Найти тему

Джузеппе Арчимбольдо: судьба фантазии

Головоломка «составных голов»

На самых известных картинах Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593) трудно увидеть привычные для классической живописи портреты, но именно эта оригинальность вызывает неподдельный интерес к творчеству итальянского мастера.

Стоит только зрителю переключить внимание с отдельных живописных деталей на картину в целом, как из нагромождения плодов и овощей, переплетенных между собою трав, цветов, разнообразных предметов или фигур животных, умещающихся на полотне, рождается диковинный человеческий облик.

Дж. Арчимбольдо. Портрет Флоры. Около 1591 г.
Дж. Арчимбольдо. Портрет Флоры. Около 1591 г.

Ассоциация, метафора, аллегория, метонимия – художественные средства еще не знали таких воистину буквальных предметных воплощений. Собрать образ из составных частей, «прочитать» его целиком, как будто составляешь текст из россыпи литер алфавита – первая задача живописной головоломки. Но самое главное – найти ключ к пониманию изображения. В этом вопросе исследователи, ценители и знатоки дают немало различных толкований.

При дворе Габсбургов

В 1562 году Арчимбольдо покидает родной Милан и отправляется в Богемию, чтобы стать придворным портретистом Фердинанда I, затем он служит при дворе Максимилиана II в Вене и у его преемника, императора Рудольфа II, – в Праге.

В обязанности художника входит не только написание королевских портретов, помимо этого он, подобно Леонардо да Винчи, трудится над изобретением гидравлических механизмов, музыкальных автоматов, создает костюмы и декорации для грандиозных театральных представлений. За ним закрепляется слава «мастера празднеств», и всякий раз ему удается восхитить изысканную, интеллектуальную публику оригинальными выдумками. Некоторые исследователи относят причудливые картины «габсбургского Леонардо» как раз к салонным играм и развлечениям, не обходившимся без значительной доли иронии.

Для атмосферы императорского двора была характерна тесная связь между научными и художественными идеями. Максимилиан II и особенно его сын Рудольф II были страстными покровителями наук и искусств. Прага при Рудольфе становится центром притяжения выдающихся интеллектуалов своего времени. Под руководством Арчимбольдо для монарших особ были собраны энциклопедические коллекции произведений искусства, чудес науки и природных редкостей, которые позже составили основу музея-кунсткамеры.

Научная мысль в постренессансную эпоху дает новый виток в развитии натурфилософии. Тождество макро- и микрокосмоса, выделение четырех природных первоэлементов как основы для всех телесных воплощений – отражение этих идей искусствоведы как раз находят в творчестве Джузеппе Арчимбольдо. В 1563 году он создает первую серию картин «Времена года», а цикл «Четыре стихии» (или «Четыре элемента») был написан в 1566 году. Позднее художник создал еще несколько вариантов этих работ.

На картинах итальянского мастера каждое из времен года сопоставлено с человеческим возрастом. «Весна» – это юная девушка, пора цветения природы, «Лето» – женский образ, составленный из колосьев, фруктов и овощей. Следующие сезоны воплощены уже в мужских портретах, где «Осень» – время зрелости и сбора справедливого урожая, а старческое лицо «Зимы» – надежда на возрождение жизни в новых побегах, пробивающихся сквозь сухую кору.

Облики четырех стихий на полотнах сконструированы из различных натуралий: обитателей морских глубин, полыхающих огнем и набитых порохом предметов под золотым убранством, зверей или птиц, уместившихся в одной причудливой фигуре.

Под знаменем маньеризма

В атмосфере религиозного противостояния XVI века и общественно-политической нестабильности европейское искусство порывает с ренессансным порядком и гармонией. С 1520-х по 1590-е годы художники соревнуются в манерности и изобретательности, пытаясь отыскать новое основание для мира и человеческой духовности. И одна из самых ярких страниц в истории этого поиска была написана Джузеппе Арчимбольдо. Человек на его фантастических полотнах как будто теряется на фоне многообразия мира и превращается в бесконечный калейдоскоп элементов живой и неживой природы. Подобные метаморфозы едва ли были возможны в работах классиков эпохи Возрождения, но время безвозвратно пошатнуло его идеалы.

Надо сказать, что фантазийные картины Арчимбольдо еще при его жизни породили бесчисленное количество подражателей. К его же подлинным работам судьба была не так благосклонна. Многие из них были уничтожены огнем или вывезены шведами в качестве трофеев при разграблении Праги в 1648 году – драматическом эпизоде Тридцатилетней войны. Уцелевшие картины несколько столетий скрывались по частным собраниям, и только с середины 1920-х годов его уникальная живопись вышла из тени, став источником вдохновения для художественных поисков нового столетия.

Дж. Арчимбольдо. Четыре сезона в одной голове. Около 1590 г.
Дж. Арчимбольдо. Четыре сезона в одной голове. Около 1590 г.

Узнать больше о творческом пути художника и влиянии его удивительных произведений на современность можно из лекции искусствоведа, преподавателя МГУ им. Ломоносова, А. Л. Расторгуева. Его открытая лекция, посвященная Джузеппе Арчимбольдо, была записана в рамках образовательной программы 8-й Московской международной биеннале современного искусства, проходившей при поддержке Министерства культуры РФ с 28 октября 2019 г. по 22 января 2020 г.

«4 элемента» Джузеппе Арчимбольдо : [лекция] / А. Л. Расторгуев // Moscow International Biennale : [официальный аккаунт на YouTube]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=RwwZD7PtKJw (дата обращения: 18.02.2024).

Список использованной литературы доступен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/cJWS/xcvxDgsmJ

Лощилова Д.Ю., библиотекарь основного книгохранения