Начало 1980 годов ознаменовалось всемирной паникой о ядерной угрозе. Этому предшествовало одно из самых неоднозначных изобретений XX века — нейтронная бомба. Ей пугали детей в советских школах, а социальные службы того времени распространяли информацию, что делать в случае такой атаки. Однако еще за 20 лет до этого в мировой общественности велись разговоры о том, что это технологический прорыв и новое слово «гуманного» боя. Что же именно вызвало противоречия? И чем на самом деле являлось это смертоносное, но одновременно щадящее оружие?
Идеолог «гуманной борьбы»
В 2010 году в Калифорнии в возрасте 89 лет умер один из самых известных заокеанских физиков — Самуэль Коэн. Он родился в Бруклине на стыке эпох джаза и Великой депрессии, а в молодости застал развитие технологических инноваций — телефона и радио. Окончив Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, к концу Второй мировой он стал одним из участников «Манхэттенского проекта». Это неофициальное название ядерной программы того времени, изначальной идеей которой была гонка с Третьим рейхом по разработке первого атомного оружия. Попасть в такие секретные исследования в то время было дано не каждому.
Затем, в 1951 году, после посещения разрушенного Сеула Коэну и пришла идея создания оружия, которое расправлялось бы лишь с вражеской живой силой, оставляя нетронутой всю инфраструктуру.
Первая концепция родилась в 1958 году в Ливерморской лаборатории им. Лоуренса. Изначально целью разработок было предельное снижение радиации без уменьшения силы взрыва. Но молодой ученый нашел обратный способ — максимально уменьшить детонацию, в разы повысив при этом радиоактивность, используя поток быстрых нейтронов, от которых не защищала броня. В альянсе о таком могли только мечтать. И уже в 1963 году в Неваде был испытан первый прототип.
«Нейтронные боеприпасы — это разновидность ядерных боеприпасов с термоядерным зарядом малой мощности, отличающимся повышенным выходом нейтронов» — Военная энциклопедия. Т. 8: Таджикский — Яшин.
При взрыве такой бомбы, по сравнению с обычной атомной, значительно увеличивается радиус воздействия проникающей радиации, но снижается до минимума световое излучение и ударная волна. Вследствие чего зона поражения живой силы в несколько раз больше области физических разрушений местности. Основная энергия формируется посредством запуска реакции синтеза, при этом ее 80% составляет поток быстрых нейтронов, и лишь остальные 20% — другие поражающие факторы. Мощность нейтронных бомб находится в диапазоне малой или сверхмалой мощности (1–10 кт).
Гениальная разработка или массовое оружие?
Коэн в своих разработках преследовал исключительно благие цели, утверждая, что это «адекватное и гуманное оружие». Он говорил, что в любом конфликте жертвы неизбежны, но такой подход поможет сохранить инфраструктуру городов, а следовательно — жизнь мирных людей и экономику. На протяжении 14 лет американские физики совершенствовали свои разработки, и 7 июля 1977 года впервые была испытана бомба, которую в числе прочих нейтронных боеприпасов спустя 4 года запустят в серийное производство.
Но с мнением идейного ядерщика были согласны далеко не все. В мире высказывались об отсутствии этики и морали в этом подходе, ведь он направлен на уничтожение исключительно живых людей. В прессе всё больше стало появляться сообщений о том, что внедрение в армию США нового вида оружия глобально повышает международную напряженность. И именно тогда стало множиться мнение о возможном широкомасштабном столкновении с угрозой ядерного исхода. Ведь нейтронная бомба, пусть и является оружием тактического назначения, но действие ее отнюдь не избирательно. Это полноправно позволяло считать ее оружием массового поражения.
Тем временем в СССР никакие американские разработки не оставались без внимания. И конечно, Минобороны не могло не поставить задачу советским физикам. Отечественная нейтронная бомба появилась на свет во Всесоюзном институте экспериментальной физики (Арзамас-16), а первые испытания пришлись на ноябрь 1978 года.
Однако с новыми разработками рождались новые слухи и городские легенды, влекущие порой настоящий эффект бабочки. Люди боялись, что в момент «на планете останутся только вещи, тоскующие по людям» (Е. Евтушенко, автор поэмы «Мама и нейтронная бомба»). В 1982 прошел Международный марш мира под лозунгом: «Нет атомному оружию в Европе, на Западе и Востоке». Повсеместно распространялась информация об особенностях защиты при ядерных и нейтронных бомбардировках. Но этот ажиотаж закончился также быстро, как и начался.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Не «зашло»
Вскоре выяснилось, что это оружие не такое уж и непобедимое. Во-первых, стало известно, что чем легче ядра вещества, с которыми взаимодействуют нейтроны, тем больше теряется их энергия. Так, отличной броней оказалось простое вещество — бор, листы из которого стали добавлять дополнительным слоем при производстве защиты. Также препятствуют потоку материалы, содержащие водород: обычная вода, парафин, полипропилен и др. Как следствие, эффективными оказались увлажненные фортификационные сооружения и земляные валы.
Во-вторых, многочисленные испытания показали, что выброс потока несет катастрофический гамма-фон. В результате столкновения атомов и нейтронов возникает наведенная радиоактивность на расстоянии 1,5 км от эпицентра взрыва, которая хоть и сохраняется всего лишь до 12 часов, тем не менее несет опасность для жизни. Ну и в-третьих, стало понятно, что большое расстояние существенно ослабляет силу действия. На это влияет в первую очередь земная атмосфера, а также геометрическое уменьшение плотности потока с коэффициентом, обратно пропорциональным квадрату расстояния до эпицентра взрыва. В итоге, реальная поражающая способность такой бомбы оказалась не более 3 км.
Все эти факты сделали нейтронные разработки фактически бессмысленными в военной промышленности на Земле. И к 1985 году серийное производство боеприпасов было остановлено во всем мире, и, согласно официальной версии, все остатки утилизированы. Однако такие производственные технологии, помимо России и Америки, есть сегодня также у Франции и Китая, и как на самом деле обстоят дела — неизвестно.
Зато исследования показали, что нейтроны — крайне эффективное оружие в космосе. Там поток ничем не сдерживается, и он прицельно выводит из строя электронику баллистических ракет противника. Космические разработки продолжались вплоть до 1990 годов. А в последнее время всё больше появляется информации о возвращении к этой тематике. Причем теперь это уже разработки в области конкретно направленной энергии, так называемых «нейтронных пушек».
Например, вскользь упоминал о подобных программах заместитель министра обороны США по перспективным разработкам Майк Гриффин, хотя конкретные прототипы пока представлены не были. Однако эксперты подчеркивают, что мощные микроволновые воздействия и пучки нейтронных частиц могут привести к нежелательным последствиям для глобальной инфраструктуры спутниковой связи и навигации. На пике ядерной лихорадки Советский Союз провел испытание подобной атомной бомбы в верхних слоях атмосферы. Но это тема для отдельной статьи. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.
Автор:
Анна Коняхина
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA