Найти в Дзене
w-sail

Поездка по Индии. Золотой треугольник+Гоа. Личный опыт и немного теории

Оглавление

Читал где-то, что все побывавшие в Индии делятся на тех, кому она "зашла" и тех, кто больше туда ни ногой. Мне она "зашла" и даже очень. Долго еще буду вспоминать мои индийские каникулы.

Храм Акшардхам в Дели. Настоящее произведение современного искусства в номинации резьба. Новодел, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. Единственный минус перед посещением нужно сдать все фото и видео. Поэтому фото не мое.
Храм Акшардхам в Дели. Настоящее произведение современного искусства в номинации резьба. Новодел, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. Единственный минус перед посещением нужно сдать все фото и видео. Поэтому фото не мое.

Обязательно вернусь сюда еще. Но только уже в другие места. В Индии их смотреть не пересмотреть. Поэтому решил следующую визу делать на пять лет.

Для первого раза (тогда еще думалось, что и последнего) маршрут взяли самый, наверное, беспроигрышный, интересный и простой. Золотой треугольник Индии (Дели-Джайпур-Агра) и Гоа. И потом уже, "по ходу пьесы", я решил "разбавить" море поездкой в Хампи, впечатлившей меня больше всего.

Храм Вирупакши в Хампи
Храм Вирупакши в Хампи

Поездка получились не только интересной, но и на удивление легкой. Все индийские квесты с поездами, автобусами, аэропортами, отелями решались "на раз, два". Хотя, может это сейчас так кажется. Когда мы в Агре, казалось безнадежно, опаздывали на автобус, я так не думал.

Вид на Тадж-Махал со стороны парка
Вид на Тадж-Махал со стороны парка

Вся поездка, 19 дней, с 14 ноября по 2 декабря, обошлась нам в 240 000 рублей. Причём и первый и последний день использовали "по полной". Примерную калькуляцию дам в конце.

Побывали в Дели (3 дня), Джайпуре (2 дня), Агре (1 день), Гоа (13 дней, из них 2 дня в Хампи). Ездили на поездах (дважды), на автобусах (трижды), и, разумеется, бессчетное количество раз на тук-туке и такси. И еще дважды на самолете.

Посмотрели 10 памятников архитектуры, включенных в список ЮНЕСКО. И еще много чего интересного, почему-то в этот список не включенного.

Испытали на себе гостеприимство 6 индийских гостиниц в различных штатах. Пять из них могу порекомендовать. Но при условии, что ваш бюджет на жилье 2-3000 рупий и вы примерно представляете, чего ждать от индийских отелей. Хотя, грязные, серые простыни, про которые я не единожды читал до поездки, нам попались лишь однажды. В отели Vivek, в Дели, который я, как вы понимаете, советую обходить стороной.

В Хампи у меня была персональная терраса с потрясающими видами.
В Хампи у меня была персональная терраса с потрясающими видами.

Теперь обо всем чуть подробнее. Про многое потом напишу уже обстоятельно . А пока "галопам по Европам". Вернее, по Индии. (Но все равно получилось долго. Так что настраивайтесь).

1. Подготовка к путешествию.

А поездка по Золотому треугольнику это именно путешествие. Настоящее приключение по почти "настоящей Индии". Почти, потому что в большинстве своем это все же туристические места, но в окружение реальной страны. И очень советую, если есть время, то подготовиться к путешествию "по - серьезному".

Лучше потратить три часа дома в тепле и у компьютера, чем пробродить час по жаре и пытаться найти, где в этом "гребаном" Дели продают билеты на поезд. (Впрочем, это мое мнение, и оно может не совпадать с вашим).

Обезьян в Хампи местами даже больше чем людей
Обезьян в Хампи местами даже больше чем людей

Билеты до Дели мы купили на распродаже Аэрофлота. Собственно говоря, идея поездки как раз и "родилась", когда увидел недорогие билеты. Покупали в последний день, из того что уже осталось. Пришлось пожертвовать двумя днями отпуска ради относительно дешевых билетов. Можно было купить и дешевле, но мы до последнего ждали друзей и наших всегдашних "попутчиков" в путешествиях. Но, к сожалению, они не смогли, и мы поехали вдвоем.

Возможно я и ошибаюсь, но мне кажется это Махатма Ганди прядет свою знаменитую нить. Только сейчас "опознал" это фото из аэропорта Дели
Возможно я и ошибаюсь, но мне кажется это Махатма Ганди прядет свою знаменитую нить. Только сейчас "опознал" это фото из аэропорта Дели

Два билета, один с багажом, 23 кг, второй с 10 кг ручной клади, стоили 59 485 рублей. Помимо ручной клади разрешается еще и "рюкзак, весом не более 5 кг и габаритами по сумме трех измерений не более 80 см". Это цитата с сайта Аэрофлота. Для тех, кто хочет сэкономить, а заодно не возить с собой полчемодана ненужных вещей. Это "камешек в огород" моей второй половинки. Хотя, думаю, она не одинока, И страх два дня походить в одном и том же у российских женщин в крови. (За что мы их и любим). Багаж обошелся нам в 9100 рублей.

Рядом с гробницей Хамаюна замечательный парк. И парки есть рядом со многими достопримечательностями дели
Рядом с гробницей Хамаюна замечательный парк. И парки есть рядом со многими достопримечательностями дели

И лишь после того, как появились билеты, я начал готовиться к поездке. Начал не совсем стандартно. Купил книгу "Краткая история Индии" Джона Зубжицки. Об Индии, а тем более об ее истории я, к своему стыду, мало что знал. Даже такой краткий ликбез помог потом по-другому смотреть на безмолвные памятники архитектуры. Да и на шумную и крикливую живую Индию тоже.

Параллельно прорабатывал маршрут и решал возникающие трудности. Индия оказалась страной со своими странностями. Обычная покупка билетов на поезда и автобусы внутри страны оказалась трудно разрешаемой головоломкой. И если с поездом я "справился", то автобус оказался мне не по зубам, и пришлось все решать уже на месте.

Метро Дели меня приятно поразило. И ориентироваться в нем довольно легко.
Метро Дели меня приятно поразило. И ориентироваться в нем довольно легко.

Обязательно напишу про свой "транспортный" опыт подробнее. Про покупку ж/д. билета я уже писал.( Как и про метро). Ссылку на статью, как обычно, дам в конце. Но даже после того как я разобрался с особенностями индийской системы онлайн-бронирования легче если и стало, но немного. Как оказалось, на многие поезда билетов просто не было, а оставшиеся были в не самые лучшие вагоны. Так мне тогда казалось. Но по факту все оказалось не так и страшно.

Улица в Дели в районе Чандни Чоук
Улица в Дели в районе Чандни Чоук

Из Джайпура в Аргу мы доехали за 250 рупий (265 рублей) в вагоне, напоминающем нашу электричку из 90-х годов. Только все же чуть лучше. (Тоже было то еще приключение). Так что, уже умудренный опытом, советую озаботиться покупкой билетов на индийские поезда как можно раньше. В идеале за 4 месяца до поездки. То есть, как только начинается официальная продажа билетов.

Раздача пищи в сикхском храме  Бангла Сахиб. В Хампи я тоже бесплатно пообедал в сикхском храме
Раздача пищи в сикхском храме Бангла Сахиб. В Хампи я тоже бесплатно пообедал в сикхском храме

А вот с авиабилетами на внутренние перелеты, наоборот лучше не торопиться. Я про перелеты Дели-Гоа. Про другие маршруты не знаю, не отслеживал. Если хватит терпения и нервов, то лучше покупать за 2-3 дня до полета. (Это если брать по отдельности). Могу посоветовать авиакомпанию Vistara. Она летает с 3 терминала (международного). Комфортные самолеты, питание. 15 кг. багажа уже включены в билет. Но это, вроде бы, во всех индийских авиакомпаниях. Или, по крайней мере, во многих.

Какое-то шествие на улице в Джайпуре
Какое-то шествие на улице в Джайпуре

Для поездки в Индию нужно оформлять визу. И уже тут - если у вас нет зарубежной карты - возникают первые трудности. Сама анкета относительно простая, нужно лишь поответственнее подойти к загрузки фотографии. А вот оплатить можно лишь с помощью зарубежной карты. Так что придется поискать ее среди знакомых или знакомых знакомых, или обратиться к помощи "помогаек", которые за определенный процент помогут вам это сделать. Найти таких помощников в интернете не составит труда.

Закат на Гоа. Арамболь
Закат на Гоа. Арамболь

О своем предполагаемом маршруте я уже писал. И даже трижды. По каждому городу отдельно. Если честно, планы помогли. Может быть, поэтому мы и отъездили так относительно беспроблемно. (По крайней мере, мне в это хочется верить. Ну, или нам помогал какой-нибудь туристический ангел. Что, в принципе, тоже не плохо).

Хотя, все же я чуть "напортачил" и уже после покупки части ж/д билетов пришлось все переигрывать. Запутался в днях недели и купил билеты в Агру на пятницу. А Тадж-Махал в пятницу выходной. Пришлось билеты сдавать и покупать новые, уже в Джайпур. Индийские РЖД пообещали деньги за билеты вернуть (730 рупий), но благополучно об этом забыли. А может и я что-то не доделал.

Обезьяна в Хампи
Обезьяна в Хампи

Вывод, думаю, очевиден ."Тщательней" надо готовиться к поездке. И лучше не ошибаться, дешевле выйдет.

Но, по факту, маршрут Дели-Джайпур-Агра-Дели оказался даже лучше, чем как я планировал изначально: Дели-Агра-Джайпур. Рейсы из Дели и стоят дешевле и выбор намного больше. Из Джайпура было всего два рейса. Или в 7 утра (а значит вставать надо часа в 4) или днем в 14 ( а значит на Гоа прилетаем уже вечером). А из Дели и встали по-божески и еще успели, наконец-то, искупаться в Аравийском море.

Дели

В Дели рейс из Москвы прибывает в 4 утра. Так что можно еще немного поспать, а после начать долгожданное знакомство с Дели.

Аэропорт в Дели встречает гостей своей "мудрой" стеной. На стене не просто руки, а с жестами обозначающие мудры. У каждого жеста свое значение
Аэропорт в Дели встречает гостей своей "мудрой" стеной. На стене не просто руки, а с жестами обозначающие мудры. У каждого жеста свое значение

Чтобы найти в аэропорту окошки, где оформляют е-визу смотрите на пол. Там все "написано". Мы, как впрочем, и многие с нашего самолета, сбились с пути и встали в окошки для других иностранных граждан. Хорошо еще быстро сообразили, что к чему.

Для россиян зона 2
Для россиян зона 2

Для получения е-визы дактилоскопируют пальцы. Из-за этого обычно и возникают очереди. "Тупим" и мы, туристы, и индийское оборудование. Сначала нужно "откатать" большие пальцы, потом остальные. Просто посмотрите, что перед вами будут делать уже подошедшие к окошку и вам все станет понятно.

Как добираться из аэропорта до города я уже писал. Ссылка в конце. Мы поехали на метро. Про него я тоже уже рассказывал. Современно, быстро, прохладно. И, обычно, не многолюдно. Очень рекомендую. И не только для поездки из аэропорта, но и для перемещений по городу. От одной достопримечательности до другой.

Поезд метро в Дели. Вагон метро, наверное, нельзя написать, потому что проход по вагонам сквозной.
Поезд метро в Дели. Вагон метро, наверное, нельзя написать, потому что проход по вагонам сквозной.

Постарайтесь еще в аэропорту купить сим-карту. Ларек находится прямо напротив выхода из зеленого коридора. Мимо вряд ли пройдете. Цена ориентировочно 450-500 рупий. Но в день нашего прилета, цена почему-то была 800 рупий, и я не стал покупать. (Индия чудная страна, как говорил наш гид, с ударением на а). Без проблем купил потом в городе за 800 рупий две симки.

Для жилья мы выбрали беспроигрышный, как мне казалось дома, вариант. Мейн Базар. Я и сейчас так считаю, но, как это обычно и бывает, у другого члена нашей "команды" мнение противоположное.

Мейн Базар
Мейн Базар

Большой выбор жилья, две станции метро, железнодорожный вокзал, еда, обмен валюты, сим-карты. Что еще путешественнику надо для счастья. Оказывается чистоты и тишины. А с этим на Майн Базаре очень плохо. Я бы даже так сказал: очень-очень плохо. Так что если для вас приоритет тишина, то выбирайте, к примеру, тибетский квартал (Majnu ka tilla). А если европейский комфорт, то, опять же, как пример, район AeroCity.

Но, а я советую Мейн Базар. С оговоркой, если мусор на улицах и скопление людей у вас вызывают душевный дискомфорт, то вам сюда не надо. (А может и в Индию не надо. На такси до Тадж Махала, оттуда в аэропорт и на Гоа). Хотя, объективности ради, непосредственно по Мейн Базару мы "гуляли" минут 15-20 утром, с заходом в ресторанчик покушать, и столько же вечером. Все остальное время были в Дели.

Почти во всех парках можно сидеть на лужайках. И бурундуки бегают тоже во всех
Почти во всех парках можно сидеть на лужайках. И бурундуки бегают тоже во всех

"Если честно, начитавшись отзывов, ждал чего-то более трешевого от Дели. Если бы это была моя первая азиатская заграница, то тогда я возможно и впал бы в ступор". Это начало моей фотопрогулки по Мейн Базару. Можете посмотреть и почитать, чтобы составить хоть какое-то впечатление о Мейн Базаре.

Главное, как мне кажется, на Мейн Базаре это не ошибиться с выбором отеля. На базаре мы жили дважды. В начале "трипа" по треугольнику и в последнюю ночь. В двух отелях. Hotel Shelton и Vivek. Находятся, кстати, неподалеку друг от друга.

Номер в Шелтоне. Правда не наш. Но фото реальное.
Номер в Шелтоне. Правда не наш. Но фото реальное.

Shelton могу посоветовать. Хотя может быть и с оговоркой. Выбирайте номер побольше. Полулюкс он без окон. Но для Мейн Базара это даже скорее плюс. Никакого уличного шума не слышно. Минус полулюкса маленький номер, 13 метров. Для того чтобы помыться и переночевать полулюкс вполне годится. Не буду вдаваться в подробности. Отзывы можете почитать здесь. Да и "забронить" тоже. С оплатой на месте. Еще они разрешили нам ранний бесплатный заезд. Так что только за одно это могу порекомендовать.

Питались мы в ресторанчике неподалеку. Если идти в сторону метро RK Ashram Marg то будет справа, в полуподвальчике. Цены мне показались адекватными. Но сравнивать не с чем. В другие места мы не ходили. Мне кажется, Дели, не то место, где можно экспериментировать с едой. Если повезло найти место, где вкусно готовят, и есть и индийская и европейская еда, то и надо его держаться.

"Наше" кафе
"Наше" кафе

Купили сим-карту и поменяли деньги без всяких проблем практически сразу как вышли на улицу. Но на покупку симки закладывайте как минимум минут 20-30 на человека. В Индии абы кому и абы как ее не продают. Сначала вас сфотографируют, потом сфотографируют ваш паспорт и визу, потом все это загрузят в систему, потом активируют симку. У нас она заработала практически сразу, но это, скорее всего потому, что активацию делала сотрудница офиса.

"Наш" магазинчик по продаже сим-карт
"Наш" магазинчик по продаже сим-карт

Про мой план относительно Дели можно прочитать здесь. Оказался вполне себе рабочим. Мы его даже "перевыполнили", в плане достопримечательностей. Посмотрели больше чем запланировали.

В первый день посмотрели Красный Форт и покатались на велорикше по Чандни Чоук. Это район и самый большой рынок в Дели прилегающий к Красному Форту. (Шагомер показал, что в этот день прошли 13 967 шагов).

Площадь перед Красным Фортом
Площадь перед Красным Фортом

Вход в Красный Форт для иностранцев стоит 600 рупий. Но мы в него не попали. Не сразу разобрались, где продаются билеты. Продаются они в одном месте, а вход, почему-то, довольно далеко от кассы.

Площадь перед Фортом место очень популярное у туристов. Наверное, 99% процентов туристов это индийцы, приехавшие в столицу из провинции.

И такая картина практически у всех достопримечательностей. И будьте готовы, особенно женщины, к роли звезд. К вам обязательно будут подходить с просьбой сфотографироваться.

На второй день, так же самостоятельно (17 077 шагов) , посмотрели: мавзолей Хумаюна, обсерваторию Джантар Мантар, ступенчатый колодец Аграсен Ки Баоли и храм Акшардхам.

Мавзолей и храм к просмотру обязательно, настоящие архитектурные шедевры. Только один 16 века, а второй 21-го. Пусть вас не смущает, что храм новодел. Скорее наоборот, подтверждение того, что индийцы и сейчас могут удивлять. Филигранная работа.

Храм лучше "оставить" на вечер. Вечером там, если не уморитесь от дневных прогулок, интересное лазерное шоу. Мы на шоу не пошли, как раз потому, что очень устали и побоялись, что нас "не хватит" на завтра.

Будьте готовы, что придется отстоять в очередях несколько десятков минут (10-40). Ближе фото уже не сделать. Телефоны и фотоаппараты надо сдать
Будьте готовы, что придется отстоять в очередях несколько десятков минут (10-40). Ближе фото уже не сделать. Телефоны и фотоаппараты надо сдать

На следующий день у нас с 9 утра до 5 вечера была заказана экскурсия. Утром загрузились в машину уже с чемоданами, а экскурсия закончилась на ж/д. вокзале.

День получился самым насыщенным. (Хотя пешком прошли всего 11 350 шагов). Стоимость экскурсии получилась 101 доллар. Изначально стоила 96, но за трансфер к вокзалу добавили еще 5. Экскурсию заказывали еще дома на сайте Трипстер. Там есть из чего выбрать. Перед оплатой (оплатить можно небольшую часть) лучше связаться с организатором и заранее обговорить все детали. Что-то в будущем маршруте можно поменять и подстроить под себя.

Разумеется, если бы не экскурсия, то столько всего за день бы мы ни за что не посмотрели. Башня Кутб-Минар, Мечеть Джама Масжид, храм Лакшми Нараян, храм Лотоса, храм Гурдвара Бангла Сахиб, Ворота Индии, Президентский дворец. Листайте обе галереи.

Экскурсия была на твёрдую четвёрочку. Что-то понравилось больше, что-то меньше. Но посмотреть бы советовал всё. Кто знает, получится ли еще приехать в Дели. Человек предполагает, а бог располагает. И из-за экономии каких-то 100 долларов, которые всегда где-то как-то можно заработать, не посмотреть Храм Лотоса, мне кажется глупым.

В Дели 4 крупных вокзала. Одна из причин выбора Мейн Базара была как раз наличие рядом, буквально в шаговой доступности, вокзала New Delhi Railway Station. Но, к сожалению, билетов на поезда отправляющиеся оттуда в Джайпур уже не было. Поэтому уезжали мы с вокзала Sarai Rohilla, который находится где-то у черта на куличках. Даже Миша, наш гид, коренной делиец, был до этого здесь лишь однажды.

Храм Лакшми Нараян
Храм Лакшми Нараян

С Мишей нам повезло, он посадил нас на поезд, и мне даже не пришлось напрягать свои мозговые извилины, чтобы сообразить куда идти, и в какой вагон садиться.

Обычный двухэтажный поезд
Обычный двухэтажный поезд

Вагон у нас был класса chair car. С удобными мягкими сидениями и кондиционером. Заплатили мы за это удовольствие 1035 рупий. Ехать из Дели до Джайпура всего 4,5 часа и в 22-00, как и заявлено в расписание мы прибыли на вокзал Розового города.

Джайпур

Больше всего настоящей Индии мы увидели как раз в Джайпуре. Настолько много, что Светлана заявила, что в такую Индию она больше ни ногой. (Надеюсь, что заявила она это сгоряча, и осенью составит мне компанию по Варанаси и Кхаджурахо).

Коровы во внутренних кварталах Джайпура обычное дело. Но до Городского Дворца отсюда минут 10 ходьбы
Коровы во внутренних кварталах Джайпура обычное дело. Но до Городского Дворца отсюда минут 10 ходьбы

На вокзале нам снова повезло. Нас сразу же "взял в оборот" "помогальщик" таксиста. Хотя сначала я подумал, что это и есть таксист. Ориентировочную цену поездки (150 -180 рупий) я узнал когда переписывался с ресепшеном отеля), поэтому торговаться было легче.

По дороге "разговорились" с таксистом. В кавычках, потому что мой английский оставляет желать лучшего. (После каждой поездки обещаю себе заняться языком, но воз и ныне там). Но все же друг друга мы поняли. Он предлагал показать нам свой город завтра. Эту фраза мне понравилась, да и сам таксист, молодой и "зубоскалистый" тоже.

А это уже главная улица. Тут все дома действительно выкрашены в один цвет. Пусть и не розовый, но что-то похожее
А это уже главная улица. Тут все дома действительно выкрашены в один цвет. Пусть и не розовый, но что-то похожее

К тому же был предложен выбор: тук-тук или машина. Договорились за 1400 на машину с кондиционером, на весь день по моему маршруту.

Утром, когда мы с опозданием минут в сорок, вышли из отеля нас ждал Виван с товарищем, хозяином машины. Подробнее про нашу поездку расскажу позже. Сейчас бы я построил наш маршрут по-другому. Но все мы сильны задним умом. И все равно, наш "вояж" мне понравился. План поездки по Джайпуру.

Посмотрели: обсерваторию Джантар-Мантар, (в Джайпуре она интереснее, чем в Дели), Городской Дворец, Водный Дворец Джал-Махал, форт Амбер, колодец Панна Мина Ка Кунд и музей Альберт Холл (правда, только снаружи). Звучит, конечно, как перечень сухих и непонятных слов. Но коротко про все это не расскажешь, а развернуто формат не позволяет. Поэтому постараюсь фотографиями. Хотя, конечно, это все не то, но листайте галереи.

Хотел еще доехать до храма Бирла Мандир, но понял, что скоро "на корабле может вспыхнуть бунт". Не все оказались готовыми ездить голодными по достопримечательностям. И у музея Альберт Холл мы расстались с нашими проводниками.

Рядом с кассами музея был какой-то индийский общепит, но мы его забраковали, уверенные, что где-то рядом есть что-то более подходящее. Все-таки музей и прилегающий к нему старинный сад туристические места. И именно здесь туристов и поджидают, чтобы накормить. Блаженны верующие.

У меня сложилось впечатление, что европейских туристов в Джайпуре кормить не хотят. Да и индийских тоже. Пока шли до отеля ни одного кафе, в обычном понимании этого слова, нам не попалось. Даже точек с уличной едой и то было раз-два и обчелся.

Нашел на карте Макдональдс, но до отеля, где у нас лежала колбаса, предусмотрительно прихваченная из дома, было ближе, и мы решили идти сначала к ней. А вечером (опять, господин Великий Случай!) уже, когда снова отправились на поиски еды, сели в лифт, в котором ехал наш управляющий, и поднялись с ним на четвертый этаж. И там, о чудо, ресторан на крыше, в котором полным-полно европейцев. ( За день прошли 13 892 шагов).

Музей Альберт -Холл
Музей Альберт -Холл

Пару слов об отеле. Опять рекомендую, и опять с оговоркой. Находится он в центре "каменных джунглей" Розового Города и вечером выбраться с него на вокзал было очень проблематично. Пришлось потратить энное количество нервных клеток, так как боялись опоздать.

Отзывы можно почитать по ссылке. Отель Haveli Kalwara. Большой номер, вкусный завтрак, чистое белье, даже шампунь в ванной. И очень услужливый и колоритный управляющий с раджистанскими усами. Ну, и ресторан на крыше. Я, кстати, про него читал, но забыл.

На следующее утро до завтрака я побродил по джайпурским трущобам. Как-нибудь выложу свою фотопрогулку. Такого количества коров я не видел с детства. Но то было в деревне. А здесь город-многомиллионик. Даже покормил одну буренку, самую тощую, остатками лепешки, завалявшимися в рюкзаке.

Вид на Джайпур по дороге к Храму обезьян
Вид на Джайпур по дороге к Храму обезьян

После сытного "шведского" стола мы поехали в Храм обезьян. (Не очень удачно). А потом в Хава-Махал, одну из главных достопримечательностей Джайпура. И "залипли" там надолго. В одно из окошечек, в которые за жизнью города наблюдали наложницы махараджи, мы увидели на противоположной стороне кафе на крыше, с красивым названием Wind View Cafe, и решили еще раз посмотреть на дворец, но уже оттуда.

Как вы понимаете, кафе я тоже рекомендую. Этакий островок комфорта. Тем более что цены там для такого места вполне демократические. На Арамболе на пляже приерно такие же. Правда "увековечить" себя на фоне Дворца Ветров получилось далеко не сразу, но это уже мелочи. И мы, глядя на красивые виды и попивая вкусный кофе, совершенно расслабились и решили, что так же классно пообедаем где-нибудь по дороге к "дому". (Вы уже слышали про туристическое место, кафе для европейцев и т.д.).

Вид на кафе с Хава Махал
Вид на кафе с Хава Махал

В общем, получилось как в той песне: на те же грабли, в том же месте, в тот же час. Мы добровольно ушли с райского места, где нам за 250 рупий предлагали спагетти болоньезе и отправились знакомиться с настоящей Индией, в тщетной надежде, что она нас где-нибудь покормит. ("Натоптали" за день 15848 шагов).

Вид с кафе на Хава Махал
Вид с кафе на Хава Махал

Еду мы увидели только на вокзале, часа через четыре. И то эти гамбургеры оказались настолько по-индийски острыми, что есть их было совершенно невозможно. Хорошо, опять выручил "подножный корм" прихваченный Светой из России.

На вокзале она (да и я тоже) испытала еще один шок. Когда подошел наш поезд, мы увидели как его, в самом прямом смысле слова, берут штурмом. К счастью, это оказались не наши вагоны. Жалею, что не снял это на видео.

Ничего особо страшного на вокзале Джайпура нет. Вокзал как вокзал
Ничего особо страшного на вокзале Джайпура нет. Вокзал как вокзал

Но было не до того. Стоянка поезда всего пять минут, а нам нужно было успеть в голову поезда. Наш вагон оказался не то чтобы комфортным, но были в моей жизни и похуже. Правда и я тогда был намного моложе. Так, бок о бок с настоящей Индией, мы и доехали до Агры.

Агра

Агра встретила вечерним шумом и гамом вокзала, и толпой водителей тук-туков. Но к Агре выработался уже своеобразный иммунитет на их приставания. Выбираешь одного и начинаешь торговаться. Для быстроты торга есть железный аргумент. Приложение Uber. Разумеется, тук-тук можно и вызвать, но "встретиться" с ним на привокзальной площади очень проблематично. Проще и быстрее договориться на месте.

Я почему-то считал, что Агра небольшой городок. На самом деле в нем живет более двух миллионов людей. Неподалеку от Тадж-Махала я видел рекламу строящейся станции метро. И скоро от ж/д вокзала до Тадж-Махала можно будет доехать как "белому" человеку" на метро.

Если Джайпур живет своей жизнь и на туристов внимание особо и не обращает, то в Агре все наоборот. Рядом с Тадж-Махалом есть даже что-то вроде "туристической резервации". Отели, сувениры, "едальни", магазины. Туда даже запрещен въезд на рикше. Но наш отель находится неподалеку от полицейского поста и места, где начинается ограждение, и найти его довольно просто.

Указатель к западному входу Тадж-Махала
Указатель к западному входу Тадж-Махала

Отзывы об отеле были не очень хорошие, и я всю дорогу "пугал" этим Свету. Но реальность оказалась намного лучше. Не знаю, что за "капризули" писали отзывы. Я его смело рекомендую. Полное название Hotel Sidhartha Walking Distance from TajMahal. Даже обидно немного, что мы в нем и не пожили, а только поспали. Часов в одиннадцать вечера заехали, а в десять утра выехали. Но оставили чемоданы до вечера на ресепшене. За что отелю, конечно, тоже плюсик в карму.

Hotel Sidhartha
Hotel Sidhartha

Выбирал я его из-за того, что он находится буквально в трех-пяти минутах ходьбы от западного входа в Тадж-Махал. Планировалось (мной) часов в восемь сходить в Тадж-Махал, но Света, самая настоящая сова, объявила забастовку. Никуда Тадж-Махал от нас не денется. Из-за этого весь наш день (вернее мои планы) пошел наперекосяк. План поездки по Агре.

Тадж-Махал это действительно настоящий архитектурный шедевр. И очень хорошо, что мы оставили его на последний день. На его фоне все остальное, что мы видели до этого, просто меркнет.

Маленькая, но очень важная подробность. Перед входом на территорию быстрый, но тщательный досмотр. Забирают все продукты питания. У Светы в рюкзачке оказалось кешью, купленный еще в Дели и еще что-то мелкое, съедобное. На обратном пути все это можно забрать. Но выходить надо, естественно, в те же ворота, что и входили. Пока мы разбирались в камерах хранения, ушла куча времени.

В Тадж-Махал, впрочем как и везде в Индии, две очереди. Для мужчин и для женщин
В Тадж-Махал, впрочем как и везде в Индии, две очереди. Для мужчин и для женщин

Хорошо хоть, что мы разделились, и пока Света разыскивала так нужный ей M&M's (хотя, объективности ради, он нам еще действительно пригодился, где-то угощали им детей), я, наконец-то, купил билеты на автобус до Дели.

Помимо Тадж-Махала успели еще посмотреть Красный Форт и мавзолей Итимад-уд-Даулы.

Рядом протекает река Джамна. Если не торопиться, то можно нанять лодку и посмотреть на Тадж с реки
Рядом протекает река Джамна. Если не торопиться, то можно нанять лодку и посмотреть на Тадж с реки

Красный Форт еще одна индийская архитектурная "нетленка". И как фортификационное сооружение, но прежде всего как произведение архитектурного искусства. Как они в 16-ом веке могли строить такое?

Мавзолей Итимад-уд-Даулы называют еще Малый Тадж-Махал или Бэби. Небольшая (по сравнению с Тадж-Махалом) усыпальница. Чем-то даже похожая на Тадж. Но ничуть не уступающая ему по красоте. Вокруг очень приятный парк. Мы были 19 ноября. В этот день везде были толпы индийцев, так как вход на все достопримечательности был бесплатный. А здесь даже в такой день было малолюдно. От Форта до Бэби мы доехали всего за 100 рупий. Хотелось еще посмотреть, что собой представляет Лунный сад (Мехтаб Баг), но опять нужно было выбирать или пообедать или поехать в сад.

Мавзолей Итимад-уд-Даулы
Мавзолей Итимад-уд-Даулы

В районе прилегающем к Тадж-Махал все заточено под туристов. Проблема не в том, чтобы найти кафе, а в том какое выбрать из многих. Зашли во второе из попавшихся по пути (первое, все же, забраковали). Была и европейская и индийская еда. Для индийской даже учли мое пожелание no spices. И именно здесь нам принесли самый вкусный ласси за всю поездку.

А дальше было приключение с автобусом, идущим в Дели. Самое нелепое и самое счастливое. Нелепость заключалось в том, что из всех тук-туков на стоянки, а их там было не одна сотня, я ткнул пальцем в самое тихоходное. Что-то с ним было не в порядке, но мы поняли это, только когда выбрались из пробок окружающих район Тадж-Махала. Нас обгоняли даже велорикши.

На территории Беби Тадж очень хороший и тихий парк
На территории Беби Тадж очень хороший и тихий парк

На вокзал мы приехали в 15-58. До отправления было еще целых две минуты. Формально водитель нас не подвел. Но как оказалось, приехали мы не на тот вокзал. Я уже прикидывал в голове варианты, как нам добраться до Дели (завтра утром самолет на Гоа), как нас неожиданно выручил молодой тук-тукер, который понял в чем дело. Он схватил наши чемоданы, и мы не очень еще понимая в чем дело, уселись в его "аппарат". Минуты через три он остановился у неприметной остановки. Напротив нее и стоял наш автобус. Как оказалось, он ждал только нас. (Всего за день прошли 18 571 шагов).

В Индии это целая головоломка, понять откуда пойдет твой автобус. Я потом еще дважды ее решал, когда ездил в Хампи. В билете пишут просто остановку. Иногда это может быть автостанция, иногда точка, где-то рядом, а иногда и просто остановка где-то в городе.

Наш автобус на технической остановки в пути у торгового центра
Наш автобус на технической остановки в пути у торгового центра

Дорога от Агры до Дели показалась мне отличная. Но какая-то часть была по платной дороги. Самое трудное, это выбраться на нее из города. а дальше, знай только "поливай". Дорога несколько полос, ровненький асфальт. За окном сельскохозяйственная Индия. Земля по большей части ухоженная.

А в Дели опять торг с тук-тукером и поездка с ветерком на Мейн Базар, который кажется уже и не таким и ужасным. Можно было поехать и на такси с Uber, но ждать 15 минут не хотелось. А тук-тук, он всегда под рукой.

Вид на Мейн Базар с балкона (грязного и пыльного) отеля Vivek
Вид на Мейн Базар с балкона (грязного и пыльного) отеля Vivek

Отель Vivek, в Дели, в Дели преподнёс нам "сюрприз". Что-то похожее я и ожидал. Вместо номера, который мы частично уже оплатили, "подсунул" нам другой. Со страшными, серыми простынями и даже без полотенец, которые целый час обещали принести, а потом заверили, что обязательно будут завтра. Ругаться не было ни сил, ни желания. Завтра в 11-05, у нас был самолет на Гоа. И мы, наконец-то, увидим море.

Гоа.

Самая продолжительная и безмятежная часть отпуска. Провели ее на пляже Арамболь. В отеле Теремок. В планах было переехать еще на какой-нибудь пляж. Но "тюленья", арамбольская жизнь затянула, и решили остаться. О чем ничуть не жалеем.

Кафе в Теремке
Кафе в Теремке

Про Арамболь я уже писал, поэтому много "распространяться" не буду. За подробностями в статью. Их даже две. Одна про пляж Арамболь, вторая про жизнь в деревне.

Вот ссылка и цитата: "Арамболь, во многом "деревенский" курорт. (Да простят меня его многочисленные поклонники. Я и сам теперь уже безоговорочно такой). Не в смысле там грязно и дико как в деревне. А в смысле там уютно и душевно, как у бабушки в деревне. Сколько бы "внуков" не приехало, всем хватит и места и любви".

Возможно, и даже наверняка, на Гоа есть пляжи и лучше, но мне Арамболь понравился. Да и как может не понравится море человеку, который видит его пару раз в году.

Арамбольская гора
Арамбольская гора

Но имейте ввиду, что Арамболь уже не совсем тот, каким его можно увидеть на фотографиях и статьях в интернете. После короновируса власти запретили торговлю на пляже после заката. И фаер и барабанные шоу тоже. А это была своеобразная "фишечка" Арамболя. Но мне, никогда не видевшего пляжный рынок в живую, это ничуть не мешало наслаждаться Аравийским морем и Арамболем.

Впрочем, "жили" мы "не морем единым". Не могу долго "сиднем сидеть" на одном месте. Пусть даже и таком прекрасном как пляж Арамболь. Вдвоем съездили к водопаду Дудхсагар. Брали экскурсию "Весь Гоа за один день" за 100$ на двоих. Все понравилось (водопад, cобор Св. Екатерины, храм Ганеши, базилика Бом Жезус и даже плантация специй), кроме возвращения вечером домой.

