Максим посмотрел, как Ольга Яновна, его учительница, выводит на доске аккуратным почерком дату и аккуратно переписал всё в тетрадь.
- Двадцать восьмое февраля, – тихонько продиктовал он сам себе.
Максимка всегда так делал, сперва проговорит текст, а потом его запишет. Сегодняшнюю дату он писал с особенным удовольствием, двадцать восьмое февраля был самым любимым и самым долгожданным днём в году для Максима.
Мальчик склонил голову набок, полюбовался ровными буквами и, слегка вытянув от удовольствия язык, улыбнулся.
- Все записали? – спросила учительница.
Все ребята закивали головами, и он Максим тоже кивнул вместе со всеми. Убедившись, что кивнули все дети, тогда только Ольга Яновна начала объяснять новую тему.
Максим слушал её в пол уха, а сам всё думал, что сегодня – последний день зимы, и завтра первое марта, начало весны и его, Максимкин, день рождения.
День в школе пролетел незаметно. Домой он летел, как на крыльях, быстро сделал все уроки, погулял во дворе, поужинал и сел рядом с папой на диван, чтобы смотреть взрослое кино про войну.
День прошёл быстро и суматошно, но ночью, когда все уснули, и наступила тишина, Максимка никак не мог уснуть, всё ворочался, представляя, как утром родители придут будить его в школу и подарят что-нибудь хорошее, может быть даже то, о чём он давно мечтал.
Потом он притащит в школу мешок конфет и в начале первого урока раздаст все конфеты ребятам, а Ольга Яновна поздравит его с Днём рождения, и весь класс дружно прокричит: «По-здра-вля-ем!» Скорее всего закадычный дружок Лёшка вручит ему подарок на переменке, это будет что-то полезное и нужное, как в прошлом году, когда он вручил ему стёклышко от подзорной трубы.
Максимка глядел в потолок, улыбался и пытался угадать, какие подарки он получит завтра. Внезапно он уснул и утром чуть не проспал, потому что не слышал, как звонил будильник, просто подскочил, как будто его кто-то в бок толкнул.
Максимка встал и, подбежав к приоткрытой двери, заглянул в комнату. Мамы с папой там не было. Максимка вернулся в кровать и полежал еще немного, подождал. Но к нему так никто не вошёл. Тогда он опять встал, и осторожно заглянул под кровать, поискал в шкафу, вдруг там кто-то спрятался, но так никого и не нашёл.
Неужели забыли?» – подумал Максимка и расстроился. Но всё-таки надежда в нём не угасала окончательно. «Может, они проспали?» – обрадовался своей догадке мальчик. Он пошёл в ванную и по дороге заглянул в комнату родителей, там никого не было, а на кухне была только мама. Она гремела кастрюлями и, наверное, готовила завтрак. А папа, похоже, уже ушел на работу.
- Мам, доброе утро, – сказал Максим, заходя на кухню.
Мама улыбнулась, потрепала его по нечёсаным ещё волосам и спросила:
- Манную кашу с каким вареньем кушать будешь?
Ну, это уж ни в какие ворота не лезло, не только поздравить забыли, но еще и манной кашей в день рождения кормят. Сдвинув брови, Максимка грозно буркнул:
- Я буду только чай.
- Чай так чай, – мама поставила перед ним чашку с чаем и спросила, – Может хотя бы бутерброд с сыром намазать?
- Если только с колбасой, – смягчился он.
Мама быстро сделала ему бутерброд и засобиралась на работу. А Максимка помыл за собой кружку и пошёл в школу. Там-то точно должны поздравить, Ольга Яновна о таких вещах не забывает. Неудобно, правда, что без конфет, но тут уж ничего не поделаешь.
Когда он пришёл на первый урок, все ребята уже сидели за партами и записывали в тетрадки дату. Он опоздал немного, и Ольга Яновна кивнула ему, и сказала проходить и садиться.
«Неудобно прямо сейчас поздравлять, раз урок уже начался. Ничего, на втором поздравит», – подумал Максимка, сел на своё место и тоже открыл тетрадку, чтобы записать дату.
Он автоматически взглянул на доску и увидел, что там написано не «Первое марта», как предполагал он, а «Двадцать девятое февраля».
Максимка аж подпрыгнул от удивления. Это что же такое, дорогие товарищи? В прошлом году никакого двадцать девятого февраля не было и в помине, и в позапрошлом тоже не было, а тут вдруг появилось. Может ещё и тридцатое будет? Ольга Яновна заметила удивление в глазах Максима и пояснила:
- Ребята, в этом году в феврале двадцать девять дней, такой год мы называем високосным, а наступает он раз в четыре года.
- А откуда взялся лишний день? – спросил Лёшка.
- В каждом году есть неучтённые несколько минут, которые мы складываем в один день и прикрепляем этот день к февралю, как к самому короткому месяцу, – ответила учительница.
Максимка повеселел. Теперь понятно, почему его сегодня никто не поздравил.
Дома за ужином он спросил у родителей:
- А вы тоже знали, что этот год сенокосный, и мой день рождения наступит только завтра?
Родители засмеялись.
В эту ночь Максимка спал крепко, видимо, устал от переживаний за день, сон его и сморил.