Заметки по поводу выставки живописных работ «Авангард. Пути второго поколения. Выставка «№1»
Текст: Галина Мумрикова
Сложилось впечатление, что авангардные выставки решили проводить в Беляево только потому, что 50 лет назад недалеко отсюда растерзали художников, проехавшись по их картинам бульдозерами. «Славный» был денек. Я была на той выставке на открытом воздухе и знаю, сколько там картин погибло. И как чуть не погиб Оскар Рабин. Так что не будем о грустном. Нынешний «авангард» (типа второй волны) чувствует себя вполне комфортно и, «упакован», как положено, в современном здании в чистенькой галерее…
Но почему-то меня в этой чистенькой галерейке заела грусть-тоска. Захотелось разобраться. Поразмышлять…
Выставка, кстати, уже закрылась. Стала своего рода историей, как и мой короткий «набег» на нее. Как и вся экспозиция в целом. Так почему же грусть-тоска, с какой стати? Попробую сформулировать.
В напечатанной преамбуле было четко сказано: «выставка №1» – первая в серии запланированных выставок в Галерее Беляево, которые призваны продемонстрировать многообразие художественной жизни второй половины ХХ века, проследить пути её развития на срезе одного поколения живописцев». Далее в пресс-релизе этак коротенько зрителям рассказали про ту самую художественную среду неофициального искусства, которая действительно сформировалась к 1970-м. Это неофициальное искусство никак не вязалось с реализмом генеральной линии партии. И «партия» в 1976 году пошла навстречу нонконформистам, кинула им «кость», разрешив создать свою секцию на Малой Грузинской, 28.
Впрочем, о Малой Грузинской, 28 достаточно писано-написано.
Итак, вторая волна авангарда, художники которой «истоки своего творчества продолжают искать и находить в русском авангарде начала XX века, в среде «шестидесятников» и в круге участников выставок на Малой Грузинской, органично развивая идеи нонконформистов».
Так ведь вроде все здорово, если бы не маленькие шероховатости (это мягко говоря) как в самой идее, так и в ее воплощении. Начнем с места. Если уж решили показывать «второй авангард» в Беляево, то почему же куратор не «привязал» и не связал саму идею с реально ставшей уже историей Бульдозерной выставкой, у которой, можно сказать, в этом году такой печальный 50-летний юбилей. Почему нельзя было хотя бы маленькую экспозицию посвятить памяти этого события советского времени. Материала, фотографий предостаточно. И это было бы интересно не только жителям микрорайона – всем. И это было бы гораздо интереснее сухого текста пресс-релиза, содержание которого вряд ли понятно большинству зрителей, для которых ни термины, ни фамилии тех самых «шестидесятников» ничего не говорят.
А тут собрали десять художников – продолжателей авангарда, наклеив на стены листочки с текстами из их биографий по принципу «родился-учился-выставлялся», взятых в Инете и даже толком не отредактированных с перечислением (видимо, для «весомости») всех регалий и количества музеев, стран и коллекций, в которых находятся их работы. С жуткими фотографиями самих художников. От бедности, скажете. Полиграфия нынче дорогая. Нет! Если дорого напечатать нормальный каталог, дорого найти приличную бумагу, тогда надо найти другой путь «подачи» каждого художника. Они действительно заслуживают большего. Они действительно заслуживают грамотный текст на качественной бумаге, взятый ну хотя бы для приличия в рамочку, а не наклеенный на стенку как на доску объявлений в подъезде дома. А так «подавать» художников – это не уважать их. Так, на сайте artchive.ru в тексте про Александра Кацалапа я нашла такие словечки как «рИцензия», «расСпался», «до серИдины». Это как понять? Лично меня взяла досада и стало обидно за каждого живописца.
Галерея Беляево – место для выставки такого рода сложное. Прямо скажем, не музей. Это на сайте помещение выглядит так радостно-глянцево, а в жизни превращается в какой-то проходной двор, коридоры, где вдоль стен расположены вроде как лавочки-банкетки, но садиться на них нельзя и потому под каждой картиной лежал листочек с грозным предупреждением – не садиться! Лежал – и действовал на нервы. Да кому ж в голову придет сесть спиной к картине?!
По поводу развески. Конечно, сложно гармонично «помирить» десять художников, невозможно изменить цвет стен, что-то сдвинуть-передвинуть – это факт. Например, полотно Рубена Апресяна «Композиция с черной полосой в светлом» просто слилась с белой стеной и растворилась в ней. Хотя, не сомневаюсь, голову над развеской пришлось поломать изрядно. Современная интерпретация любой экспозиции требует особой фантазии, совсем не ординарной, чтобы на сто процентов использовать пространство, чтобы выставка неожиданно «заиграла», повернулась лицом к зрителю.
Полагаю, что предыдущая выставка художников «второго поколения», которая проходила в прошлом году в Калужском музее изобразительных искусств, выглядела куда солиднее. В ней участвовало семь художников, пятеро из которых оказались в Беляево.
Итак, десять художников. Все они члены известных союзов, объединений, академий – от МОСХ и ТСХР до СХР, РАХ и даже Международной федерации художников. Все – профессионалы разных живописных школ.
Александра Павловича Шеко уже нет среди нас. С его работ, чем-то отдаленно напоминающих гравюры, начиналась экспозиция. Он, кстати, единственный в этой десятке, кто постоянно участвовал в выставках на Большой Грузинской. А один автор на Livejournal в своей статье «Художник мирового уровня, о котором вы ничего не слышали. Александр Шеко» сказал, что в его картинах есть «прозрачность, светоносность (однако!), одухотворенность».
Иконический символизм Елены Болотских лично я не воспринимаю никак. Подойдя поближе к ее иконообразному ряду, мне резко захотелось лечь в гроб и накрыться крышкой. Чего не могу сказать о работах Татьяны Файдыш, выпускницы Суриковки и ученицы Таира Салахова. «Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра» – как вам картина маслом!
Забор, с которым так сроднился Александр Кацалап, из обычного ограждения превратился-таки в арт-объект. Он у него, по его же словам, "как вишенка на торте". Ну что ж, имеет место быть, меняться, стариться, вдохновлять.
Не поклонница я и художественно-эстетических исканий Сергея Брюханова. Персональных выставок у него было полно, и его биография включена в британское издание 2001 года «2000 выдающихся художников и дизайнеров XX столетия». Ну, с Кембриджем не поспоришь, хотя… Из нынешней десятки художников Брюханов мелькает почти на всех топовых столичных выставках. Он да Ваулин. Но о "мелькании" чуть позже.
Когда я узнала, что Виталий Копачев давно-давно был участником выставки в Штутгарте вместе со столь любимым мною Валерием Кошляковым, он как-то автоматически вошел и в мою топовую десятку. Видела я его работы и в Omelchenko Gallery в 2017 и 2018 гг. И в Artplay я его тоже видела. И узнавала. Один писатель назвал Копачева «Хлебниковым живописи». И правда, что-то футуристическое проглядывает:
… Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы…
А вот Рубен Апресян, который пять лет учился у Иосифа Гурвича, шел к абстрактной живописи целых 27 лет. Внутренний мир Овакима Сехпосяна остался для меня закрытым. Может, пока, до поры до времени.
Как попал в десятку второго поколения Алексей Ваулин – загадка. Он в 1974 году только родился. В отличие от вышеперечисленных коллег Ваулин пиарится везде, на всех выставках. Без разбора. Он всегда на виду. «Известность определяется активностью художника: он должен вести собственный блог, общаться с журналистами, правильно вести соцсети, правильно писать о себе посты… Презентации, видео, книги, журналы — все должно идти в ход популяризации художника. Художник должен охватывать большое поле…» - это его слова. И слова, в общем-то, правильные. Просто не все художники могут. Не все умеют охватывать то самое большое поле. Мелькать перед галеристами и начальством, вести дружбу с дилерами и большим начальством, от которого, получается, зависит известность.
Впрочем, это уже другая тема. Не менее грустная в нашем грустном времени. Так что ждем-с выставку № 2.
#выставки#искусство#изобразительное искусство#Авангард. Пути второго поколения. Выставка №1#галерея Беляево