АЗС на нефтяном месторождении – именно здесь топливораздаточное оборудование как нигде близко к источнику добычи своего главного ресурса – топлива. Но даже если предприятие стоит на нефтяных залежах, его эффективность напрямую зависит от своевременной заправки многочисленного парка техники и от отсутствия сбоев в поставках топлива.
В марте 2023 года компания «Газпромнефть-Хантос» запустила в работу на нефтепромысле собственную сеть «умных» АЗС, состоящую из 9 станций Benza. Что было в приоритете у гиганта нефтяной промышленности, когда проект запускали, как мини станции справляются с огромными потоками проходящего через них топлива и кто это контролирует. Сегодня рассказываем об «умных» помощниках на нефтяном месторождении.
Возле каждого «куста»
№1 – запрос на доступность
Каждое месторождение – небольшой «город» со своим парком техники. У «Газпромнефть-Хантос» как крупнейшего добывающего предприятия компании «Газпром нефть» таких месторождений несколько. Они расположены в Ханты-Мансийском автономном округе – на территории Югры и Тюменской области. От Пензы, где были изготовлены мини АЗС Benza, – это 2 300 км по федеральным трассам. Только представьте, какой путь проделали станции прежде, чем оказаться на месторождении в северном регионе. Впрочем, мобильные заправки давно освоили дальние переезды, и 40-кубовые резервуары – это стандартный объем – достаточно легко перевозятся с помощью трала на дальние расстояния.
Все, кто знаком с бытом нефтяников, знают, что месторождение разбито на множество кустовых площадок, где непосредственно ведется добыча. Место изначально выбирают по данным геологоразведки, после этого подготавливают, вырубают леса, осушают болота и отсыпают первичную площадку под бурение глубинной скважины. Эта площадка в обиходе и получила название «куст».
Каждый «куст» – как мини городок. На специальных «базах» построены общежития, столовые, важные административные здания. Здесь же оборудованы пункты заправки. Как правило, это АЗС с наземным резервуаром. Выдача топлива происходит по картам. Каждая карта пользователя заведена в программу, по ней можно заправить доступный лимит.
На таких АЗС заправляется техника подрядчиков «Газпром нефти». Как владелец месторождения компания нанимает множество подрядных организаций. В том числе самые важные в цикле добычи – те, что производят бурение. Каждый подрядчик участвует в процессе со своим автопарком. Главное, чего хотели добиться, запуская сеть АЗС, – чтобы вся многочисленная техника заправлялась без простоев, сбоев, своевременно и при этом, всегда под рукой был стратегический запас топлива.
На Южно-Приобском месторождении проект был запущен в 2023 году, всего установлено 9 КАЗС Benza, контроль за которыми ведется удалённо в цифровом режиме. Обслуживанием и сбором информации о потреблении топлива здесь занимается также подрядчик.
Правило №1: Когда все основные силы сосредоточены на главном, в данном случае, – добыть из недр земли «черное золото», – сопутствующие задачи, которые помогают организовать этот процесс, поручают подрядным организациям.
Подружиться с подрядчиками
№2 – запрос на развитую инфраструктуру
Управляют потоками топлива на месторождении несколько основных участников. Первый – подрядная организация, которая взяла КАЗС в аренду и поставляет топливо. Второй участник – подрядчик, который занимается обслуживанием станций, отвечает за исправность программного обеспечения, контролирует расход. Эти два важных звена отвечают за одну задачу, чтобы топливо своевременно попадало в баки работающей на месторождении техники.
«Техника самая разная. В зависимости от подрядчиков, кто чем занимается, потребление топлива отличается. Одни отсыпают дороги – у них самосвалы, грейдеры, камазы. Другие непосредственно участвуют в бурении и заправляют буровые установки. Но для тех, и других важно, чтобы топливо всегда было в наличии. Буровые установки заправляют топливозаправщики. На них также стоят контроллеры, которые учитывают полностью расход топлива», – рассказывает руководитель подрядной организации ООО «Спецтранссервис» Семен Истомин.
Наибольшую пользу от установки КАЗС ощутили подрядчики, имеющие в своем парке 10-15 единиц техники. Таким организациям было не выгодно содержать и обслуживать свой бензовоз. Мини станции установили с расчетом общего пользования: не нужно тратить время на переезды, достаточно знать, где находится ближайшая КАЗС. Одновременно на этих станциях заправляются до 12 автомобилей.
«Карточки мы заводим сразу на все станции, водители могут заправиться на всех КАЗС на месторождении. Это удобно. Они часто переезжают с точки на точку, поэтому с самого начала мы не распределяли станции между организациями», – комментирует подрядчик.
Правило №2: Создать условия, чтобы все звенья, участвующие в производственном процессе выполняли задачи с наибольшей эффективностью и были обеспечены для этого всем необходимым, в данном случае, – топливом.
Через КАЗС на месторождении в месяц проходит 120 000 тонн топлива. При этом не все станции загружены одинаково. Есть две точки, где транспорта очень много, соответственно, там наибольший расход, и резервуар пополняется чаще. На других точках – раз в 10 дней. Подрядчик не допустит, чтобы поставки топлива задержались. Именно поэтому крупные компании предпочитают передавать контроль сторонним профильным организациям.
Остановиться – значит не заработать
№3 – запрос на высокую производительность
Южно-Приобское месторождение – самый зрелый актив «Газпромнефть-Хантос», который обеспечивает значительную часть добычи предприятия. Наращивая скорость строительства скважин, здесь повышают общую операционную эффективность деятельности компании.
В 2023 году на нефтепромысле установили новый рекорд. При строительстве скважины за сутки здесь пробурили 2425 метров горных пород. Скважину удалось построить за 24 дня вместо планируемых 28. При этом техника работала с минимальными перерывами, заправляясь с помощью топливозаправщиков и КАЗС.
Правило №3: Запуск сети КАЗС, продуманная внутрипромысловая логистика и оперативные поставки качественных нефтепродуктов позволяют компании оптимизировать транспортные затраты подрядных организаций, повысить производительность ключевых звеньев нефтепромысла и уровень промышленной безопасности, в целом.
Наглядный пример ещё раз доказывает, что в любом производственном или добывающем процессе главное – это время, которое тратится с наибольшей эффективностью. Грамотно выстроенные процессы топливообеспечения внутри организации уже через год дают результаты в виде экономии и высокой производительности.