Лётчик-истребитель Лев Щукин во время войны в Корее сбил 17 американских самолётов и был награждён «Золотой Звездой» Героя. Однако это было известно только однополчанам, остальные ничего об этом не знали. До недавнего времени он был полузасекречен, как и сама война в Корее.
Несмотря на то, что в книге «Герои Советского Союза» он удостоился всего лишь пары строк, американцы в своей авиационной энциклопедии не обделили его вниманием. В учебных пособиях они описали почти все воздушные бои Щукина с американскими летчиками — подробно и даже с некоторым восхищением. Об этом и не только расскажем далее.
Первая кровь
В 1944 году Лев Щукин успешно окончил Одесскую школу военных лётчиков и был направлен в 13-й запасной авиаполк в Бобруйске. С желанием доказать свою пригодность и попасть на фронт он перестарался — из-за отличной техники пилотирования его оставили в полку лётчиком-инструктором. В августе 1945 Щукина, к его радости, распределили в знаменитый 18-й Витебский полк на должность старшего лётчика в состав 1-й эскадрильи. Впервые Лев встретился с противником нос к носу только на 11 раз.
28 мая 1951 года в районе Аньдуна 1-я эскадрилья натолкнулась на 8 истребителей F-86 Sabre. Завязался бой, который, впрочем, закончился безрезультатно — «Сейбры» ускользнули от огня в южном направлении. Щукину даже не довелось открыть огонь, так как противники были слишком далеко от него.
Спустя несколько дней ему выпала возможность показать себя в деле. 1 июня, сидя в самолете, он услышал с пункта наведения о том, что неподалеку четвёрка «Мустангов» ведет разведку на малой высоте. Звено Щукина поднялось в воздух и начался бой. Вот как это было по словам самого лётчика-истребителя:
«Это была моя первая атака. И немножко рановато открыл огонь: мимо. Второй раз нажимать некогда — скорость огромная, высоты уже нет. Ручку на себя — выхожу из атаки... Я пошёл во вторую атаку — полупереворотом подошёл к нему метров на 100 и дал из всех трёх точек. Он прямолинейно упал вниз и скрылся в волнах. Всё... А второго ведомого я «сделал» моментально — зашёл в хвост и снял».
А дальше Льву Кирилловичу предстоял самый сложный бой.
❗В связи участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос . А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Роковой день
17 июня 1951 года эскадрильи Щукина дали распоряжение — отсечь «Сейбров», готовящихся нанести массированный бомбово-штурмовой удар, от основной группы. Нашим не повезло: в районе Сенсена сверху их атаковала группа из 16 истребителей F-86, и нашим лётчикам пришлось вступать в бой на невыгодных условиях. В ходе энергичного маневра по уходу от атаки звено капитана Калюжного разделилось на пары.
После боя Щукин в паре с самим капитаном Калюжным последовали на аэродром. Самолёт Щукина шёл последним, и именно ему достался удар, внезапно нанесенный сзади четвёркой F-86. Атака оказалась неожиданной и точной: на самолёте Щукина было перебито управление, а самого его ранило осколками в лицо. Лётчик был вынужден катапультироваться. «Сейбры» же продемонстрировали образец «высокой морали» — попытались расстрелять Щукина издалека, и только спустя пару выстрелов развернулись на базу.
Приземлился летчик удачно, вскоре его подобрали китайцы и отвезли в госпиталь, где Щукин пролежал до конца августа. Так закончился для Льва Кирилловича этот не очень приятный для него 17-й боевой вылет.
Щукин недоумевал, почему американцы так поступили? Казалось бы, его самолет уже сбит, их задача выполнена, зачем добивать лежачего?
«Мы к ним никакой ненависти не испытывали. Понимали — они тоже люди военные, тоже выполняют приказ. В бою был скорее какой-то чисто спортивный азарт, желание испытать себя риском, добиться победы», — говорил он на интервью для журнала «Авиация и время».
Щукин не мог понять американцев, ведь его позиция была иной — он уважал соперника и отдавал должное его мастерству. Вот что он ответил, когда его попросили рассказать об американских летчиках:
«Смелые, отчаянные парни! Очень часто сами ввязывались в бой… Был такой случай — однажды к нашему берегу прибило мёртвого американского пилота: он катапультировался, наверное, над морем, но от ран погиб. Так вот, больше всего нас удивило, что у него был радиомаячок и непромокаемая полётная карта. Заглянули в его лётную книжку — батюшки! 3500 часов налёта! У младшего лётчика звена! Что уж говорить о более опытных пилотах».
25 января 1951 Льву Кирилловичу присвоили звание майора и после госпиталя отправили домой. Но в отставку Щукин вышел только в 1977 году, успев до этого побывать военным советником во Вьетнаме и Египте.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.
Читайте также:
Материал создан при поддержки проекта SFERA