Найти тему
PRACTICAL ELECTRONICS

Простые ЗУ для автомобильного АКБ. Релейная схема

Оглавление

В первой и во второй статьях были рассмотрены простые ЗУ для автомобильных АКБ. Думаю, что нельзя оставить без внимания и любителей мототехники.

Сейчас, как правило, в мотоциклетной технике, используются герметичные двенадцати вольтовые SLA-аккумуляторы, ёмкость которых зависит от мощности и назначения самой техники и измеряется от единиц до двух - трёх десятков ампер часов.

В этой статье рассмотрим схему автоматического зарядного устройства для SLA-аккумуляторов небольшой ёмкости. Схема гибкая и позволяет адаптировать ЗУ под конкретный тип используемого аккумулятора.

Схема электрическая

Схема электрическая принципиальная ЗУ для мотоциклетных АКБ
Схема электрическая принципиальная ЗУ для мотоциклетных АКБ

Принцип работы

Функционально схему можно разделить на 3 узла:
- ограничение максимального тока заряда;
- стабилизация напряжения заряда;
- отключение
ЗУ по окончании заряда.

Узел ограничения максимального тока

Выполнен на источнике тока DA1 и R1. Максимальный возможный ток заряда в этой схеме - 1,5 А. Ток заряда выбирается сопротивлением резистора R1. Для удобства, составлена таблица:

-3

Узел стабилизации напряжения заряда

Узел выполнен по стандартной схеме включения LM317 - DA2. Напряжение выбирают подбором сопротивления резистора R2:

-4

Узел автоматического отключения ЗУ

Реализован на операционном усилителе DA4 - LM358, который управляет открытием транзистора VT1, а, следовательно, и включением реле К1.

Опорное напряжение для DA4 - 2,5В снимается со стабилизатора 7812 через делитель R6R7. На инвертирующий вход (2) подаётся контрольное напряжение с АКБ через R10R11R12, которое, как только станет больше опорного, выход (1) микросхемы отключит ЗУ от АКБ.

Настройка порога отключения производится подбором номинала резистора R12.

-5

В схеме предусмотрена индикация режима работы ЗУ - VD6 - активен режим заряда, VD4 - окончание заряда, VD3 - подключение ЗУ к сети.

Таким образом на протяжении одной зарядки АКБ протекают 2 цикла. Первый, начальный - АКБ - разряжен - зарядка стабилизированным током. И второй - по завершению заряда АКБ - стабилизированным напряжением.

Конструкция и детали

Печатная плата для схемы ЗУ для мотоциклетных АКБ
Печатная плата для схемы ЗУ для мотоциклетных АКБ

Печатная плата односторонняя, рассчитана на недорогое реле типа NRP, стоимостью примерно 140 ₽. Расчёты сопротивления R12 приведены для него же.

При эксплуатации ЗУ с максимальным током заряда больше 0,5 А, к DA1, DA2 крепят дополнительно небольшие теплоотводы.

Трансформатор Т1 - любой маломощный, рассчитанный на ток 2 А при напряжении на вторичной обмотке 15-18 В.