Найти тему
Пограничный контроль

Почему?

В последние годы довольно часто об этом думала и даже иногда обрывочно писала. И теперь, пожалуй, смогу сформулировать свое видение того, почему же он так хотел от него избавиться, чем же он так ему мешал. Тут многие сейчас упражняются в рассуждениях о том, что «выгодно» или «невыгодно». Но все эти упражнения лежат в области рационального. То, о чем я хочу написать, не принадлежит области рационального – это темные глубины человеческой психики, страшные и холодные, как самая глубокая пещера.

Тут где-то в комментариях мне попалась мысль о том, как в древних культах вожди победившего племени съедали сердце или другие органы побежденного врага, чтобы его смелость и другие выдающиеся качества перешли к победителю. На комментатора эту мысль навеяла вся эта ужасная, но вполне предсказуемая свистопляска с телом (ну вот, и я написала это слово). Конечно, вряд ли дело обстоит прямо буквально таким образом, но в метафорическом смысле в этой идее есть резон. Да, тот, кто ощущает себя в этот момент победителем, хочет, безусловно, взять себе смелость, стойкость, харизму и другие лидерские качества побежденного. Для этого он, собственно, все и задумал, для того и старался, это и была его цель.

Честно говоря, не знаю, есть ли в психологии научное описание этого феномена. Это похоже на проекцию или комплекс Наполеона, но в реальности намного глубже и серьезнее. Это связано, как мне кажется, прежде всего, с искаженными представлениями человека о мире и о самом себе. В самом начале, в истоках этого расстройства лежат некие комплексы, которые затем, по мере жизни, человеком не прорабатываются, а лишь усугубляются. Чтобы компенсировать их, человек создает для себя иллюзию и мира, и самого себя в нем – где он герой, где он молодец, где его все любят и уважают.

Обычный человек, не наделенный какой-то особой властью, подобные иллюзии лелеет не слишком долго. Как правило, окружающие его люди довольно быстро дают ему понять, что к чему. И тогда он либо делает выводы и меняет свои поведенческие стратегии, подстраиваясь под окружающий мир и притворяясь, что отказался от иллюзий, но продолжая втайне им предаваться. Либо коренным образом решает свои психологические проблемы, прорабатывает свои комплексы и на самом деле становится таким человеком, каким видел себя в своей иллюзии. Либо вступает на путь агрессии, девиантного поведения, преступления, как нам хорошо показал Достоевский на примере Раскольникова.

Что происходит, если человек с подобными комплексами и иллюзиями вдруг получает в свои руки власть? Да, он может и тут все-таки проработать свои личностные проблемы, стать тем, кем мечтал, и использовать власть как реализацию самого себя в качестве героического и смелого человека. Но чаще всего, увы, полученная власть в представлении самого этого человека счастливым образом избавляет его от необходимости работы над собой. Власть внезапно дает ему возможность продолжать жить в собственной иллюзии о себе – ведь все вокруг, кто стремится сблизиться с ним и получить собственную выгоду от этой власти, охотно поддерживают эту иллюзию. А тех, кто ее поддерживать не хочет, всегда можно подкупить, напугать, изгнать и вообще уничтожить при желании.

И вот представьте, что в этой ситуации человек, облеченный властью и благодаря ей пребывающий в полнейшей иллюзии по отношению к самому себе, вдруг встречает на своем пути именно такого человека, которым сам хотел быть. По-настоящему смелого, сильного, умного, харизматичного, такого, кого искренне любили бы и почитали миллионы. И этот человек всем своим существованием, даже ничего особенного против нашего властителя не делая – просто на контрасте – вдруг показывает всему миру, что вся смелость и харизма этого властителя является иллюзией. Что он ненастоящий – просто глубоко закомплексованный и с головой ушедший в собственный иллюзорный мир человек.

Представили? А теперь представьте, что этот по-настоящему смелый и харизматичный человек начинает открыто, на весь мир обличать властителя, вытаскивая на свет все, что его на самом деле характеризует как личность, его подлинное «я». То есть, не просто разрушает иллюзию самим своим существованием, а действует конкретно ради разрушения этой иллюзии. Ведь в самой глубине души властитель прекрасно понимает, что его представление о себе является иллюзией, знает, как много труда он вложил, чтобы эту иллюзию создать и поддерживать среди людей годами. И тут – такое варварское, в его восприятии, разрушение всех этих тщательно выстроенных вокруг него концепций и иллюзорных систем.

Чувства, которые властитель будет испытывать к «разрушителю» своих иллюзий, можно сравнить только с чувствами человека, у которого отняли самое для него дорогое. В этом случае – его идентичность, пусть и иллюзорную и выморочную, но настолько крепко сидящую на нем, что она отдирается только с кожей. Единственным выходом сохранить эту трескавшуюся по всем швам идентичность будет, в понимании властителя, только уничтожение «разрушителя» - этого живого напоминания о настоящей смелости и харизматичности не должно существовать. Сначала властитель попытается сломать «разрушителя» психологически, затем, когда это не получится – и уничтожить физически.

web-skazki.ru
web-skazki.ru

О подобной ситуации в кино или книгах часто говорят – «или он, или я, вместе мы существовать на этой земле не можем». Например, это хорошо показано в втором сезоне сериала «Ваша честь», когда Джимми Бэкстер, темное «альтер эго» судьи Десиато, пытается его сломить и уничтожить, потому что вместе существовать они уже не в состоянии.

И они действительно не могут – потому что один является настоящим человеком, а другой его темным двойником, выморочным симулякром, шварцевской Тенью. Тень вынуждена убить настоящего человека, чтобы ее саму не заподозрили в ненастоящести. И в этом смысле у нее действительно нет особого выбора, в этом и заключается та самая пресловутая «выгода», тот самый ответ на вопрос «почему?». Потому что жизнь настоящего человека не может не подчеркивать выморочность и иллюзорность Тени.