В прошлый раз я начала писать, как информация о трагедии доходила до заинтересованных лиц:
Продолжу - и об этом тоже.
Париж
01.45. Кит Мосс, генеральный консул Великобритании в Париже, которому только что сообщили, в какую больницу везут Диану, решает доложить об этом послу Её Величества сэру Майклу Джею.
Лондон
01.50. Букингемский дворец, круглосуточная диспетчерская полицейской охраны всех королевских резиденций Великобритании.
На дежурстве - констебль Джон Доу (его настоящее имя засекречено). Возможно, именно в тот момент он вспоминал, как только неделю назад они с Дианой общались в Кенсингтонском дворце, и сфотографировались вместе:
"Я сказал ей, что организую крупное благотворительное мероприятие, и она предложила оказать мне общественную поддержку.
Я ответил, что как член королевской семьи она не может этого сделать.
Она засмеялась: “Ну, я больше не член королевской семьи, не так ли? Могу делать, что хочу”.
Так как Букингемский дворец сейчас пуст - обитатели в Балморале на каникулах, обстановка не такая строгая. Джон Доу, конечно, на дежурстве, но с ним - маленькое радио. И вот он вдруг слышит, что в Париже произошло что-то серьёзное с "его" принцессой!
01.55. Джон Доу решается позвонить главному суперинтенданту Дэю Дэвису, который командует отделом Скотленд-Ярда по защите королевских особ - даже несмотря на то, что ночь и Дэвис в отпуске.
Позже Дэй Дэвис вспоминал:
"Я спал, когда зазвонил телефон. Оказалось, что это дежурный из Букингемского дворца. Его голос был сильно взволнованным, когда он сообщил мне: "Сэр, новости из Парижа. Доди м ё р т в, а Диана
у м и р а е т!"
Я ничего не понял. Какой Доди?! Но в ту же минуту окончательно проснулся. Нужно было срочно выяснить, сообщил ли кто-нибудь новости старшему офицеру охраны в Балморале. А Чарлзу? А королеве?!"
Дэй Дэвис немедленно собрался и поехал в штаб-квартиру на Букингемских воротах.
Париж
01.56. "Скорая" с Дианой уже почти доехала до больницы, когда давление раненой снова упало. Доктор Мартино приказал водителю остановиться, чтобы он мог сделать укол дофамина. Давление немного поднялось. В 02.03 реанимобиль доехал до отделения скорой помощи.
Почти сразу стало ясно, что прогноз неутешительный. Но надежда жила.
01.57. Отец Ив-Мари Клошар-Боссюэ, католический священник больницы Питье-Сальпетриер, тоже спал дома, когда его разбудил телефон. Звонил главный консьерж госпиталя:
— Отец Клошар-Боссюэ, не могли бы вы дать мне адрес одного из ваших коллег-англиканцев?
— Я никого так быстро не вспомню. Но ведь у вас, должно быть, есть номер англиканского священника?
— Он не отвечает.
— Извините, я не знаю.
И дежурный капеллан повесил трубку.
Возможно, оттого, что была глубокая ночь, консьерж не сказал, зачем так срочно нужен англиканский священник, а отец-католик этого не спросил. Не успел он вернуться в кровать, как телефон зазвонил снова.
02.02. Снова звонил консьерж больницы.
— Отец Клошар-Боссюэ, не могли бы вы приехать вместо англиканского священника?
— Да, но что случилось?
— Послушайте, я не могу вам ответить.
— Забавно, что вы не можете сказать наверняка. Если я должен ехать к человеку в 2 часа ночи, я хотел бы знать, кто это.
Капеллан вдруг подумал, что это вовсе не консьерж, а чья-то нетрезвая шутка:
— Назовите мне имя или причину. Сейчас 2 часа ночи, думаю, что вы меня разыгрываете!
— О, хорошо! Вы нужны принцессе Уэльской!
В этот момент священник убедился в том, что его таки разыгрывают, и повесил трубку. Но понял, что заснуть больше не сможет.
02.06. Доктор Бруно Риу, дежурный кардиоторакальный хирург, рассматривает рентгеновские снимки Дианы и видит внутреннее к р о в о т е ч е н и е. Пострадавшую срочно везут в операционную. Доктор Риу понимает, что ситуация из рук вон.
02.07. Снова звонит телефон капеллана. Когда он снимает трубку, то слышит дрожащий голос консьержа, который уже обессилел от паники:
— Отец, мне действительно жаль, но то, что я вам сказал, правда! Вас ожидает британский посол, он уже здесь. Это очень серьёзная медицинская ситуация!
Священник собирается и отправляется в больницу.
Англия
02.14. Вудбридж, Саффолк, частный дом Майкла Коула, бывшего королевского корреспондента ВВС, ныне главного пресс-секретаря Мохаммеда Файеда.
Коула тоже разбудил телефон.
— Мистер Коул? Это Клайв Гудман, королевский редактор News Of The World. Только что что в Париже произошла авария, Диана была ранена, а Доди погиб. Как вы можете прокомментировать это?
Коул ощутил, как адреналин хлынул в кровь. Газета Гудмана самым беспощадным образом преследовала Диану и Доди этим летом. В ярости Коул рыкнул:
— Меня от вас тошнит! - и бросил трубку.
02.15. Майкл Коул, выдохнув, звонит в Суррей, в поместье Мохаммеда Файеда:
— Мистер Файед, вы уже знаете новости?
— Да, я только что говорил с капитаном своего вертолёта. Он сейчас прилетит и заберёт меня в Париж. Будем надеяться, что всё это неправда. Будем молиться, чтобы это оказалось неправдой!
Париж
02.16 - 02.21. В операционной врачи сражаются за жизнь Дианы. Вызван главный хирург больницы доктор Монсеф Дахман.
02.25. Сюда же, в Питье-Сальпетриер, наконец-то привозят Тревора Рис-Джонса.
02.30. В больницу приехал профессор Ален Пави, один из самых выдающихся кардиохирургов Франции, который наконец нашёл источник внутреннего
к р о в о т е ч е н и я и зашил разрыв. Сердце Дианы должно забиться, но...
Хирурги не сдаются. Они вновь и вновь пытаются запустить сердце принцессы.
02.32. Отец Клошар-Боссюэ, дежурный капеллан больницы, идёт пешком - его дом не так далеко. По дороге он вдруг обращает внимание на кое-что необычное:
— Я увидел много фургонов телевизионщиков со спутниковыми тарелками. И вот тогда я понял, что всё, что мне сказали, правда. Иначе зачем бы такое происходило глубокой ночью?
Филиппины, Манила
9 утра по местному времени (в Париже 03.00). Мистер Робин Кук, министр иностранных дел Великобритании, собирается вылететь в Сингапур, когда до него доходят новости из Парижа. В данный момент, когда в Лондоне глубокая ночь, он единственный английский политик высокого ранга, который не только бодрствует, но и может что-то сказать журналистам.
Когда он вышел в холл отеля, его уже ждали корреспонденты газет и телевидения. Кук говорит примерно так:
— Диана ранена, но жива. Доди погиб. Будет вдвойне трагично, если выяснится, что эта авария вызвана постоянным преследованием папарацци.
Британских журналистов приглашают в автобус и везут на авиабазу Вилламор. Самолёт королевских ВВС готов к вылету. На борту не только представители СМИ, но и работники министерства иностранных дел.
Окна в салоне зашторены, люки задраены. Люди сидят и ждут. Вылет откладывается и откладывается — никто не знает, что и как делать в этой ситуации.
Лондон
03.00 - 03.30. Личный водитель Дианы, как шутили, её нянька, примчался в Кенсингтонский дворец. Залетев в офис, он увидел там Майкла Гиббинса, личного секретаря принцессы Уэльской, Пола Баррелла, её дворецкого, и трёх секретарш. Работает телевизор. Через каждые пять минут в новостях сообщают, что Диана ранена, но жива.
Париж
03.30. В хирургическом отделении Питье-Сальпетриер встречаются отец Клошар-Боссюэ, директор больницы и британский посол сэр Майкл Джей. Посол просит капеллана подождать.
Все они замерли возле операционной, где лучшие хирурги Франции сражаются со с м е р т ь ю.
Продолжение здесь:
___
Тексты о БКС, включая чарлздианскую сагу, лежат в этой подборке:
Самый первый текст этой саги тут: