«И ты говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духом мудрости». (Шмот 28:3) Похожий стих мы находим в главе Ки Тиса (Шмот 31:6): «И в сердце каждого мудрого сердцем Я дал мудрость». Мудрецы учили из этих слов, что Творец даёт мудрость только изначально разумным людям. Рав Хаим из Воложина в книге «Нэфэш а-Хаим» (4:5) спрашивает: откуда будет у человека первичная мудрость? Отвечает рав Хаим, что речь идёт о богобоязненности, поскольку она также называется мудростью, как сказано (Йов 28:28): «Вот богобоязненность – это мудрость». А приобретение богобоязненности зависит только от самого человека, как сказано (Дварим 10:12): «И теперь, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, просит у тебя? Бояться Г-спода, Б-га твоего». Подобное сообщил уже нам мудрейший из всех людей, царь Шломо (Мишлей 1:7): «Богобоязненность – начало познания, мудрость и постижение знания глупцы презирали». Объясняет Виленский Гаон: когда у человека есть трепет перед Небесами, он желает постигнуть волю Создателя и понять, ка