Первым китайским игроком в премиум-сегменте на российском авторынке был заявлен Exeed. Это «дочка» Chery сначала появилась как CheryExeed еще три года назад. Затем маркетологи «отстроили» эти два бренда. Chery – это масс маркет, ну а Exeed – это первый китайский премиальный.
Еще три года назад, в представлении российского автомобилиста к премиальному классу относили прежде всего «большую немецкую тройку» - Mercedes-Benz, Audi и BMW. Не забудем и другого немца – Porsche. Также к премиалам, по версии АА Автостат, который делил российский рынок на массовый и премиальный сегменты, относили американские Cadillac и Jeep, английские марки Jaguar, Land Rover и Mini, японские Lexus и Infiniti, а также такие марки как шведский Volvo и корейский Genesis. Понятно, что в этой классификации аналитиков есть некая искусственность. Но в принципе другого у нас нет, поэтому будем отталкиваться от этого.
До экономического кризиса и санкций в 2021 году на эти марки приходилось 9,3% от всего российского рынка новых автомобилей. Конечно, тон в этом сегменте задавала немецкая тройка – BMW, Mercedes-Benz и Audi. Первые две марки продавали у нас более 40 тысяч своих автомобилей каждая. Результаты Audi были скромнее – чуть более 16 тысяч новых автомобилей с четырьмя кольцами на радиаторе.
Также весомыми были результаты Lexus - более 19 тысяч. Остальные премиалы продавались весьма скромненько от нескольких сотен (Jaguar) до нескольких тысяч, но менее 10 тыс.
Два лидера премиум-сегмента мечтали построить свои сборочные заводы в России, из корыстных интересов. Дело в том, что если спрятать свои автомобили за российский VIN, то можно существенно увеличить продажи за счет участия в госзакупках автомобилей в качестве служебных для российского чиновничества.
В конце концов Mercedes-Benz решился на такой эксперимент и построил в Подмосковье свой сборочный завод в Есипово. На его открытие пригласили президента. Конечно, руководство немецкого концерна не знало, что произойдет в дальнейшем. А вот баварский BMW, который опережал по объемам продаж своего конкурента из Штутгарта долго взвешивал на весах стоит ли связываться с Россией и строить свой завод. Он проникал на российский рынок через калининградский завод Автотор, где велась по сути отверточная сборка его автомобилей.
Правда, в 2021 году все же просочились слухи, что BMW построит свое предприятие в Калининграде в районе Храбово. Но затем немцы передумали, взвесив все риски. Теперь это все позади и осталось в истории. И рынок премиалов тоже теперь другой.
Сегодня бывшие дилеры действительно премиальных марок, и менеджеры автосалонов, не моргнув глазом уверяют доверчивых покупателей, что китайские премиальные автомобили ничуть не хуже тех, которые они продавали ранее.
Какие марки «отловили» в потоке автомобилей из Поднебесной аналитики Автостата и классифицировали их как премиум? В прошлом году доля премиум-сегмента увеличилась до 10%, и фактически вернулся к докризисному показателю 2021 года. При этом на «традиционный премиум» пришлось только 3%, а новый китайский премиум подрос до 7%. У китайцев официальные поставки, а вот европейские и японские премиум-марки можно приобрести только как параллельный импорт.
Общий объем премиум-сегмента составил в 2023 году 106 тысяч автомобилей, что в два раза больше чем годом ранее.
Лидер продаж – дочка Chery - Exeed с результатом 42152 автомобиля. На втором месте – TANK (13021 шт.). Бывший лидер российского премиум-сегмента немецкий BMW (9139 шт.) замыкает лидерскую тройку. Неугасимая любовь россиян - Mercedes-Benz (6849 шт.) на четвертом месте, на пятом - Lexus (4976 шт.). В ТОП-10 новых премиалов России Lixiang, Voyah, Zeekr, Audi и Hongqi. При этом автомобили Lixiang и Zeekr официально в нашу страну не поставляются, а наряду с Voyah они представлены в сегменте электромобилей и гибридов.
источник
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz