Найти в Дзене
Мой XIX век

Отвергнутый двумя красавицами жених уверял: «Я женат на виолончели!»

Осенью 1820-го года в Российской империи не состоялась одна великосветская свадьба. 26-летний граф Матвей Юрьевич Виельгорский не обвенчался с дочерью барона Григория Строганова – 20-летней Еленой. А пара из них вышла бы идеальная.

Он молод, и если верить портрету кисти Карла Брюллова, то и хорош собой:

Карл Брюллов. Портрет музыканта М.Виельгорского, 1828.
Карл Брюллов. Портрет музыканта М.Виельгорского, 1828.

Если бы существовал прибор, измеряющий ценность дворян-женихов с точки зрения дворянок-невест, то он бы сломался на герое статьи.

Судите сами: титулованный дворянин, знаток музыки и искусный виолончелист, герой войны 1812-1814 года (есть награды!), офицер, рыцарь Мальтийского ордена. Современники отзывалась только восторженно: умен, образован, серьезен, добр, сдержан, высок и хорошо сложен. Он нравился женщинам, вызывал у них интерес как мужчина и кошелек, ибо родовит и богат.

Невеста – под стать жениху. Баронесса Елена Григорьевна Строганова – красавица:

Портрет Елены Григорьевны Строгановой.
Портрет Елены Григорьевны Строгановой.

Вот часть портрета в горностаевой накидке, который все знают как изображение Идалии Полетики:

Но у Идалии иная внешность. Красавица кисти П. Соколова – единокровная сестра Идалии и троюродная сестра Натальи Гончаровой – Елена Григорьевна Строганова (ссылка на материал внизу).
Но у Идалии иная внешность. Красавица кисти П. Соколова – единокровная сестра Идалии и троюродная сестра Натальи Гончаровой – Елена Григорьевна Строганова (ссылка на материал внизу).

Невеста графа Виельгорского красива, образованна, родовита, с приданым. Дарья Фикельмон так отзывалась о ней:

«Элен, существо с утончённейшим умом и характером, была из той породы женщин, которые созданы, чтобы хорошо воспитывать детей, создавать им положение в обществе!»

Блестящий брак, идеальное супружество не состоялось, потому что красавица разорвала помолвку. Почему? Никто так и не узнал, даже 2 главных сплетника Российской империи тех лет не представляли, в чем дело:

«В нем [Матвее Виельгорском] все принимают большое участие... тут точно что-то кроется, только до сих пор никто проникнуть не может в тайну».
Братья Булгаковы. Переписка. Т. 1. – М., 2010. – С. 718.

Через 5 лет уже графиня Елена Григорьевна Строганова выйдет за человека, о котором высший свет России ничего не знал, станет госпожой Чертковой и покинет бренный мир летом 1832 года, подарив мужу пятого ребенка.

А как сложилась жизнь отвергнутого жениха?

Граф Матвей не просто переживал разорванную помолвку: он несколько дней находился как в оцепенении. Усилия лекарей на ошарашенного и отвергнутого жениха не действовали. Поэтому ему сочувствовал высший свет столицы: видели искренние переживания. В себя пришел со временем.

Богатые дворяне не монашествовали, разумеется. Красавец-офицер увлекался дамами и кружил им головы. Закружилась голова и у известной фрейлины Анны Олениной.

Орест Кипренский. Портрет Анны Олениной, 1828 год
Орест Кипренский. Портрет Анны Олениной, 1828 год

Да-да, читатели канала «Мой XIX век», придется вам еще раз разочароваться: Анна Оленина не мечтала стать мадам Пушкиной, она считала поэта вертопрахом, без имени и состояния.

В 1828 году предложение руки и сердца поэта она отвергла, а на следующий год ее мысли занимал граф Матвей Виельгорский, талантливый музыкант, вышедший в отставку офицер, делавший неплохую придворную карьеру.

Прошло 9 лет после разорванной помолвки, граф ухаживал за фрейлиной Анной Олениной, высший свет считал их уже женихом и невестой, но… официального предложения руки и сердца Аннет так и не получила.

В 1832 году Оленина выйдет на полковника лейб-гвардии Гусарского полка Ф. А. Андро. Странное совпадение: Федор Андро, как и муж Елены Строгановой, не из высшего света: внебрачный сын, который получил дворянство только в 1821 году.

А что же наш граф Матвей? Он увлёкся замужней дамой с весьма насыщенной личной и семейной жизнью.

Портрет графини Феклы Шуваловой.
Портрет графини Феклы Шуваловой.

Юная дочь польского дворянина Фекла Валентович умудрилась выйти за 51-летнего князя Платона Зубова. Того самого… последнего фаворита Екатерины Великой. Овдовев, вскружила не одну дворянскую голову, а затем стала графиней Шуваловой.

Дарья Фикельмон писала в 1831 году:

«Она не особенно умна, но вот уже более года у неё роман одновременно с тремя мужчинами – Медемом, Виельгорским и Леоном Кочубеем. Все трое – её близкие друзья, ко всем троим она относится с одинаковой добротой».

Добрейшая Фекла Игнатьевна в эти годы продолжала исправно рожать детей второму мужу, графу Шувалову: малыши появятся в 1830 и 1833-м.

Рискнул ли граф Матвей Виельгорский еще раз сделать кому-либо предложение? Да!

Выбор вас удивит. Живущим в XXI веке почему-то кажется, что дворянок с детьми брали замуж неохотно. Я уже однажды разочаровала вас, читатели, историей вдовы с 7 маленькими детьми, которой стали искать нового мужа через 2 недели начала вдовства:

Завидная невеста. Когда 7 маленьких детей не помеха для нового брака в 37 лет
Мой XIX век11 августа 2021

Вот вам еще одна вдовушка с 7 малышами:

Кристина Робертсон. Портрет княгини М.Ф. Барятинской, 1841 г.
Кристина Робертсон. Портрет княгини М.Ф. Барятинской, 1841 г.

На портрете кисти Кристины Робертсон красавице почти 50 лет.

Княгиня Мария Федоровна Барятинская принадлежала к высшему свету Российской империи. Овдовела в 32 года, в 1825-м. На руках – семеро детишек: от 11 до 2 лет.

В какой-то момент граф Матвей Виельгорский рискнул и предложил вдове выйти за него замуж. Мария Федоровна старше потенциального мужа на 2 года, граф ей нравился, у них общие интересы, они люди одного круга, но… отказала.

Причина? Да та же, что и у овдовевшей графини Надежды Стенбок-Фермор. Новое замужество предполагает рождение детей, а в те годы перед появлением малыша исповедовались и причащались не для проформы. Далеко за примерами не пойдем: выше упомянута Елена Григорьевна Строганова-Черткова, которой Господь отмерил 32 года.

Княгиня Барятинская предпочла воспитывать уже имеющихся детей, а не гнаться за призрачным женским счастьем во втором браке с риском оставить семерых князей и княжон Барятинских без матери.

Наш герой снова остался холостяком. Жил в доме у брата Михаила, братья Виельгорские много лет держали литературно-музыкальный салон: играли на музыкальных инструментах сами, в их салоне выступали лучшие российские и иностранные артисты.

Граф Матвей – талантливый музыкант-виолончелист, композитор, а в молодости еще и хорошо пел. Современники восторгались:

«играл на виолончели так, как, должно быть, играли ангелы в концертах Господа Бога в раю».

Когда графа спрашивали насчет жены, он отшучивался: мол, я женат на виолончели.

Ну, что ж, пора познакомить читателей канала «Мой XIX век» с «супругой» графа Матвея Виельгорского.

Она жива и здорова по сей день, сейчас «с ней» американский музыкант китайского происхождения Йо Йо Ма:

Виолончелист Йо Йо Ма. Фото из открытых источников.
Виолончелист Йо Йо Ма. Фото из открытых источников.

Если кому-то захочется узнать побольше о «жене» графа Матвея, то вбивайте в строку поиска «виолончель Давыдова». Почему? Потому что М. Виельгорский подарил «супругу» выдающемуся музыканту XIX века Карлу Давыдову, официально и в присутствии многих людей.

В последний раз «графиню Виельгорскую» продавали в середине XX века за 90 тысяч долларов, потом опять дарили. Чтобы читатели могли оценить щедрость, скажу коротко: виолончель – работа знаменитого мастера Антонио Страдивари. На аукционе в XXI веке цена дошла до 20 миллионов долларов (за «Дюпор»).

Виолончель «Дюпор» с 1974 по 2007 год принадлежала Мстиславу Ростроповичу. Догадываетесь, как называл свой инструмент женатый на Галине Вишневской музыкант?

-8
«Зловещая красавица» Идалия Полетика не была красавицей: на портрете изображена Елена Строганова
Мой XIX век29 ноября 2021
Завидная невеста. Когда 7 маленьких детей не помеха для нового брака в 37 лет
Мой XIX век11 августа 2021