Найти тему
Наталья Швецова

За покупками. О рынках и "базарных" днях.

Наверное уличные рынки, как явление, у нас неискоренимы! Даже сейчас, когда города заполонили различного рода супермаркеты и бутики.

А когда я была ребёнком, и за одеждой, и за продуктами ходили на рынок. На «базар», как тогда у нас говорили.

Ох уж этот незабываемый процесс примерки одежды! Стоишь в торговой палатке на картонке. От толпы снующих по рынку людей тебя отделяет лишь тонкая шторка на верёвочке. Продавец просовывает внутрь «примерочной» понравившуюся вещь. Порыв ветра подхватывает шторку, и все проходящие мимо лицезреют тебя в труселях, сиротливо стоящую на картонке. Наконец облачаешься в злосчастную шмотку. Продавец одергивает шторку, берёт в руки зеркало, приклеенное на кусок коробки, и протягивает, глядя на тебя:

-Ну хорошооооо!

-А есть размер побольше? На вырост возьмëм — спрашивает мать.

«Хоть бы не было, хоть бы не было» — проговариваешь про себя. А продавец уже достаëт из клетчатой сумки что-то сшитое явно на великана…

На рынке заметнее всего было приближение учебного года. Вроде бы ещё август, а изо всех палаток уже виднеются белые рубашки и блузки, стоят на раскладных столиках ряды школьной обуви. Родители с детьми снуют между палатками в поисках подходящего товара. Всë вместе это похоже на большой жужжащий улей. В такие моменты становилось тоскливо от того, что уходит лето и заканчиваются каникулы. Но новая одежда немного компенсировала унылое предшкольное настроение.

Зимой было ещё интереснее. К «летающей» шторке, картонке и «засвеченным» труселям добавлялся мороз. Тут уж не до красоты, надо брать хоть что-то пока не окоченела.

Когда-то давно вещевой рынок в нашем Цимлянске образовывался каждую пятницу на территории стационарного продуктового. На большую по тем меркам площадь рынка заезжали палатки с одеждой и бытовыми принадлежностями. Потом приезжих продавцов стало больше, и рынок растянулся по улице Социалистической, почти до Универмага.

Зимой по утрам мы были в школе, и на рынок попадали лишь в случае крайней необходимости. А летом прогулка по торговым палаткам была для нас настоящим развлечением.

Одежду нам покупали редко, мама всегда брала только самое необходимое. Но вместе с полотенцами-прищепками-крышками она часто покупала нам баночку клубники или малины. А иногда даже беляш! Тëтенька доставала горячие беляши из большой цилиндрической ëмкости, которую перевозила на двухколёсной тачке, и воздух вокруг наполнятся аппетитным ароматом.

А потом появилась шаурма! Она стоила того, чтобы идти «за тридевять земель» по жаре на рынок! Это сейчас беляши и шаурму можно купить на каждом углу, а тогда это была редкость. И вкусность!

-Ешьте дома чтобы потом не просили- говорила мама перед тем, как отправиться на рынок.

-Не хочется — старательно отнекивались мы.

А учуяв долгожданный запах шаурмы, начинали тихонько завывать:

-Есть хотим…

-Терпите до дома! Придём, разогрею суп

-Очень хочется кушать…

Мама ругалась, но покупала долгожданную вкусняху, и мы счастливые шли домой.

Потом для вещевого рынка выделили отдельное место на окраине города. И многочисленные торговые палатки, шаурма и доносящиеся из хрипловатых колонок музыка переехали туда.

Музыка, вместе с шаурмой, создавала особую атмосферу. Записать самостоятельно понравившуюся песню было сложно. А купить кассету, а потом и музыкальный диск можно было только на базаре. Продавцы включали погромче популярные мелодии, заманивая покупателей. Продукция в большинстве своём не была лицензионной, но кого это волновало!

Окончив университет и понимая что количество безработных специалистов в моей профессии сильно превышает спрос, и я какое-то время разъезжала по рынкам в качестве продавца. Было тяжело физически, даже моя палатка весила почти столько, сколько я сама. А передвигаясь с огромной клетчатой сумкой, взваленной на спину, я напоминала разноцветную черепаху. Но воспоминания о тех временах вызывают тëплые чувства. Это часть моей жизни, и она неплохая.

Пятничные «базары» у нас почти исчезли. Их заменили более удобные магазины или он-лайн доставка. Территория бывшего вещевого рынка заброшена. И лишь на оптовом по пятницам можно встретить несколько палаток с одеждой.

Недавно я с семьëй побывала в Петровске. Это небольшой городок в Саратовской области. Как и в любой местности, есть здесь свои отличительные особенности — старинные дома, музеи, парки.

-В воскресенье здесь базарный день — как-то сказал муж.

-И что, здесь прямо настоящий рынок? — удивилась я. И решила обязательно туда попасть.

Да, это был тот самый рынок! Такой же, как в детстве! Оказывается где-то они ещё существуют! На большой площади рядами выстроились многочисленные палатки, из которых выглядывали белые рубашки, брюки, и прочие атрибуты школьной жизни. Всë-таки конец августа!

Я купила мелкому кое-что из школьной одежды. А потом увидела женские брюки, как раз такие, которые я давно хотела. Примерить? Пожалуй, да.

И вот, как когда-то давно, я стою на картонке за тонкой шторкой и пытаюсь впрыгнуть в понравившуюся вещь до следующего порыва ветра. Получилось! Смотрю в большое зеркало. Продавец довольно кивает. Как же радует что не нужно брать ничего на вырост!

Всё-таки хорошо что такие уличные рынки существуют до сих пор. Есть в них особый колорит. И все неудобства в виде шторок, ветра и пресловутых картонок кажутся даже милыми.

"За покупками", масло/холст, 40*50 см
"За покупками", масло/холст, 40*50 см