Александр, продавший нам экскурсию, говорит, что это нам просто не повезло. Но лучше, наверное, на субботу никаких выездов не планировать. Хотя мы и хотели уехать с пляжа именно в субботу. На выходные в Гоа приезжаем много индийцев. Вот мы и хотели "сбежать" от них. Впрочем, пробки это "мелочи жизни". Про них я уже забыл. А вот про водопад буду помнить долго.

И один я съездил в Хампи. Замечательнейшее место. Очень рекомендую.

Хампи.

Про Хампи я узнал незадолго до начала поездки. Случайно "всплыло" в какой-то статье. (Хотя, как известно: случайных случайностей не бывает). Поискал еще информации, заинтересовался и решил, что в следующий раз обязательно туда съезжу.

Руины старинного индуского храма в Хампи
Руины старинного индуского храма в Хампи

А в Арамболе, когда понял, что никуда мы с него больше не поедем, Хампи, про который я, разумеется, и забыл во время "трипа" по Золотому треугольнику, снова "всплыл" в голове. И зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Формально Хампи это руины столицы некогда великой империи Виджаянагар, целиком внесенные в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но это еще и "обалденная" природа. И кусочек настоящей Индии.

Хампи
Хампи

И этот "микс" меня очень впечатлил. Пожалуй, в отдельных моментах, даже больше чем Золотой треугольник.

Потому что это не просто руины какого-нибудь храма, а на протяжении многих километров. Не просто горы, а какие-то невообразимые нагромождения скал и валунов. Не просто настоящая Индия, а сельская, совершенно нетронутая "туристическим" прогрессом и живущая своей неспешной жизнью.

Поле риса
Поле риса

В любой другой стране мира такое место уже давно бы "оккупировали" туристы, а здесь ты ходишь практически один. (За первый день установил "пешеходный " рекорд - 22 758 шагов. За второй, чуть поменьше, 18 938. Но там чуть ли не львиное количество шагов приходится на вечер, когда в Хоспете, городе рядом с Хампи, пытался поменять доллары).

Вид на окрестности со скал рядом с храмом Ханумана
Вид на окрестности со скал рядом с храмом Ханумана

Самостоятельно добираться с Гоа долго, но, не скажу, что сложно. Сел на автобус и все. Ночь туда, ночь и два дня там, и ночь обратно. Там берешь местного "экскурсовода", по совместительству водителя тук-тука и он тебя возит. Если знаешь куда ехать, хорошо, если нет, то твой "чичероне" сам отвезет куда надо.

Мне опять же повезло. Нашел "проводника" очень хорошо говорящего по-русски. Вернее, это он меня нашел, обогрел и поселил у себя. Гостевой дом Coconut Homestay Hampi рекомендую очень-очень, и чуть позже напишу о нем подробно. И про Хампи, и про дом, и про проводника.

Храм в Хампи
Храм в Хампи

Расходы на поездку.

Как обещал, в конце наши примерные расходы. Всего потратили 241 500 рублей. Причем по большей части именно рублей. Наличных долларов потратили всего 350. 250 поменял в Дели в первый день, и 100 отдали за экскурсию на Гоа. И безналичных (с зарубежной карты ) 215.

Остальные расходы в Индии оплачивал рупиями. Менял безналичные рубли на наличные рупии у русских менял. Один раз в Дели. Перевел с российской карты на российскую 40000 рублей. Получил за это 34 800 рупий. И еще два раза переводил в Гоа. 32 400 и 14 450 рублей.

И 5000 рупий я купил в Санкт-Петербурге, на первое время.

Улица в Хоспете
Улица в Хоспете

Страховка. В Индию страховка дело добровольная. У меня есть от банка. А, вторую, супруге, я тоже всегда беру. Хотя, слава богу, еще нигде не пользовались. (В январе 2022 года летали еще в ковидный Таиланд и одна девушка из нашей компании "подхватила" там заразу. В январе 2024 года страховая компания ей наконец-то возместила затраты. Правда, через суд. Но страховка все-таки пригодилась). Страховка в Tripinsurance.ru обошлась в 2818 pублей.

Торговцы специями
Торговцы специями

Авиабилеты до Дели и обратно. 59 485 рублей. Как уже писал, покупал на распродаже Аэрофлота. Но и без распродажи билеты до Дели стоят если и не бюджетно, то точно разумно. (Уточню, в сезоне 2023-24 года).

Авиабилеты Дели - Гоа. 15 658 рублей. Покупал за 9 дней до перелета. Еще из России.

Авиабилеты Гоа - Дели. 16 718 рублей. Покупал на Авиасейлс за 5 дней до вылета. Оплачивал российской картой. Можно было и зарубежной, на сайте авиакомпании, но там почему-то платеж не прошел, да и экономия была "копеечная".

Если бы покупал за два дня до вылета, то можно было бы сэкономить пару тысяч на каждом перелете. Но не хватило ни терпения, ни желания рисковать. Из Гоа хотелось улететь определенной авиакомпанией. Понравилась Vistara. И подходящий рейс был один.

На самом деле рейсом из Дели в Гоа (и наоборот, конечно) очень много. Днем, каждые полчаса, наверное. Но ценообразование очень динамичное. За день цена может запросто поменяться на тысячу рублей. В Авиасейлс есть опция "подписка на цену". Можно подписаться и цены будут приходить на почту.

Итого: 91860 рублей.

Танцующий Бог - Шива натараджи попирающий ногой демона невежества
Танцующий Бог - Шива натараджи попирающий ногой демона невежества

Транспорт. Поезда 1035+250 рупий. И 3240 рупий автобус из Агры до Дели.

Автобусы в Индии ничуть не самый дешевый вид транспорта. Точнее, смотря какой автобус. Например, в Гоа из Мапусы до Арамболя на государственном автобусе я доехал за 35 рупий. Но селедок в банке бывает меньше чем временами людей в этом автобусе.

Расходы на два других, тоже совсем не дешевых автобуса, я отнес к поездке в Хампи.

И примерно 2500 рупий на такси и тук-туки. ( Наверное даже больше).

Итого: 7000 рупий.

Постирушки по-индийски
Постирушки по-индийски

Отели. Я за разумный комфорт в путешествие. Бюджет важен, но вторичен. Хотя, понятие комфорта тоже индивидуально. Даже в нашей семье оно различно. Но, повторюсь, к нашим отелям я советую присмотреться. С озвученными оговорками. индийские отели еще по своему и специфичны. Например, во всех наших шести отелях в ванной стояли ведра или тазики с ковшиками. Объяснение простое: та самая специфика страны. Вместо туалетной бумаги индийцы привыкли подмываться. (Не знаю, стоят ли они в отелях за 10000 рупий. Может там какие-нибудь "навороченные").

Но, повторюсь, к "нашим отелям" я советую присмотреться. Только уже с озвученными выше оговорками.

Колонна в Форте Агра
Колонна в Форте Агра

Всего за отели мы заплатили 106 долларов (53$ Hotel Shelton в Дели, 56$ отель Haveli Kalwara, с завтраками) и 30200 рупий (1500 Vivek в Дели, 1700 Hotel Sidhartha в Агре и 27000 Теремок в Гоа).

Совершенно точно отели можно найти дешевле. Даже эти же самые будут стоить дешевле, если прийти в них "с улицы". Тот же злополучный Vivek заявил сначала 2200.

На Мейн Базаре, в Дели огромное количество отелей, в Агре, рядом с Тадж-Махалом их тоже немало. Можно просто ехать и смотреть на месте. В Джайпуре лучше озаботиться отелем заранее. А в Гоа снять на первые 2-3 дня, а дальше тоже смотреть, что понравится.

Лавка в Арамболе
Лавка в Арамболе

Экскурсии. 200 долларов и Билеты на достопримечательности в Индии для иностранцев в большинстве случаев стоят раз в десять дороже чем для местных. Я знаю лишь одно исключение. Это билеты на водное шоу в Акшардхаме в Дели. Там все равны.

Дели. Мавзолей Хумаюна 1200 рупий, башня Кутaб-Минар 1200, обсерватория Джантар Мантар 600. Экскурсия от Трипстер 100$ (часть я оплатил рублями дома, остальное рупиями на месте).

Джайпур. Джантар-Мантар 400 рупий, Городской дворец 1400, форт Амбер (почему-то не записал, и не запомнил, пусть как в Красные Форты 1200 рупий). И 1400 рупий за машину, что нас возила в первый день.

Улица Джайпура
Улица Джайпура

Агра. В день когда были мы, посещения всех достопримечательностей были бесплатно. Но я все равно умудрился заплатить 2200. Запутался в днях, и купил онлайн на сайте asi.payumoney.com не на ту дату. Там, кстати, можно посмотреть цены на многие достопримечательности. И купить билеты конечно. Если есть зарубежная карта. Цена на 50 рупий будут дешевле.

Вид на Тадж-Махал с Красного Форта. Дымка это не туман, а смог. Обычное явление в ноябре-декабре и в Дели и в Агре
Вид на Тадж-Махал с Красного Форта. Дымка это не туман, а смог. Обычное явление в ноябре-декабре и в Дели и в Агре

Гоа.100$ за экскурсию Весь Гоа за один день. Если хотите увидеть диких обезьян, то там их будет в избытке.

Хампи. Поездка обошлась примерно в 11000 рупий. Это и дорога, и жилье, и экскурсия, и прочее. Отнес все расходы в раздел экскурсия. Сейчас я уже понимаю, как это можно сделать в два раза дешевле. Поделюсь, когда буду рассказывать о поездке.

Итого: 200$, 20600 ₹ ( 9600+11000).

Хампи
Хампи

Остальные расходы: еда, прочие покупки (одежда, аптека и т.д), сувениры. Мне и самому интересно, во что нам это обошлось, (особенно прочие покупки), но их я не подсчитывал. Как-то, в одну из поездок, пробовал это делать, но через пару дней мое ленивое я послало мое дотошное я далеко-далеко, и с тех пор больше не пытаюсь.

Еда. Еще более индивидуальная потребность чем отель. Кто-то питается уличной едой, кто-то ходит только в настоящий ресторан. Кто-то ест раз в день, а кто-то все четыре. У нас самый дорогой обед получился на экскурсии в Дели, когда Миша привез нас как раз в такой ресторан. Отдали 2500 рупий за среднего качества еду. Но правда порции были такие что можно и четверым наесться.

У нас примерно уходило по 400-800 рупий на прием пищи. В зависимости от того завтрак это, обед или ужин. В среднем, наверное, 1500-2000 рупий в день. 30000 рупий, плюс-минус пару тысяч.

Значит, на все прочие мы потратили примерно 24000 рублей. Не так и много.

-69

Можно ли было съездить дешевле? Сейчас я уже не про прочие расходы, а про поездку в целом. Вы и сами видите, что вполне реально. Даже в нашем случае, 5-8 000 можно было сэкономить.

А вы прямо сейчас, хотя бы ради интереса, можете посчитать свою будущую поездку по Золотому треугольнику+ Гоа.

Авиабилеты до Дели

Отели с оплатой российской картой

Отели без предварительной оплаты

Билеты на поезд по Индии

Авторские туры по Индии

Русскоговорящие гиды в Дели

Закат на Арамболе
Закат на Арамболе

Еще немного по теме

Что посмотреть в Дели. 48 достопримечательностей. Личный опыт и немного теории

Метро в Дели. Личный опыт и немного теории

Дели. Первые впечатления. Утренняя фотопрогулка по Мейн Базару. Личный опыт и немного теории

Как добраться из аэропорта Дели до города. Личный опыт и немного теории

Золотой треугольник Индии. План поездки. Агра. Теория и немного личного опыта

Три с половиной способа как добраться до Гоа. Теория и немного личного опыта.

Покупка ж/д билетов по Индии онлайн. Личный опыт и немного теории

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.

Доброе слово и кошке приятно!

И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.