Найти тему

Заведующий заставляет воспитателей принимать детей на улице зимой. Рассказываю, как "пройти босса" и не нарваться на нарушения

Оглавление

Друзья, привет. Поверить в то, что воспитатели детского сада зимой принимают детей на улице, действительно сложно. Но, как показали комментарии к предыдущей моей статье, такие детские сады есть, и не один. Расскажу почему и как эта схема работала в детском саду, где я работала воспитателем, и во что превращалась эта прогулка для детей и педагога. Ну и попытаюсь разобраться с тем, правильно ли это с точки зрения нормативно-правовых актов, здравого смысла и попросту отношения к детям. Статья получилась объёмной, но всё же рекомендую остаться со мной и дочитать её до конца. Всего три пункта, осознав которые, вы точно сможете отстоять детей и себя в случае неразумного подхода руководства к этому вопросу.

Прогулка в детском саду зимой: нужно ли принимать детей на улице?

Многие из вас задавались вопросом: как после прогулки утренней вести детей на прогулку дневную? В сырых варежках и влажной обуви? Именно поэтому прогулкой данное действо назвать сложно. Детский сад наш был типовым: двухэтажное здание с четырьмя входами, групп на тот момент было шесть. На два центральных бетонных крыльца - четыре группы, начиная со второй младшей. Детей принимали на улице со средней группы (малышей и их воспитателей, видимо, руководство "жалело"). К слову, прожекторов, освещающих территорию детского сада, которые сейчас есть в большинстве учреждений, по периметру здания не имелось. Были лишь светильники над входами, которые, собственно, освещали только вход и часть крыльца. 

Заведующий заставляет воспитателей принимать детей на улице зимой. Рассказываю, как "пройти босса" и не нарваться на нарушения
Заведующий заставляет воспитателей принимать детей на улице зимой. Рассказываю, как "пройти босса" и не нарваться на нарушения

Повторюсь: зима. В 7.30, а тем более в 7.00 действительно темно. К 8 утра хоть что-то можно рассмотреть. Прожекторов нет. На прогулочные площадки не выйти при всем желании. Да и если за ночь выпал снег, пройти на участок и днём было проблемой. Потому что (внимание) дворник не убирал снег на прогулочных площадках. Знакомо? Поделитесь мыслями на этот счёт в комментариях. Как в ваших организациях организована уборка снега на прогулочных площадках? Кто это делает и как? Есть ли в вашем саду снегоуборочная техника?

Что приходилось делать педагогам во время такой "прогулки"? Держать детей на крыльце, следя, чтобы кто-нибудь из них не забрался в ближайший сугроб и не намок. Что получаем в итоге: дети по большей части статичны. Хорошо, если педагог чем-то их займёт. Но надолго ли? На 5-7-10 минут? А дальше? Стоят, переминаются с ноги на ногу.

Все мы с вами родители. Большинство детей просыпаются и собираются в детский сад с трудом. Затем они едут в тёплой машине, их выгружают и заставляют гулять на морозе. А те, кто шёл в сад с родителями пешком? Я знаю семьи, которые жили на другом берегу реки, а детский сад посещали наш. Пешком водили детей. Построила примерный маршрут: 2.5 километра. Это около 30 минут прогулки. И в каком состоянии должен быть ребёнок, после такого путешествия и прогулки в саду? 

Написала много, резюмирую: это не прогулка и приём детей на улице, это каторга для всех её участников. 

Прогулка в детском саду: было и стало

Давайте вспомним СанПиН 2.4.1.3049-13, в январе 2016 года действовал как раз он:

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Что являлось ключевым? 

  • Гуляем 3-4 часа в день. При этом не уточнялось, как должна эта продолжительность меняться в зависимости от продолжительности работы учреждения. 10.5 часов - это не 12, согласитесь?
  • Прогулок две. Днём и вечером, перед уходом детей домой.
  • И ещё важный момент - продолжительность прогулки определялась администрацией исходя из климатических условий.

