Сейчас наткнулась на цитату, которая прекрасно даёт краткое описание событий, предшествовавших аварии:
"Незадолго до полуночи в субботу, 30 августа, Доди объявил о плане ускользнуть от линзменов и растущей толпы зрителей на Вандомской площади.
Это был глупый план, который выявил его гордость и наивность. Он разработал его с самыми лучшими намерениями – обеспечить конфиденциальность и душевное спокойствие Дианы.
Но именно из-за этого акта высокомерия Анри Поль, пьяный и не имеющий права водить лимузин, взял жизнь принцессы в свои руки".
Сказано резко, но справедливо. Кстати, именно в этом материале в какой уже раз написано: никто не был пристёгнут.
___
Предыдущая часть моего рассказа - здесь:
И вот вроде бы я уже собрала материалы для того, чтобы написать о катастрофе, но каждый день приносит новости. Вот и сейчас: только что наткнулась на отчёты французской полиции на эту тему. И сразу же доказательство: да, была другая машина, с которой соприкоснулся "мерседес". Белая. Вот фото следов её краски на крыле лимузина:
А вот совершенно душераз.дирающее фото: начальник криминальной бригады Мартин Монтейль, которая первой прибыла на место происшествия, нашла жемчужины. Вот так и бывает: человека уже нет, а вещи живут себе дальше...
И вот ещё фото, вы уже видели его в прошлом тексте. Я всё думала: а что за машина в кадре справа? Вроде как папарацци все на мотоциклах... Я совершенно упустила из виду, что в ту ночь Париж жил своей обычной жизнью. Да, авария приключилась, что-то в мире изменилось - но в тот момент люди продолжали ехать по своим делам. И этот автомобиль - просто машина, которая просто проезжала мимо!
Так же, как и здесь - присмотритесь, по другой стороне тоннеля тоже едут авто! Для кого-то уже всё кончено, кому-то только предстоит узнать о горе, а кто-то просто едет из точки А в точку Б...
Кстати, под потолком видны фонари. А как же моё собственное утверждение, что света не было? У меня нет на это ответа. Но в источниках я встречала именно то, что написала: в 23.00 свет отключали. Может, не совсем? Или, может, это не лампы под потолком, а светоотражатели?
Но на время оставим тоннель Альма.
Полиция и медики уже знают, что авария не рядовая, что пострадала не просто иностранка, а принцесса Уэльская. Эту новость доложили Филиппу Массони, префекту полиции Парижа.
Нужно докладывать дальше наверх.
Около часу ночи дежурный сотрудник службы безопасности посольства Великобритании в Париже Джордж Юнес поднимает трубку. Ему звонят из префектуры, возможно, помощник секретаря префекта, и сообщает об аварии.
Не успел Юнес записать это, как раздаётся второй звонок, на этот раз - из Елисейского дворца, от дежурного офицера. Сообщение - то же, авария, принцесса Уэльская.
Джордж Юнес стал первым британским чиновником в Париже, который узнал о ранении Дианы. Оба звонка были им занесены в журнал дежурств за 31.08.97 под №3, так как новость одна.
Запись эта сделана жутким почерком, часть слов разобрать невозможно. Почему? Возможно, Юнес был сильно потрясён и никак не мог поверить в реальность происходящего.
Вот что удалось разобрать:
"По телефону звонит мистер [нечитабельно] Перманс, Елисейский дворец, чтобы сообщить посольству, что леди Диана попала в серьёзную автомобильную аварию в парижском тоннеле Пон-де-л'Альма. В её машине погибшие, её увозят в больницу [нечитабельно] в Париже, которая до сих пор держится в секрете, поэтому все подробности здесь".
Вернёмся в тоннель.
01.00. После прибытия скорой прошло 20 минут. За это время Диане надели жёсткий воротник, поставили капельницу, измерили давление и накрыли её согревающим одеялом. Так как её нога застряла под сиденьем, врачи никак не могут понять, как лучше вытащить женщину из машины.
Наконец доктор Мартино говорит сержанту Гурмелону, что надо её вынимать. Совместными усилиями медиков и пожарных наконец-то это удалось:
"Так вот что мы сделали. Мы вынесли её и сначала положили на деревянную доску, а затем на матрас, наполненный воздухом. Это необходимо, чтобы избежать травмы позвоночника. Но когда мы переложили её с доски на матрас, её с е р д ц е перестало биться.
Мы начали делать ей массаж сердца вдвоём, и её сердце почти сразу же заработало снова. С этого момента всё зависело от врачей".
01.10. Джордж Юнес решает передать важную новость дальше. Он звонит второму секретарю посольства Киту Шеннону. Так как Шеннон спит, сообщение записывается на автоответчик.
Но поспать ему уже не удастся. В 01.13 опять звонит телефон. Шеннон поднимает трубку и слышит голос Филиппа Массони, префекта полиции Парижа, который уже приехал в тоннель Альма.
Через две минут, в 01.15 Шеннон будит генерального консула Великобритании в Париже Кита Мосса. Все напряжённо ждут новостей с места аварии.
Наконец после успешной реанимации в 01.18 сержант Хавьер Гурмелон помогает задвинуть носилки с Дианой в "скорую". Как и доктор Майез, пожарный не узнаёт раненую.
01.30. У Дианы резко падает давление. Доктор Мартино вводит ещё дозу дофамина. Наконец у него появляется возможность детально осмотреть пострадавшую. И он замечает повреждение в правой стороне груди:
– Это может вызвать внутреннее кровотечение. Её нужно как можно скорее доставить в больницу!
Пока доктор Мартино проводит манипуляции, его напарник доктор де Росси запрашивает совет "скорой помощи", куда везти Диану.
Ближе всего к месту аварии госпиталь Отель-Дьё. Это одна из старейших больниц Парижа и... там нет специалистов по кардио– и нейрохирургии!
Поэтому выбор пал на больницу Питье-Сальпетриер. Она дальше да ещё и на другом берегу Сены. От места аварии - примерно 6 км.
Сразу же это решение передано в Питье-Сальпетриер, чтобы собрать реанимационную бригаду, и генеральному консулу Великобритании в Париже Киту Моссу. Он отправляется туда.
01.41. Наконец Диана стабильна настолько, чтобы можно было ехать. До больницы всего 6 минут - но то в обычной жизни. Сейчас медики решают ехать очень медленно, чтобы не тряхануть носилки: любой неосторожный толчок может стать фатальным.
Реанимобиль с Дианой отправился в путь. В этот же момент с "мерседеса" срезали крышу и принялись вынимать Тревора Рис-Джонса.
Через 15 минут "скорая" Дианы всё ещё в пути, хотя осталось совсем ничего: уже видно здание больницы.
И в этот момент давление раненой снова стало резко падать. Доктор Мартино приказал остановить машину. Он опять уколол ей дофамин, подождал, пока давление чуть поднимется и разрешил ехать дальше.
В госпиталь они прибыли в 02.03.
Продолжение здесь:
___
Все тексты собраны здесь:
Самая первая история тут: