9,6K подписчиков

Экскурсия в Хампи. Часть 2. Личный опыт и немного теории

В Хампи из Гоа я ездил самостоятельно на два дня. И "экскурсию" по Хампи мне проводил местный житель. Полноценной экскурсией это конечно назвать нельзя. Но зато увидел я чуть больше (а может и не чуть) чем показывают в стандартной экскурсии. Насмотрел я настолько много, что в один рассказ все не уложилось и это уже вторая часть.

Вид на храм Вирупакши
Вид на храм Вирупакши

В первой части дорога из Арамболя до Хампи, жилье и начало экскурсии: храм Виттала и пеший маршрут от храма до Вирапукши. Дорога до храма Вирапукши, 2,3 километра, показалась мне интересной. Там действительно есть на что посмотреть. Ничуть не жалею, что потратил на нее почти два часа. Но все-таки советую сначала подумать, хватил ли у вас сил после прогулки на оставшийся день. А что вы увидите по пути можете узнать здесь.

Очень многие после осмотра Виталлы садятся на тук-тук и едут к храму Вирапукши. Эти два храма входят в обязательный перечень того, что нужно посмотреть в Хампи.

Тук-туки на стоянке
Тук-туки на стоянке

Сюда же, кстати, вы приедете, если поедете самостоятельно из города Хоспет (Hosapete), куда прибывают поезда и автобусы из Гоа. Автобусная остановка находится совсем рядом с Хампи Базар (Hampi Bazaar). Это старинная, очень длинная, почти километр, улица. По обе стороны протянулись торговые ряды. То что от них осталось, и то что восстановили. Когда-то вокруг самого почитаемого храма кипела жизнь и здесь шла самая бойкая торговля во всем Виджаянагаре. Так раньше назывался огромный город по руинам которого мы ходим сегодня.

Торговые ряды
Торговые ряды

Особо меня эти ряды не впечатлили, и фотографировать я их не стал. Но только лишь потому, что что-то похожее я уже видел совсем недавно. Да и близкий уже Вирапукши манил. Наконец-то я до него добрался. А торговые ряды, которым намного больше чем 500 лет, я, уже немного привыкший к обилию и доступности руин, пользовался исключительно в практических целях. Прятался под их сводами от солнца, когда шел к храму.

К самому храму проезд запрещен и весь частный транспорт: автомобили, тук-туки останавливаются перед ним. Где-то на этой пощадки мы и должны были встретиться с Мату, моим здешним "чичероне".

Вид на Вирупакши с площади
Вид на Вирупакши с площади

Пирамида, что так нас притягивает и которую видно издалека, это еще не храм. Это гопура, входные ворота в храм. Ее высота 53 метра. "На свет" эта башня появилась в 1442 году. Почти 600 лет назад. вот тогда действительно стоили на века.

Храм Вирупакши (Virupaksha Temple) действующий. Вход условно-бесплатный. Берут 20 рупий за хранение обуви, так вход в храм только босиком. Можно и в носках, если вы очень брезгливы или нежны.

Храм посвящён богу Шиве. В этих краях он известен как супруг местной богини Пампы (отсюда Хампи) под именем Вирупакша. История берет свое начала с легендарной Рамаяны. Этот индийский эпос появился еще до нашей эры. Так что земли здесь еще даже доисторические.

Часть небольших храмов
Часть небольших храмов

В самом храме три двора и несколько строений, различного назначения. Что-то храмы, что-то хозпостройки. Место что называется "намоленное". Первые религиозные постройки здесь появились задолго до того как возникла Виджаянагарская империя. На территории есть строение которые построены в 7 веке.

Не сомневаюсь, посмотреть там есть на что. Одна "камера обскура" чего стоит. Но так как я к поездке не готовился, то просто ходил и глазел по сторонам, стараясь вспомнить, что я про это все-таки знаю. И кое-что даже узнавал.

 Священный водоем Манматха Танк
Священный водоем Манматха Танк

Не могу сказать, что храм произвел на меня какой-то неизгладимый вау эффект. Может быть люди мешали, индийцев действительно было много, может торопился, может не настроился. Но есть в Хампи места, которые поразили меня намного больше. Может быть, начни я знакомство с Хампи с храма, я бы больше проникся атмосферой места.

Хотя, конечно, и здесь я впечатлился, и барельефами, и бесконечными колоннами, и фресками на стенах. Даже попробовал получить благословение у слонихи. Но была такая толпа индийцев, что я понял, могу простоять здесь без толку полдня. А когда уходил минут через сорок Лакшими уже закончила работу. Небольшое представление о храме можно сделать посмотрев видео.

Слониха Лакшими за работой. Если угостить ее бананом, а еще лучше денежкой, то она благословит тебя хоботом
Слониха Лакшими за работой. Если угостить ее бананом, а еще лучше денежкой, то она благословит тебя хоботом

Но на видео лишь только малая часть храма. На галерее ниже небольшая коллекция барельефов и украшений на столбах. Им как минимум 500 лет. Думаю, тогда они меня тоже "зацепили", но очень скоро я увидел такие шедевры, что про Вирупакши просто забыл.

Обезьяны чувствуют здесь себя вполне вольготно. На них обращают внимание лишь немногочисленные белые туристы. А сами белые туристы в свою очередь такая же невидаль для многочисленных индийцев, которые приезжают сюда со всей Индии. Вот и получается круговорот "обезьян" в Хампи.

Рядом с храмом находится подножие холма Хемакута. Впрочем, о том, что это тот самый холм (про него я знал) я даже не догадывался. Увидел лестницу призывно манящую куда-то вверх и пошел исследовать.

В Хампи из Гоа я ездил самостоятельно на два дня. И "экскурсию" по Хампи мне проводил местный житель. Полноценной экскурсией это конечно назвать нельзя.-11

Район храма во времена империи Виджаянагарской империи был одним из самых развитых. И рядом с главным храмом находилось множество мелких. Некоторые руины сохранились и до наших дней. И, конечно же, меня привлекли огромные булыжники, разбросанные то там, то здесь.

Очень много их находится на вершине холма. Но об этом я не знал. Да и подниматься по солнцепеку в гору не очень хотелось. К тому же меня уже ждал Мату. Когда выходил из храма я ему позвонил, как мы и договаривались. И минут через десять он уже докладывал, что прибыл и ждет.

Поэтому я еще немного полазил среди камней, посмотрел ближайщие храмы и пошел на площадь. Тут я еще раз порадовался, что Мату хорошо говорит по-русски. Потому что найти свой тук-тук на хаотично заставленной транспортом площадки проблематично. Да и многие тук-туки в Хампи похожие. Cкорее всего, не один только Мату получил кредит на новую машину.

Прежде чем исследовать Хампи дальше, нужно было решить еще один насущный вопрос. Когда я ехал в Хампи из Арамболя, то купил билет только в одну сторону. Решил на месте посмотреть, стоит ли оставаться на два дня или хватит одного. И вот теперь нужно было купить билет на завтра.

я в роли белой обезьяны. Дети еще лого ходили за мной. За детьми находятся еще одни ворота в храм. Сверху должна находиться башня гопура.
я в роли белой обезьяны. Дети еще лого ходили за мной. За детьми находятся еще одни ворота в храм. Сверху должна находиться башня гопура.

Вопрос решился на удивление просто. По дороге мы заехали в тревел-агентство и купили билет. Тут же можно было поменять доллары, но я расслабленный Арамболем, где обменники на каждом шагу не стал этого делать. В результате на следующее утро, когда мы выезжали из Хампи обмен еще не работал, а вечером в Хоспите я несколько часов безуспешно ходил по городу в поиске обменника.

Билет до Арамболя мне обошелся еще дороже чем сюда. При цене билета на официальном сайте в 1400 рупий, я его купил за 1900. Поэтому, лучше сразу решить на сколько вы едете, и купить билеты в оба конца.

Тревел-агентство и здесь же маленький магазинчик
Тревел-агентство и здесь же маленький магазинчик

В Хампи, если ты на колесах, все рядом и через несколько минут мы уже были у следующего пункта нашей экскурсии. Что и в каком порядке я буду смотреть решал Мату. Так как про Хампи я тогда мало что знал, то я не возражал. И надо отдать должное моему проводнику посмотрел я не мало. Да к тому же Мату хорошо говорит по-русски и во многих местах еще что-то рассказывал. Или, по крайней мере, говорил куда меня привез.

Как правило, между достопримечательностями, живописная дорога. Или сельхозугодия, или каменные росыпи, или и то и другое.

Королевские ванны (Queen's Bath). Не скажу, чтобы произвели на меня сильное впечатление. Но сохранились они довольно хорошо, и можно представить, как в этом бассейне наполненном водой и лепестками роз, купались королевские жены и наложницы.

Но о том какое было внутренее убранство тоже приходится только догадываться. Думаю для своих любимых короли средств не жалели.

Следующая локация мне очень понравилась. Не в одном отзыве про нее ни читал, поэтому был приятно удивлен. Но это лишь мое мнение, потому что это местный археологический музей. Archaeological Museum. Он делится на непосредственно музей, в котором несколько залов и огромную территорию, заставленную различными статуями и барельефами, найденных на развалинах забытой всеми империи. Количество впечатляет. Их там несколько тысяч, и все в отличной сохранности.

Вход в музей платный, но если показываешь сегодняшний билет из храма Виттала, то пропускают бесплатно. В самом музее все залы с кондиционерами, так что можно прийти в себя после жаркой улицы. Экспозиция небольшая, но можно многое узнать про историю Хампи. Есть даже подробная масштабная модель Хампи с расположением всех памятников.

Через несколько минут очередное каменное чудо. Pattabhirama Temple. И опять практически ни души. Я, парочка туристов вдалеке, несколько ленивых обезьян и еще какой-то индиец, прилегший отдохнуть в тени храма. Такое впечатление, что все туристы "тусуются" у храма Витталы и Вирапукши

Для детального изучения Паттабхирама нужно закладывать, наверное, несколько часов. А интересных деталей там в каждом зале на каждом столбе по несколько штук. И нет ни одного похожего барельефа. Сколько мастеров и какого уровня профессионализма, должны были это делать. Плюс огромнейшая территория, огороженная старинной оградой. Можно посмотреть видео небольшого участка одного из залов.

Следующая локация называется Royal Enclosure, примерный перевод Королевский корпус/ограда. Находится он неподалеку от Королевских ванн, но, наверное, Мату специально завозил меня в музей и Pattabhirama Temple. За что ему большой респект.

Археологи называют этот район, довольно большой и с множеством достопримечательностей, Королевским кварталом. Нашел вот такую карту Королевского квартала. Представляете сколько только там исторических мест.

Карта Королевского Квартала
Карта Королевского Квартала

И Royal Enclosure и все, что рядом с ней, лишь одна из достопримечательностей. И пусть не самая красивая, но самая масштабная точно. Занимает очень большую территорию. Ни конца, ни края не видать.

Первое, что брасается в глаза, когда входишь на это поле, это Маханавами Дибба (Mahanavami Dibba). Смотрится как какая-то огромная плоская сцена или даже мавзолей. Площадь наверху 300 квадратных метров.

Маханавами Дибба
Маханавами Дибба

И это первое впечатление оказывается почти правильным. Почти, потому что, на самом деле, это скорее гостевая трибуна. С него его императорское величие с придворными любовались парадами по случаю побед и красочными шоу на праздники.

Подходя ближе, начинаешь различать подробности. Не такая она и простая эта трибуна. Высота 12 метров и состоит из трех ярусов Да к тому же еще во многих местах сохранились остатки оригинальной облицовки пятнадцативековой давности.

Сверху открываются великолепные виды на окрестности. И вместе с удовольствием от созерцания, ты понимаешь, что тебе нужен целый день, чтобы все обойти. И оценив свои оставшиеся силы решаешь, что вполне достаточно блиц осмотра. ( В этот день я прошел 22 758 шагов. Для кого как, а для меня это много. Да еще по солнышку).

Вид с "мавзолея". И это еще далеко не все.
Вид с "мавзолея". И это еще далеко не все.

Вниз с трибуны можно (и нужно) спуститься с другой стороны. Там тоже есть лестницы, которые скорее всего использовались как служебные, и небольшие помещения, где возможно король дожидался начала действия.

Оказывается, совсем рядом с трибуной (Маханавами Дибба переводится как Дом Победы и построена в 1513 году, в честь какой-то важной победы), находится очень интересный объект. На карте Маханавами Дибба под номером 28, а номер 29 это ступенчатый бассейн (Stepped Tank). Такие колодцы я видел в Дели и в Джайпуре, но интересно было бы посмотреть, как он выглядит здесь. Но, увы, не дошел до колодца.

Зато посмотрел на здешний водопровод, или, по крайней мере, что-то на него похожее. Раньше так здесь подавалась вода, то ли в бассейны, то ли, наоборот, из них.

А для бытовых нужд были закрытые акведуки протянутые под землей.

Водопровод
Водопровод

Еще из интересных объектов Секретная подземная комната (Secret Underground Chamber). Ничего особо выдающегося в ней нет. Обычная комната под землей ведущая в никуда. Но это лишь то, что мы видим. У археологов есть как минимум две версия для чего она нужна. По одной здесь проводились тайные совещания императора по самым секретным вопросам. По второй, это комната вход в систему тайных подземных туннелей. Неподалеку отсюда находится Подземный храм Шивы (Underground Shiva Temple). Вот туда и должен вести этот ход.

