Головоломка «составных голов»
На самых известных картинах Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593) трудно увидеть привычные для классической живописи портреты, но именно эта оригинальность вызывает неподдельный интерес к творчеству итальянского мастера.
Стоит только зрителю переключить внимание с отдельных живописных деталей на картину в целом, как из нагромождения плодов и овощей, переплетенных между собою трав, цветов, разнообразных предметов или фигур животных, умещающихся на полотне, рождается диковинный человеческий облик.
Ассоциация, метафора, аллегория, метонимия – художественные средства еще не знали таких воистину буквальных предметных воплощений. Собрать образ из составных частей, «прочитать» его целиком, как будто составляешь текст из россыпи литер алфавита – первая задача живописной головоломки. Но самое главное – найти ключ к пониманию изображения. В этом вопросе исследователи, ценители и знатоки дают немало различных толкований.
При дворе Габсбургов
В 1562 году Арчимбольдо покидает родной Милан и отправляется в Богемию, чтобы стать придворным портретистом Фердинанда I, затем он служит при дворе Максимилиана II в Вене и у его преемника, императора Рудольфа II, – в Праге.
В обязанности художника входит не только написание королевских портретов, помимо этого он, подобно Леонардо да Винчи, трудится над изобретением гидравлических механизмов, музыкальных автоматов, создает костюмы и декорации для грандиозных театральных представлений. За ним закрепляется слава «мастера празднеств», и всякий раз ему удается восхитить изысканную, интеллектуальную публику оригинальными выдумками. Некоторые исследователи относят причудливые картины «габсбургского Леонардо» как раз к салонным играм и развлечениям, не обходившимся без значительной доли иронии.
Для атмосферы императорского двора была характерна тесная связь между научными и художественными идеями. Максимилиан II и особенно его сын Рудольф II были страстными покровителями наук и искусств. Прага при Рудольфе становится центром притяжения выдающихся интеллектуалов своего времени. Под руководством Арчимбольдо для монарших особ были собраны энциклопедические коллекции произведений искусства, чудес науки и природных редкостей, которые позже составили основу музея-кунсткамеры.
Научная мысль в постренессансную эпоху дает новый виток в развитии натурфилософии. Тождество макро- и микрокосмоса, выделение четырех природных первоэлементов как основы для всех телесных воплощений – отражение этих идей искусствоведы как раз находят в творчестве Джузеппе Арчимбольдо. В 1563 году он создает первую серию картин «Времена года», а цикл «Четыре стихии» (или «Четыре элемента») был написан в 1566 году. Позднее художник создал еще несколько вариантов этих работ.
На картинах итальянского мастера каждое из времен года сопоставлено с человеческим возрастом. «Весна» – это юная девушка, пора цветения природы, «Лето» – женский образ, составленный из колосьев, фруктов и овощей. Следующие сезоны воплощены уже в мужских портретах, где «Осень» – время зрелости и сбора справедливого урожая, а старческое лицо «Зимы» – надежда на возрождение жизни в новых побегах, пробивающихся сквозь сухую кору.
Облики четырех стихий на полотнах сконструированы из различных натуралий: обитателей морских глубин, полыхающих огнем и набитых порохом предметов под золотым убранством, зверей или птиц, уместившихся в одной причудливой фигуре.
Под знаменем маньеризма
В атмосфере религиозного противостояния XVI века и общественно-политической нестабильности европейское искусство порывает с ренессансным порядком и гармонией. С 1520-х по 1590-е годы художники соревнуются в манерности и изобретательности, пытаясь отыскать новое основание для мира и человеческой духовности. И одна из самых ярких страниц в истории этого поиска была написана Джузеппе Арчимбольдо. Человек на его фантастических полотнах как будто теряется на фоне многообразия мира и превращается в бесконечный калейдоскоп элементов живой и неживой природы. Подобные метаморфозы едва ли были возможны в работах классиков эпохи Возрождения, но время безвозвратно пошатнуло его идеалы.
Надо сказать, что фантазийные картины Арчимбольдо еще при его жизни породили бесчисленное количество подражателей. К его же подлинным работам судьба была не так благосклонна. Многие из них были уничтожены огнем или вывезены шведами в качестве трофеев при разграблении Праги в 1648 году – драматическом эпизоде Тридцатилетней войны. Уцелевшие картины несколько столетий скрывались по частным собраниям, и только с середины 1920-х годов его уникальная живопись вышла из тени, став источником вдохновения для художественных поисков нового столетия.
Узнать больше о творческом пути художника и влиянии его удивительных произведений на современность можно из лекции искусствоведа, преподавателя МГУ им. Ломоносова, А. Л. Расторгуева. Его открытая лекция, посвященная Джузеппе Арчимбольдо, была записана в рамках образовательной программы 8-й Московской международной биеннале современного искусства, проходившей при поддержке Министерства культуры РФ с 28 октября 2019 г. по 22 января 2020 г.
«4 элемента» Джузеппе Арчимбольдо : [лекция] / А. Л. Расторгуев // Moscow International Biennale : [официальный аккаунт на YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=RwwZD7PtKJw (дата обращения: 18.02.2024).
Список использованной литературы доступен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/cJWS/xcvxDgsmJ
Лощилова Д.Ю., библиотекарь основного книгохранения