Найти в Дзене

Подборка книг Агнии Барто на моих книжных полках

Да, я тормоз. Я знаю.
17 февраля был день рождения Агнии Барто. Как обычно, в этот день я только соображаю что где лежит и прикидываю что можно написать, на сколько грозит растянуться процесс и не ограничиться ли только фотографиями, которых, точно будет много...

Что бы мне о ней ни говорили профессиональные исследователи биографии и творчества, а особенно любители препарирования стихотворных строк, объявляющие об их ужасной токсичности, ее книги я всегда читала, читаю и дальше буду читать детям. Нет, не из ослиного упрямства, которое таки да, в характере присутствует, не из замшелой отсталости и приверженности прежним идеалам, хотя и возраст солидный, и идеалы сохранились. А просто потому, что очень многое, написанное ею - это настоящая Детская Литература, настоящая Детская Поэзия, которая так нужна детям! И так им нравится. А то, что сейчас кому-то кажется "не таким", это уже история, свидетельства времени, и пусть дети с ними знакомятся, если захотят (последние слова ключевые). Ужасного в этом ничего нет.

-2

Наверное, это пост, скорее, для молодых родителей, которым во все уши дудят на разных интернет-перекрестках, что пора уже сбросить Барто с парохода современности.

-3

Многие современные эксперты говорят, что Чуковский, Маршак и Барто возглавляют список продаж только потому, что многие родители ничего другого не помнят. Может, с определенным процентом продаж дело так и обстоит, но вот с чтением детей не проведешь. Слушают и любят перечитывать они только то, что им близко, понятно и чем-то цепляет. А эти стихи они слушают. Еще одна часть почитателей мэтров утверждает, что их сейчас некем заменить. Тоже не соглашусь. Тем более я не считаю, что нужно непременно менять одних на других. Я считаю, что новые имена и авторы должны вставать рядом с прежними. А дети уже сами выберут. Так вот, рядом тоже есть кого поставить. Да еще и целым строем - с современной детской поэзией, по-моему, сейчас все обстоит благополучно. Но сегодня речь о Барто.

Всю свою кучку книг - тонких на скрепке и сборников с множеством пересечений между собой я уже показала на фото.

Все без открытий, практически всем знакомое, но все равно покажу. Может кому-то приятно будет знакомые странички увидеть.

Самое-самое раннее - всем известные зайка, мишка, Таня с мячиком, бычок и слон, который слонихе шлет поклон. Это выпускается постоянно в самых разных иллюстрациях и разных форматах, про эти стихи все помнят, они открывают практически каждый сборник Агнии Барто. И именно эти четверостишия становятся первыми выученными строчками в жизни каждого ребенка.

-4

Картонку (в правом нижнем углу) дети могли листать, трепать и таскать сколько вздумается, для того и покупала. В сборниках я открывала страницу и говорила первое слово, дальше все и всё договаривали хором. Потом я увидела дорогущую книжку с Конашевичем от Мелик-Пашаева. Их скрепки никогда не отличались демократичностью цен. Вариантов для чтения мне, как видите, хватало, но я все смотрела и смотрела, пока не заказала. Совершенно не зная зачем. Да ладно, сказала себе. Ну пусть будет еще одна книжка. Для коллекции. Книжка оказалась на диво качественной, а первое чтение неожиданно превратилось чуть ли не в показательное ритуальное священнодействие. Дети впали в какой-то транс еще на стадии рассматривания обложки и слушали давно знакомые строки как загипнотизированные. Может, у Конашевича там какой-нибудь 25 кадр в каждый рисунок вписан?

Я была так потрясена эффектом чтения, что решила заказать еще и Девочку-ревушку, хотя ее тоже издавна периодически читали еще в дочкиной книжице. Но одно дело - сборник с парой страниц или разворотов,

и совсем другое - целая большая книжка!

-7

Такого потрясающего эффекта не было, но читалось тоже очень хорошо. Еще бы, столько рисунков - чуть ли не на каждую строку.

Из такого же самого первого чтения я затем купила еще и Машеньку,

-9

которая и так дублировалась в каждом из сборников.

-10

Но опять же - огромная разница, такая важная для восприятия маленького ребенка, видна невооруженным глазом. В ней не просто больше иллюстраций на каждую строфу, но изображение девочки на рисунках гораздо точнее попадает в малышковый возраст знакомства с пространством комнаты, со своим отражением в зеркале, праздников и разных занятий, первых "воспитательных" игр с куклой...

Дальше по возрасту идет цикл стихотворений Младший брат. И вот тут на моем ровном читательском пути вдруг появились неожиданные ухабы и рытвины. Оказалось, что тогда невозможно было найти полное издание цикла, в сборники включалась лишь часть стихотворений. Я еще могу понять исключение и игнорирование "Детской передачи", где только хор юных ленинцев из динамика радио способен был перепеть орущего Андрея, но остальные-то стихи в чем провинились? И что мешало собрать их в одну книжку? Причем, очень востребованную книжку.

При поисках полного списка стихотворений обнаружила массу изумивших меня сведений:

Сборник стихотворений «Младший брат» Агния Барто написала незадолго до смерти - в 1981 году. Он посвящен обычной семье и тем ситуациям, в которую попадают взрослые и дети. Главные герои этого цикла - 6-летняя девочка Света и ее младший братик Андрей, которому всего-то исполнилось полгода. Так как сестра старшая, она постоянно заботится о мальчике, помогает ему, когда тот в этом нуждается.

А что же я тогда в детстве в детском саду читала? Про то, как СЕСТРЫ (а не одна сестра) смотрели на НОВОРОЖДЕННОГО (а не полугодовалого) брата, купали, шили чепчик, гуляли, гоняли комаров и прочее, и прочее? Полезла искать доказательства. Нашла, конечно - с "родными" детсадовскими иллюстрациями Ереминой. Первая книжка - 1954 года. К 1981 году первые читатели повзрослели аж на 27 лет.

-12

С точки зрения современных родителей книга полна ужасов - дети-дошкольники остаются с грудным младенцем, охраняя его сон, вовсю пользуются иголками для шитья, гуляют, таская малыша по каким-то косогорам и показывая проезжающие мимо поезда... Для меня же это все знакомая реальность - одно из самых ранних воспоминаний моего старшего брата: он, двухлетний, укачивает коляску со мной, пока мама на кухне готовит обед. В пять лет мама показала мне как выкраивать трусики для куклы, вручила иголку и показала пару простейших швов. Пришивать пуговицы я уже умела. Так что это книга и о моем детстве.

Издание конца 60-70-х с черно-белыми рисунками многие помнят - тираж был большой и купить его у букинистов не составляет никаких проблем.

-13

Но для чтения детям вслух мне хотелось цветных и желательно крупных иллюстраций. Поэтому был найден и куплен желтый сборник Барто с названием, вгоняющим меня в беспросветную тоску при поисках в интернете - Мои любимые стихи (не заморачиваясь, простенько и со вкусом, ищите и обрящете).

-14

Благодаря верстке и иллюстрациям, этот сборник стал у детей любимым. Как раз то у одного, то у другого из ребят нашей маленькой группы стали появляться младшие братья и сестры, родные и двоюродные. Поэтому книга пришлась нам очень кстати, чтение было актуальным. У меня же, как всегда, куча претензий к составителям и редакторам.

Главная претензия, что здесь не хватает нескольких стихотворений цикла. Видимо, не только меня это возмущало, потому что сейчас, если хорошо постараться, можно найти сборник Барто с приличным "Младшим братом".

Например, в сборниках Было у бабушки сорок внучат с иллюстрациями Чижикова цикл опубликован почти полностью, есть даже "Детская передача" )

А в сборнике от "Русича" почти все, но "Передачу" уже удалили.

Почему я говорю "почти"? Потому что в сборник "Русича" еще поместили стихотворение "Андрюшина елка", но это явно какой-то другой Андрюша, которому шесть месяцев исполнилось под Новый год, и сестры там не упоминаются, а лишь соседка по квартире.

-16

А мы помним, что в честь полугодия младшего брата Светы и Марины было написано другое - осеннее стихотворение, ведь "весной Андрюша родился в один хороший день". И живут они в частном доме, а не в городской квартире.

-17

Но нигде нет стихотворения, написанного позже, уже в 1970 году - "Первая высота". А вот в нем Андрей вполне может быть тем самым ))

-18
Уговариваем братца
Мы на лавочку взобраться.
Маловат Андрейка наш!
Для Андрейки все скамейки
Как для нас второй этаж.

Уговариваем братца,
Ну, а он давай брыкаться!
Тут, сказать начистоту,
Как схватили мы Андрейку,
Как втащили на скамейку…
Взял он эту высоту!

И я очень люблю это стихотворение, потому что прочла его в вытащенной из макулатурной кучи потрепанной книжке без обложки, оказавшейся третьим томом сочинений Барто. Эта книга в мои одиннадцать открыла мне совершенно новую Барто.

Дальше по возрасту идут тонкие детсадовские книжки.

-19

Медвежонок-невежа это была наша родительская любовь. Я купила тонкие книжечки себе, брату и друзьям. И мы громко ржали при чтении, озадачивая детей своей реакцией. И любили цитировать друг другу и детям самые "токсичные" на современный взгляд строки.

-20

Обида это книжка о переживании ребенка, ровесника старших сестер Андрея.

Мальчик не может справиться с ревностью, пробует разные способы, чтоб обратить на себя внимание родителей, поглощенных заботами о малышке. Хорошая книжка, хорошо, что ее переиздали, но очень жаль, что тираж уже закончился.

-22

Есть такие мальчики - здесь дворовая компания детей-дошкольников - отношения внутри нее, самостоятельное разрешение ситуации без вмешательства взрослых. Понятно, что сейчас подобное кажется невероятным, но это было, было.

-23

Здесь мне всегда неправдоподобным казался только бант, повязанный мальчику на шею для прогулки во дворе. Ну может, в столицах и было так принято, но в нашей провинции это было слишком даже для праздника )) Я же была абсолютно уверена что именно из-за него Вова такой злой.

В книжке такой огромный шрифт, что научившиеся читать дети пробовали сами ее прочесть, долго смотрели, губами шевелили.

-25

Лично мне как-то трудно было читать детям книжку "Вовка - добрая душа". Меня хватало только на первую главу. Иногда читала про черепаху и кошку да про жару. Зимнюю главу про игру в снежки и мальчика-левшу уже и я готова объявить устаревшей - никогда не читала, хотя детсадовские стихи у нас всегда были на вес золота.

-26

Все на всех - еще один пример быстрого реагирования на государственном уровне на любые изменения ситуации, которые надо донести детям. Только появились детсадовские дачи, как сразу же были написаны книги - стихи и рассказы о том, как дети там живут, играют, отдыхают, сажают репку, поливают цветы, наблюдают за птицами, дружат с кошками, собаками и ежиками и самое главное - как справляются с тоской по дому. Это очень терапевтическая литература для детей. Мне она помогала и сейчас. Даже просто чтение о большом коллективе детей сейчас очень многим необходимо.

-27
-28

Конечно, ностальгична Веревочка... Классики, скакалки, прятки, догонялки - трудные послевоенные времена и последующий рост благосостояния семей никак не сказывались на дворовых играх, дети все так же с воплями носились по дворам, менялся лишь цвет и фасон платьиц и костюмчиков, хотя долгое время летом во дворах бегали вообще в одних трусах.

-29

Следующая партия книжек

-30

В детстве меня очень впечатляла книжка Дом переехал.

Во-первых, иллюстрации Ротова казались прямым продолжением любимого Дяди Степы.

-31

Во-вторых, поражало то, что сказочно-фантасмагоричный сюжет рассказывал реально происшедшее событие, в-третьих, что мне большего всего нравится сейчас, книжку очень удобно читать - на страницах совсем немного текста. Может, потому я была к ней так неравнодушна? Хотя я быстро и самостоятельно научилась справляться с большими текстами.

-32

Про щенков - здесь собрано все любимое с давних лет и по сию пору, потому что в детстве любовь к собакам была всепоглощающей. Плюс давняя любовь к реалистичным иллюстрациям Семенова.

"Собака" и сейчас у меня - одно из самых любимых стихотворений Барто.

-34

И "Я была в стране Суоми" - тоже.

У нас под крылом - это уже школьное, хоть здесь лето и каникулы. Тут летняя трудовая практика.

А дальше начинается школьное. Любимые книжки про первоклассников. Я про них уже целый ролик наговорила и опубликовала.

Тонкие книжки показала, теперь буквально чуть-чуть о сборниках.

-38

Претензий к ним у меня масса. Нет ни одного, который нравился бы мне безоговорочно.

Хорошо подобраны стихи с иллюстрациями Тржемецкого в сборнике четырех авторов Любимые стихи девчонкам и мальчишкам, но мне их все же маловато. Хотелось больше. А вышепоказанные тонкие книжки у меня появились гораздо позже этих сборников..

Резиновую Зину обожаю еще с собственного детсадовского детства, наизусть помню его именно с тех самых пор. Ззззззамечательное логопедическое упражнение с таким огромным количеством ззззудящих зззззвуков в небольшом стихотворении! Круглая картоночка со стишком так понравилась детям, что разорвали ее в первый же день. Срочно купила еще одну и спрятала (для фотосессий, ага)), а первый экземпляр, весь проклеенный скотчем на сгибах-соединениях, дети продолжали неистово любить.

-40

Дело было в январе - яркий красивый и забавный зимний сборник с иллюстрациями Зуева и Якимовой. Отличные развороты! Брала давно, перед Новым годом, чтоб была дома книга с зимними стихами, которая не будет лохматиться по верхнему обрезу бахромой закладок. Чтоб брать и читать! Но мои ожидания не оправдались, и столько оказалось к ней замечаний, что надо писать отдельный пост и разбирать постранично.

-41

Потом я долго терзалась над сборником Я расту с рисунками Игоря Егунова. У сборника было хорошее содержание на 160 страницах, правда, я не была в восторге от иллюстраций, но в наличии в тот момент был такой ужас, что я мурашками покрывалась, глядя на подобное:

-42

И книга выглядела куда более прилично, чем все остальное. Это уже потом появились сборники с Молокановым и Горяевым. Но Горяев все же рисует не для малышей, а для школьников.

Короче, сборник я купила.

-43

И, несмотря на то, что в магазине компоновка мне показалась удачной, при ближайшем рассмотрении и использовании не все оказалось так замечательно. Стихи сгруппированы все же не по возрасту, а значит - перед чтением надо опять листать и втыкать закладки, чего я терпеть не могу. Ужасно неудобно потом читать, и дети отвлекаются. Но все же открывали его достаточно часто, дополняя первый.

Вот еще одна моя серьезная претензия - кроме возрастной путаницы раздражала бесконечная календарная чехарда. Детям надо постоянно подтверждать порядок смены и чередования всех понятий, очередность которых им нужно запомнить.

И в желтом сборнике Мои любимые стихи, о котором я уже писала, разбирая цикл "Младший брат" та же самая неразбериха. Хорошие приятные иллюстрации, очень неплохой выбор стихотворений, но что мешало расположить их в календарном порядке?

Вот коротенький раздел "Звездочки в лесу", который начинается апрелем:

-46

Перелистнем страницу - и у нас летний ливень, поливающий груши с яблоками, а потом... снова весенняя распутица.

-47

А на следующем развороте опять лето с началом осени.

-48

А потом снова лето...

-49

И - тадаммм!.. Холодная весна!

-50

Короче при чтении у нас сплошное "тут играем, тут не играем, тут мы селедку заворачивали..."

И теперь просто покажу развороты с нашими любимыми стихами. Я старалась выбирать и читать детям почаще стихи с описаниями коллективных игр, обращенные к их опыту коллективных дел или проживания различных ситуаций. Конечно, читали и стихи-раздумья, стихи о внезапном осознании важных вещей, о самых разных случаях и встречах. Но мне, как воспитателю, всегда отчаянно не хватало художественных описаний коллективных игр, и я радовалась каждому стихотворению, в котором героев было больше, чем один.

"Кому что..." я когда-то прочитала на листке отрывного календаря и так оно мне понравилось, что сразу же запомнила. Как оказалось, на всю жизнь ))

Вот это очень люблю:

У Барто много замечательных лиричных стихотворений.

Еще два томика из трехтомного собрания сочинений.

-55

Второй появился недавно, я его еще не весь прочитала и понимаю, что там очень много того, что может вызвать яростную критику с обвинениями в тупой и прямой идеологии "в лоб" о том, что такое хорошо. Но вот читаешь "идеологические" строфы о мальчишке, которого будит вся семья, чтоб он не опоздал на завод, о том, как он старается догнать и сравняться квалификацией с приятелем, ушедшим в другой цех на более сложную работу, и смотришь на дату создания стихотворения - 1944. И это не нам, таким умным и независимым, написано, а ему - Никите, которому завтра опять рано просыпаться на смену и выполнять план - взрослую норму...
Там много идеологии - много стихотворений из зарубежных поездок, о сравнении двух миров. Читать надо, отделяя мух от котлет. Да, я больше люблю ее детские стихи, рассчитанные на детей лет до 10, она там внимательнее, бережнее, чем в подростковых, часто морализаторских. Но это нисколько не отвращает меня от других - любимых стихов. Отношусь с пониманием - такое было время, ситуация. Послевоенные книги грешат неприкрытой воспитательной моралью не от тупости писателей и их заигрываний с властью. Это было необходимо читателю - полстраны сирот, безотцовщина, измученные матери, успевающие только что-то по хозяйству сделать, когда там душеспасительные беседы вести. Книги детей воспитывали, да, такие топорно-морализаторские тоже. Если книгу в руки не возьмут, то прочитают хотя бы стишок в "Пионерской правде", услышат его по радио в "Пионерской зорьке". Пускай утрированно-гротескный - это, чтоб достучаться даже до шпаны. К морализаторскому надо относиться как к историческому чтению.

А третий том, как уже говорила, люблю с детства. В нем не только стихи, но и юморески, которые детским голосом читала по радио Рина Зеленая, сценки для школьной самодеятельности, киносценарии и даже песни с нотами.

-56
-57

Вот на этом закончу.