съезд в Нюрнберге, хотя в итоге выяснилось, что доктор не вскинул правую руку, а лишь указывает направление пальцем.
Впрочем, схожесть наблюдается и на трапе самолета, когда по обычаю гражданин Гитлер говорил немецкой прессе нечто пафосное. Конечно, в фильме несколько измены акценты патетики, но суть остается всё та же сама.
И краткий момент с медитацией во льдах является повторением фотографий японского писателя Юкио Мисимы, человек весьма специфических действий и воззрений, в том числе написавшего от лица Грегора Штрассера пьесу «Мой друг Гитлер».
В ней как раз речь шла о кануне «Ночи длинных ножей», когда было решено «зачистить верхушку СА». В этим связан ещё один неявный момент фильма - Сэведжа вам очень язвительно показали как «радужного».
Например, сцена из бассейна является отсылкой к эпизоду «Гибли богов» Висконти с купанием штурмовиков, что закончилось однополой вечеринкой. Опять же у доктора ой какая специфическая майка в двойными вырезами, что представителю науки вроде бы носить предосудительно.
Опять-таки ни и кого из «великолепной пятерки» нет ни супруги, ни даже подружки. А когда милая девушка предлагает Сэвэжду отношения, тот говорит, что не может общаться с женщиной. Опять же весьма показательна сцена-уловка, когда две игривые дамы приглашают Сэвэджа на вечеринку, которую злодей устраивает на своей океанской яхте.
Встречающий их «представитель химии» отвечает, что доктора подобное не интересует? И очень удивлен, когда сам Док дает иной ответ. Не потому ли ,что это противоречит правилам «мужского союза», который как тип организации был в основе Третьего рейха, в частности, известных своих сомнительным поведением штурмовиков?
В итоге если вы будете смотреть фильм как социальную сатиру, которая не просто пародирует палповые сюжеты, но обличает американизм как крито-нацизм (что позже наблюдалось и в «Ракетчике», и в сериале «Страшные сказки города ангелов»), то лента вам должна понравиться.