Но это точно не какой-нибудь обычный погреб для хранения бананов. Хотя внутри и похож. Но коридор в Тайную комнату отделан черным гранитом. Не совсем типичным материалом для здешней местности.

А это Большое каменное корыто и резервуар для слонов (Large stone trough and elephant tank). Так, по крайней мере, звучит официальная версия. По неофициальной, любителей конспирологии, которые считают, что под руинами Хампи прячут остатки древней працивилизации, это форма для отливки квадратных колонн. Сами выбирайте, какая вам нравится больше. Я выдвигаю третью версию. Это поилка для лошадей. Но что бы это ни было, вызывает удивление, и длина камня из которого эта поилка сделана, и качество работы.

Думаю, если бы я походил по территории Королевского двора подольше, то обязательно бы увидел еще что-нибудь интересное и таинственное.

Впрочем, за интересным дело не стало. Неподалеку от каменной ограды огораживающей Royal Enclosure находится храм Хазара Рама (Hazara Rama Temple). На мой взгляд самый "поразительный" храм Хампи. Меня он поразил в самое сердце и "влюбил в себя" навсегда.

Он был построен специально для обслуживания королевской династии и находится в центре Королевского квартала. Поражает он не размерами, в Хампи много храмов более масштабных, а своей необычной отделкой. Такой кажется больше нет ни в одном храме в Хампи.

Это место еще называют Храм Тысячи Рам или даже более поэтично «Рамаяна в камне». Стены и колонны украшены сценами из Рамаяны. Впрочем, этот факт интересен лишь для тех, кто знает или хочет знать историю Индии. Меня же просто поразило мастерство резчиков и красота барельефов. Не поленитесь, полистайте галерею. и это только малая часть. Большинство барельефов не повторяются. Ходить можно не один час.

В одном из храмов, их там несколько, необычные черные колонны из базальта. Это тоже говорит об уникальности храма. Встречаются такие колонны только в этом месте и материал везли за многие сотни километров. В галерее ниже "разбор" одной из коллон. Ихображения на них, конечно же, разные.

"Зависнуть" здесь можно надолго. Читал, что где-то в храме должны сидеть жрецы и читать беспрерывно Рамаяну. Но я ничего похожего не видел. Хотя, скорее всего, я не все осмотрел. В храме я был опять практически один.

В Хампи столько интересных мест, что туристы после осмотра храмов Витала и Вирупакши, где туристов всегда много, растворяются в достопримечательностях. и только вечером опять собираются в кучки, чтобы встретить закат.

Чуть дальше начинается платная часть Королевского квартала. Если вы сегодня были в храме Виттала,то можете пройти бесплатно, если покажете билет. Мату меня об этом предупредил и я билет сохранил.

А посмотреть там есть на что. Достопримечательности разбросаны по кварталу и дошел я не до всех. Но самые интересные увидел. Не знаю, сколько сюда стоит вход без Виттала, но сходить, даже платно, советую. Теоретически, где-то здесь должен бы находиться и сам королевский дворец, но что-то про него я ничего не слышал. Даже руин никаких нет.

Такие указатели есть у каждой достопримечательности
Такие указатели есть у каждой достопримечательности

Лотос-Махал (Lotus Mahal) дворец Лотоса находится на огороженной территории которую называют Zenena Enclosure. Раньше, во времена империи здесь находился гарем. Сейчас от гарема остались лишь стены со сторожевыми башнями и дворец Лотоса. Охраняли территорию солдаты-евнухи. Из нормальных мужчин входить сюда мог только законный супруг.

Сейчас, как и тогда, здесь разбит большой сад. В центре находятся руины Лотос Махал. Сохранились они довольно неплохо. Дворец небольшой, и по одной из версий это всего лишь чайная беседка. Я тоже ее поддерживаю. Для дворца совсем не царский размах. А вот для места где чайку попить, с любимой супругой самое то.

Впервые в Хампи я увидел явные исламские мотивы в строительстве. Всего лишь за несколько дней до этого я видел настоящие роскошные дворцы в Джайпуре и Тадж-Махал в Агре, так что особо Лотосом я не впечатлился. Хотя. конечно, здание для Хампи необычное и запоминающееся.

В паре минут ходьбы от Лотос Махал еще одно любопытное здание. Elephant Stables, изящный слоновник 15 -го века. Так оно красиво называется на Гугл картах. Когда-то, по мнению официальных археологов, здесь содержались слоны для королевских выездов. Место очень зеленое и фотогеничное. Я здесь устроил большой привал. Завалился под дерево и кайфовал минут двадцать.

Обратите внимание на центральный вход, купол которого оформлен как храм. Считается, что там во время представлений находился оркестр и слоны выступали под его музыку.

Почему-то именно в этом месте опять много туристов. Подавляющее большинство туристов в Хампи это индийцы. Европейцев я встретил всего несколько человек. Да и на всех остальных достопримечательностях в Индии, где я был (Дели, Джайпур, Агра) наблюдается такая же картина. Только индийцев в десятки разов больше.

Сбоку от слоновника Дом стражи (Guards house). Получается что у них общий двор. Здание, в отличии от слоновника хорошо отреставрировано.Сейчас в нем филиал музея. Тоже выставлены найденные фрагменты барельефов с разрушенных храмов. И самое главное, там тоже есть тень и прохлада.

За Elephant Stables опять начинается необъятный участок с разрушенными храмами и каменными глыбами. Любопытно, но ничего суперинтересного нет. Хотя места и живописные, но за день такое я уже видел не раз. И я уже подумал было, что больше меня ничем не удивить. Немного окрестностей в галерее.

Но Хампи (и Мату) умеют удивлять. Настоящий "крышеснос"- закат солнца на холме Хемакута - они оставили "на закуску". Но до этого было еще несколько стоящих локаций.

Прасанна Вирупакша храм (Prasanna Virupaksha Temple), его еще называют Подземный храм Шивы (Underground Shiva Temple). Один из самых старейших храмов Хампи. И один из самых загадочных. Что намного интереснее.

Смотреть там особо нечего. Но притягивает тайна. Главная его часть построена на несколько метров под землей. Зачем так строили неизвестно. Возможно раньше в храме были специальные стоки для воды. А в наше время большую часть года он затоплен. В конце ноября попасть в него было еще можно, но все равно везде стояла затхлая вода. Наверху еще можно увидеть остатки огромной каменной плиты с текстом.

Лакшми Нарасимха храм (Lakshmi Narasimha Temple). Место которое стараются посмотреть все туристы. Здесь находится самая большая статуя в Хампи. Да еще какая. Сами посмотрите. Чем-то напоминает Гудвина Великого и Ужасного из сказки.

И все это сделано из одного куска камня. В первоначальной версии на коленях у Нарасимха сидела богиня Лакшми. Но во время захвата и разграбления города мусульманами в 1565 году она была разрушена. На тыльной стороне Нарасимха осталась рука богини, которя обнимает своего любимого супруга. Обруч который стягивает статую появился в современное время, для того, чтобы статуя окончательно не разрушилась.

Рядом еще один необычное место. Храм Бадавилинга (BadaviLinga Temple). Почему это храм, не очень понятно. Здесь поклоняются богу Шиве. Но представлен он не в каком-то обличие, а в форме лингама. Самая примитивное объяснение лингама это фаллическое. Якобы лингам это эрегированный пенис. Но на самом деле тут все намного сложнее.

Если в кармане заваляется мелочь, то можно загадать желание и бросить монету. Если она упадёт и останется на верхней части, то желание сбудется. Если упадет в воду, то нет. А если на средней, которая считается женской частью (йони), то 50 на 50. Моя денежка именно там и осталась. А желание не сбылась.

Храм Кришны (Sri Krishna Temple). Руины еще одного большущего храма. На сей раз Кришны. В индийском богообразование несведущему человеку разобраться очень трудно. В Хампи есть храмы Шивы, Виттала, Кришны, Хунумана, Ганеши, Вишну и еще какие-нибудь, про которые я не знаю. И не один-два, а сотни.

Размеры храма впечатляют. Здесь несколько залов в хорошей сохранности. Есть и где походить и что посмотреть. Резные колонны, барельефы, балюстрады.

И нельзя сказать, что это очередные барельефы, которые тебе за день уже приелись. В Хампи в каждом храме своя "изюминка".

Рядом с храмом Кришна Базар (Krishna Bazaar). Так как когда-то храм очень почитался, то и торговля рядом с ним велась очень активно. Глядя на этот базар можно представить размах торговли в городе когда он еще был живой. Отсюда до храма Вирупакши, рядом с которым свой километровый Базар всего-то метров 500-600. И только на этом пятачке два огромных базара. А сколько их было по всему огромному городу.

Кришна Базар
Кришна Базар

Храм Ганеши. (Kadalekalu Ganesha). В Хампи есть храмы с огромной территорией и небольшие, которые и язык то храмом назвать не поворачивается. Ганеша как раз такой. Чуть ли не весь храм занимает толстяк Ганеша. Обратите внимание на пояс на его животе. Это змея, которой он обвязал живот, чтобы он не лопнул от обжорства. Согласно найденным неподалеку надписям, храм построил купец из Чандрагири в 1506 году. Ганеша считается богом мудрости и удачи. Значит здорово Ганеша помог тому торговцу.

Рядом с Ганешей видел еще два любопытных места. Одно я опознал как скромный храм Ханумана. И скорее всего действующий. А второе, напомнило мне какую-то шараду, только высеченную в камне. Может быть вы отгадаете, если любите загадки.

Холм Хемакута показался мне очень подходящим местом для встречи заката. Хотя бы потому, что подняться на него довольно легко. Не уверен, что я смог бы в этот день подняться, например, на холм Анджанея, откуда вечерние виды думаю ничуть не хуже. И который тоже считается знаковым местом для встречи и прощания с солнцем. На следующий день я только поднимался на него минут двадцать.

Для удобства кое-где в граните вырублены ступени. Самые нетерпеливые уже "занимают места в партере".
Для удобства кое-где в граните вырублены ступени. Самые нетерпеливые уже "занимают места в партере".

На вершину Хемакута я поднимался, может быть, и столько же, но это был совсем другой подъем. Даже пятилетний ребенок его осилит. И пока поднимаешься есть на что посмотреть. Храмы на холме, в большинстве своем, стояли здесь еще в довиджаянагарские времена. Чем джаянские храмы отличаются от индуистских не знаю. Но религия это очень древняя. И проповедует ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. В том числе и мухе или муравью.

Да и россыпи каменных валунов не менее интересны. Сколько миллионов лет назад они появились. Да и сам холм напоминает огромный валун. Такое впечатление, что гранит просто тек, как тесто для блина, и застыл.

С одной стороны холма, когда подниметесь, открываются сногсшибательные виды на храм Вирупакши, а с другой не менее потрясающие на окрестности Хампи. Солнце садится как раз с этой стороны.

Но, конечно, ни какие фотографии не могут передать ни атмосферы витающей в воздухе, ни красочности пейзажей.

Вершина холма большая и плоская, и места для "обряда" прощания с солнцем хватает всем. И людям и обезьянам. Не знаю, всегда ли обезьяны приходят на закат, но было любопытно наблюдать, как они тоже усаживаются вдалеке от людей на скалу. Небольшое видео заката.

После заката холм закрывается. Ходят смотрители и всех выгоняют. Холм был нашей последней локацией на сегодня. Впечатлений я получил "выше крыши". В планах, те что я строил утром, еще было запланирована прогулка по деревне, но ни сил, ни желания уже не было. Ужин я заказал заранее, по телефону, в своем отеле.

Отель мне понравился. И "похвальная ода" в его честь есть в первой части, поэтому повторяться не буду. Вот его координаты, если не хотите читать. И поужинав на персональной терассе я завалился спать. Надо было набираться сил для еще одного дня в Хампи. Но о нем в третьей части.

А вот ссылка на первую часть, если вы ее еще не читали.

Экскурсии в Хампи от Tripster.ru

Экскурсия в Хампи от Sputnik8

Авторские туры по Индии

Терраса в гостевом доме. Утром с нее вид намного красочнее
Терраса в гостевом доме. Утром с нее вид намного красочнее

Еще немного по теме

Поездка по Индии. Золотой треугольник+Гоа. Личный опыт и немного теории

Что посмотреть в Дели. 48 достопримечательностей. Личный опыт и немного теории

Метро в Дели. Личный опыт и немного теории

Дели. Первые впечатления. Утренняя фотопрогулка по Мейн Базару. Личный опыт и немного теории

Отпуск на пляже Арамболь. Личный опыт и немного теории

Пляж Арамболь. Наш "тюлений" отдых. Личный опыт и немного теории

Золотой треугольник Индии. План поездки. Дели. Теория и немного личного опыта

Золотой треугольник Индии. План поездки. Агра. Теория и немного личного опыта

Три с половиной способа как добраться до Гоа. Теория и немного личного опыта.

Покупка ж/д билетов по Индии онлайн. Личный опыт и немного теории

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.

Доброе слово и кошке приятно!

И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.