О том, что эксперты подходят к изучению этого вопроса досконально, и практически всегда детские сады получают "ай-ай-ай", знаю не понаслышке. Пяти минут в прогулке не хватает. Устраняйте. За счёт чего это сделать детским садам сокращённого дня, никто не говорит. Выкручивайтесь, как хотите. Дневная прогулка и в том, и в другом случаях будет одинаковой. А вот в вечернюю детские сады с 12-часовым графиком работы имеют значительное преимущество. Было бы справедливо, если бы в 10-часовых детских садах продолжительность прогулки сокращалась пропорционально продолжительности рабочего времени. Однако, СанПиН нас не делит.

Что получается? Постоянный дефицит прогулочного времени в детских садах 10-часового пребывания - вот он, способ манипуляции неадекватного руководства. Вы не догуливаете. Выходите принимать детей на улице. Выходили и принимали. И не возникали. Сейчас смотришь на это всё и диву даёшься... Но это моя история, и она, к счастью, закончилась.

Что теперь с организацией прогулок в детском саду?

1 января 2021 года СанПиН 2.4.1.3049-13 утратил силу в связи с началом действия санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". И что там про прогулку? А ничего, "околопрогулочные" пара фраз, касающиеся площади прогулочного участка и типа колясок для младенцев. Смешно даже.

Но с 1 марта того же года вводятся в действие санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Вот здесь прояснение и последовало (пункт 185):

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.

Там же, чуть ниже в таблице "Показатели организации образовательного процесса" указана продолжительность прогулки для детей до 7 лет: не менее 3 часов. Ну это уже лучше, чем странная формулировка "Не менее 3-4 часов". Так трёх или четырёх? И опять сады не поделили на предмет продолжительности пребывания в них детей.

Позже, в 2023 году в разделе 35.12. "Требования и показатели организации образовательного процесса и режима дня" Федеральной образовательной программы дошкольного образования этот момент так же отразили.

Что же изменилось? Теперь документы не регламентируют количество прогулок в день. Как и не сообщают о том, что "Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий".

Но всё же в детских садах разрабатываются локальные нормативные акты. Положение, которое нам может быть интересно, обычно называется "Режим занятий обучающихся в учреждении". Вот туда стоит заглянуть. Я тоже это сделала, открыв все ссылки, отражённые на первой странице поисковой выдачи. Детские сады делятся в этом вопросе на несколько лагерей.

  • Первый лагерь убрал информацию о прогулках вообще, оставив лишь образовательную деятельность и нормирование учебной нагрузки.
  • Второй указал про "не менее 3-х часов" и силу ветра.
  • Третий отразил и 3 часа, и количество - 2 прогулки в день, как и раньше.

Нужно ли в детском саду принимать детей на улице зимой?

Да, что теперь? Как быть, если руководство всё же "выгоняет" воспитателя с детьми рано утром на улицу зимой?

Обращаю ваше внимание, что я не против зимних прогулок в утренние часы в целом. Но я за адекватный, педагогический и административный, подход к этому вопросу.

Считаем до трёх:

  1. Обращаемся к СанПин 1.2.3685-21. Уверена, что 12-часовые детские сады эти три часа выгуливают с легкостью. Учреждения сокращённого дня? Здесь надо смотреть по календарному графику. Но ведь для проверок он уже составлен, и три часа точно администрация на бумаге наскребла? Вот и гуляйте по графику, к чему приём детей на улице в мороз?
  2. Изучаем "Положение о режиме занятий обучающихся в учреждении". Хотят третью прогулку в мороз? Может стоит ткнуть носом в документ, который руководителем и подписан был?
  3. Какие ещё аргументы в вашу пользу? Образовательная программа детского сада, где чётко обозначены виды детской деятельности организуемой в утренние часы. Давайте по ФОП ДО посмотрим, мне нравится, что теперь это здесь отражено:
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций;
практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие);
наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое);
индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование, лепка и другое);
оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое).

Что из этого можно организовать на утренней прогулке зимой? Думаю, оставлю без комментариев, вы и сами понимаете. 

Всего три пункта, озвучив которые, вы пройдёте "битву с боссом" на раз.

Когда в этой ситуации оказалась я, мне даже в голову это не приходило. Я слепо доверяла тому, что от меня требовало руководство. 

Ребят, изучайте документы и не давайте детей и себя в обиду. Добра всем и лояльной (в хорошем смысле этого слова) администрации. 

Если вы не читали предысторию, вам сюда:

Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые