Найти в Дзене
Сергей Миронов

Кровавый алмаз Александра Грибоедова: смерть поэта на службе России

Оглавление

11 февраля 1829 года разъяренная толпа в Тегеране разгромила русское посольство. Жестоко убиты были все сотрудники, включая главу посольства - Александра Грибоедова, автора знаменитого “Горя от ума”. Хочу сегодня подробнее рассказать об этой малоизвестной стороне жизни Грибоедова и его заслугах перед нашим государством

Служить был рад

Александр Грибоедов прочно вошел в русскую культуру как автор бессмертной комедии “Горе от ума”. "А судьи кто?.." - спрашиваем мы, ставя под сомнение какие-то навязываемые нам оценки и авторитеты. А еще: "Счастливые часов не наблюдают...", "Подписано, так с плеч долой", "И дым Отечества нам сладок и приятен!.." - целая россыпь крылатых фраз ушла из этого произведения в народный язык, как это предугадал Пушкин (кстати, полный тезка Грибоедова), писавший, что половина стихов из произведения “должны войти в пословицу”.

Но мало кто знает, что литература занимала далеко не главное место в жизни Грибоедова, а являлась, говоря современным языком, хобби. Главным же для него было дипломатическое поприще, на котором ему за свою короткую жизнь удалось добиться для России важных успехов. В отличие от своего героя Чацкого, Грибоедов не был “лишним человеком” для страны, а напротив - служил ей со всем рвением талантом.

“Заменял собой армию”

Встреча русских послов с персидским наместником Аббас-Мирзой. Грибоедов в белых брюках изображен в центре стоящей слева группы
Встреча русских послов с персидским наместником Аббас-Мирзой. Грибоедов в белых брюках изображен в центре стоящей слева группы

Александр Грибоедов с детства демонстрировал выдающиеся способности: шести годам он говорил на трёх иностранных языках, а в подростковом возрасте — на шести. В 15 лет он успешно окончил юридическое отделение Московского университета. Через два года грянула Отечественная война 1812 г. Грибоедов, как настоящий патриот, вступил в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова, однако особых воинских почестей не снискал: в дороге заболел, отстал от полка и оказался на лечении в тылу.

Дипломатическая карьера Грибоедова началась в 1818 году, причем перед молодым человеком стоял традиционный русский выбор между Востоком и Западом. Он мог отправиться Вашингтон, столицу молодого американского государства в качестве чиновника русской миссии в США. Но Грибоедов выбрал Восток и занял должность секретаря при царском поверенном в делах Персии.

Восточное направление во внешней политике являлось тогда одним из важнейших. Персия, поддерживаемая англичанами, вела с Россией борьбу за господство над Кавказом и Закавказьем. В 1826 году началась вторая Русско-персидская война, завершившаяся военной победой русского оружия. Однако этот успех еще нужно было закрепить дипломатически. И вот, 14 марта 1828 года Грибоедов прибыл в Петербург, чтобы вручить император Николаю I проект Туркманчайского мирного договора, в подготовке которого поэт принимал самое активное участие. Договор был для нашей страны крайне выгодным: по его условиям Россия закрепляла свои предыдущие завоевания, а также включала в свой состав территории Эриванского и Нахичеванского ханств, относящиеся к области исторической Восточной Армении. Кроме того, Персия должна была выплатить крупные денежные репарации.

Взятие русскими войсками Эриванской крепости, Ф. Рубо, 1893 г.
Взятие русскими войсками Эриванской крепости, Ф. Рубо, 1893 г.

Заслуги Грибоедова были достойно оценены: он получил орден Святой Анны 2-й степени и назначен полномочным министром в специально учрежденной Российской императорской миссии в Персии. Главной задачей Грибоедова в новой должности было как раз следить за исполнением подписанного мирного договора.

Вклад Грибоедова в укрепление позиций России на Востоке был значительным, что даже недолюбливающий военачальник и кавказский наместник Николай Муравьёв признавал: «В Персии, в чине посланника, был совершенно на своём месте. Он заменял нам там единым своим присутствием двадцатитысячную армию. Во всей России не найдётся, быть может, способного на то человека...»

Резня в посольстве: армянский фактор и британский след

Высокое назначение в Тегеран омрачалось тяжелыми предчувствиями, терзавшими Грибоедова. Пишут, что как-то раз он сказал утешавшему его Пушкину: «Вы не знаете этого народа (персиян), увидите, что дело дойдет до ножей». В другом разговоре Грибоедов выразился еще однозначнее: «Не поздравляйте меня с этим назначением: нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг и никогда не подарит он мне туркманчайского договора».

-4

И действительно: русская миссия в Персии с самого начала работала в очень тяжелой, враждебной обстановке. Местное общество было чрезвычайно озлоблено поражением в войне и унизительным миром. На улицах и в мечетях звучали проповеди, разжигавшие неприязнь к неверным. Масла в огонь добавляло покровительство русского посольства по отношению к армянам, которые захватывались персами в рабство и насильно обращались в ислам, а теперь стремились вернуться на родину. В частности, убежище в русской миссии получил Мирза-Якуб — армянин-евнух из шахского гарема. Помимо самого факта посягательства на “собственность” шаха, ситуацию усугубляло то, что Якуб Маркарянц был не просто евнухом, а казначеем, и владел секретами, разглашения которых шах совершенно не хотел допустить. Тем не менее, Грибоедов лично не допускал выдачи персам единоверцев христиан.

Итогом всего этого стала жуткая резня, которую 11 февраля 1829 года устроила в русском посольстве толпа фанатиков-исламистов. Охранявшие посольство казаки приняли бой, но численное превосходство противника не давало шансов на спасение. Вместе с казаками до последнего мужественно сражался и Грибоедов. Когда сил сопротивляться не осталось, толпа буквально растерзала его - опознать тело удалось только по особым приметам, шраму на руке, полученному на давней петербургской дуэли.

Одной из загадок трагедии остается роль единственного выжившего сотрудника посольства - секретаря Мальцова. По одной версии он спрятался, завернувшись с помощью слуги в один из ковров, прислоненных к стенам; по другой - укрылся в доме дружественного перса, по третьей - подкупил местных, чтобы те отводили погромщиков от его убежища. Примечательно, что впоследствии Мальцов, оставшийся на дипломатической службе, прямо указывал на английский след в случившемся. Он писал: “Всем известно, что англичане там, где дело касается до их политической власти, не слишком разборчивы в средствах к достижению своей цели; и кто, после всего случившегося, может решительно сказать, что кровь русская в Тегеране не была куплена ценою английского золота…»

Пушкинский приговор

Алмаз “Шах”, ставший “отступным” за голову А, Грибоедова, хранится сегодня в Алмазном фонде московского Кремля  и является вторым по ценности в России после бриллианта «Орлов
Алмаз “Шах”, ставший “отступным” за голову А, Грибоедова, хранится сегодня в Алмазном фонде московского Кремля и является вторым по ценности в России после бриллианта «Орлов

Опасаясь возмездия со стороны России, персидский шах отправил в Петербург покаянное посольство, с которым были переданы многочисленные дары и драгоценности. Главной из них стал легендарный алмаз “Шах” весом в 88,7 карат, служившей регалией еще средневековых правителей Востока. Кроме того, русского императора заверили, что всех замеченных в погроме шах приказал казнить, наместника Тегерана за непринятие должных мер — «удалить вовсе со службы», а ставшего главой мятежа муджшехида Мирзу-Месиха — «сослать в один из отдаленных городов нашего государства, в заточение». Впрочем, главным фактором стало то, что Россия уже находилась на тот момент в войне с Турцией и возможностей открывать еще один фронт не было.

Согласно завещанию Грибоедова, его могила находится в Пантеоне на горе Мтцаминда в Тбилиси, рядом с могилой его жены - грузинской княжны Нины Чавчавадзе
Согласно завещанию Грибоедова, его могила находится в Пантеоне на горе Мтцаминда в Тбилиси, рядом с могилой его жены - грузинской княжны Нины Чавчавадзе

Может показаться несправедливым, что гибель великого русского писателя и дипломата, которого Пушкин называл “одним из самых умных людей в России», осталась фактически безнаказанной. Но разве не менее несправедливо то, что мы сами так мало знаем о жизни и деяниях наших выдающихся соотечественников? Тот же Пушкин с горечью писал после гибели Грибоедова: “Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…” Призываю вас, друзья, не быть такими, а изучать нашу славную историю, лучше узнавать ее героев, чтобы по праву гордиться своей Родиной.

Читайте также:

1️⃣ Семь часов боя в одиночку! Как военная смекалка помогла сержанту, который готов был умереть, но не сдать позицию

2️⃣ Сколько стоит российское гражданство и почему жесткая депортация мигрантов – единственный выход

3️⃣ Можно ранить, можно убить. Остановить — нельзя. Подвиг русского морпеха под Киевом