Служивший в глухой провинции Российской империи казачий офицер сделал головокружительную карьеру благодаря романтическим отношениям с генеральшей Чертковой. Именно так можно коротко описать жизнь Валериана Дмитриевича Мартынова.
Наш герой родился в 1841 году в семье ротмистра Донского казачьего войска. И чин невелик, да и отец уже вышел в отставку. Семья дворянская, но небогатая, провинциальная. Военную карьеру начал делать и Валериан Мартынов.
И не было бы страницы в одной известной интернет-энциклопедии, посвященной этому казаку, если бы не одно обстоятельство.
Посмотрите на портрет генерала Михаила Ивановича Черткова, который назначен в марте 1868 года наказным атаманом Донского казачьего войска:
И посмотрите, как этом же возрасте выглядел Валериан Дмитриевич Мартынов:
Похожи? На мой взгляд, да. Типаж одинаковый. И нравились такие импозантные военные вот этой даме:
Ольга Ивановна Черткова, жена генерала и наказного атамана упросила мужа взять приглянувшегося ей офицера на должность адъютанта. Как на это согласился муж? Спорил ли с супругой? История об этом умалчивает. Известно другое: генерал Михаил Чертков был старше своей жены на 11 лет, а еще он увел красавицу от ее первого мужа несколько лет назад в Воронеже.
По портрету трудно судить о внешности генеральши Чертковой, но кое-кто из современников считал ее безусловной красавицей. А еще отозвался об Ольге Ивановне как о забавной женщине. Еще бы! Многодетная мать (двое детей от первого мужа и еще двое от нынешнего) заводит роман со своим сверстником на глазах у всего светского общества Новочеркасска, где ее муж - первое лицо.
Злые языки падки на «детальное научное изучение» семейной и личной жизни знакомых. А тут такая география, такая широкая тематика…
Как долго бы провинциальное дворянство развлекало себя наблюдениями за этой геометрической романтической фигурой: генерал - его жена - его адъютант, - неизвестно. В семейную жизнь четы Чертковых вмешался граф Петр Андреевич Шувалов.
В конце 1860-х - начале 1870-х графа Шувалова называли «вторым Аракчеевым», «Петром IV» и «вице-императором», потому что Петр Андреевич - самый влиятельный в Российской империи после Александра II.
Влиятельный «Петр IV» в 1864 году женился на родной сестре Михаила Ивановича Черткова - Елене Ивановне.
Т.е. семья Чертковых для «вице-императора» России - ближайшая родня. Репутация одного человека в XIX веке прямо отражалась на престиже всей семьи. И понятие «честь» еще не размазалось.
Незакамуфлированные отношения в семье родного брата графини бросали тень и на семью Шуваловых. Для сохранения репутации требовалось стереть треугольник, но аккуратно, ластиком, чтобы не дать фактического материала для новых «научных обсуждений» в светских салонах Санкт-Петербурга и южных провинций России. Элегантность принятого Шуваловым решения изумляет.
Император Александр II с Цесаревичем (будущий Александр III) приезжает в Донскую область: смотры, парады, обеды, награждения...
Граф Шувалов предлагает царю оказать милость Войску Донскому и назначить адъютанта Валериана Мартынова адъютантом к наследнику российского престола.
Как бы ни была хороша 32-летняя генеральша Ольга Ивановна Черткова, от подобных предложений не отказываются.
В 1872 году казачий офицер Валериан Дмитриевич Мартынов получил новое назначение.
Цесаревич и его жена Мария Федоровна, говорят, испытывали отвра щение к новому адъютанту. Немудрено, что вскоре Мартынов получил назначение еще выше: флигель-адъютантом Его Императорского Величества.
Валериан Дмитриевич также получил высочайшее повеление на правах вице-президента присутствовать в придворной конюшенной конторе и еще несколько должностей, связанных с государственными конными заводами и конями. А что еще нужно казаку для счастья в Санкт-Петербурге?
Как вспоминал один из современников, А.А. Половцов, в столице многие испытывали к Валериану Мартынову такое же чувство, как Цесаревич и его супруга, но... Волновало ли это сына отставного казачьего ротмистра? Да и повод "поговорить" появился иной - злоупотребления денежные по конюшенным ведомствам, а также метаморфозы в семье невольного благодетеля - графа Петра Андреевича Шувалова.
Карьера Мартынова шла только вверх: он стал генералом, менял одну приличную должность на другую, заседал в Сенате.
Что по поводу карьерного взлета бывшего адъютанта думала чета Чертковых - неизвестно.
О несостоявшемся муже матери Михаила Черткова, Елены Строгановой:
Истории из жизни семьи Строгановых: