Мартин Скорсезе снял фильм, основанный на реальных событиях, в котором три с половиной часа препарирует алчность человека, переходящую все границы. Картина удостоилась десяти номинаций на Оскар, а исполнительница главной роли, Лили Гладстоун – Золотого глобуса. В основу криминальной драмы легла одноименная документальная книга журналиста Дэвида Гранна о серии убийств коренных жителей Америки в США в 1920-е годы и о раскрытии этих преступлений агентом ФБР. Однако, режиссер криминальных драм по своему обыкновению решил сделать главными героями не блюстителей порядка, а преступников.
На землях племен Осейдж обнаружили нефть. Индейцы, сдавая свои участки в аренду фирмам по добыче полезного ископаемого, получают с них ренту и быстро богатеют. Молодой американец, принимавший участие в Первой мировой войне, возвращается в штаты. Его дядя, помощник шерифа, устраивает его на работу шофёром. Развозя местных богатых индейцев-осейджей, молодой человек знакомится и завязывает отношения с незамужней и знатной туземкой Молли. Они женятся, и герой становится совладельцем земельных участков супруги, с которых та получает ренту от нефтедобытчиков. Дядя намекает племяннику, что смерть родственниц его жены (матери и сестёр), также владеющих участками, может сделать его наследником всего их состояния. Вскоре намеки превращаются в указания. Тогда происходит серия «нераскрываемых» убийств осейджей, для расследования которых в провинцию присылают агента ФБР.
Актёры органично вживаются в хорошо проработанные образы персонажей. Притворно-двуличный чиновник, несгибаемая, непрощающая предательства женщина и ведомый, запутавшийся человек образуют треугольник из агрессора, жертвы и безвольного исполнителя. Следует отметить отлично проделанную работу художников-постановщиков, тщательно воссоздавших быт провинции США того времени. Приятно видеть, что в этом фильме Скорсезе нашел место женщинам и семейным отношениям.
Как и прежде режиссер связывает преступление с предательством. Главный герой слишком поздно понимает, что, став марионеткой в руках дяди, зашел далеко. Ему льстит возможность ощутить себя «хозяином жизни», но прозрение приходит к нему лишь тогда, когда беда касается даже не его жены (ее он готов был медленно отравлять ядом), но его ребенка, а затем и его самого. Только это его остановило. Возможно, он понял, что скоро сам станет следующим «препятствием» на пути унаследования дядей состояния своей жены. Времена изменились, но, к сожалению, и сегодня богатство некоторых людей измеряется в человеческих жизнях.
Рецензии на другие фильмы-номинанты премии «Оскар».
© Денис Штаев
© Литературное объединение ISPRAVLYAY