Найти тему

Федор Тютчев и Иван Аксаков: цензор и «страстотерпец цензуры всех эпох и направлений»

Возвращаясь в Москву из Овстуга осенью 1846 года, Тютчев по дороге заехал проведать А.О. Смирнову-Россет, одну из умнейших и интереснейших женщин того времени, муж которой служил тогда губернатором города Калуги. Рассказывая об этом в письме жене, поэт упоминает и об И.С. Аксакове, который «состоял при г-же Смирновой».

Двадцатитрехлетний Аксаков служил тогда товарищем председателя калужской уголовной палаты и в свободное время исполнял роль секретаря при столь известной женщине, другу многих поэтов и писателей, которой они даже посвящали свои произведения. Не минул этой «участи» и молодой Аксаков, также написавший Александре Осиповне свое стихотворение «Вы примиряетесь легко…».

К моменту знакомства в 1846 году с Тютчевым Аксаков окончил закрытое привилегированное учебное заведение – училище правоведения в Петербурге. Потом он работал в Сенате, проявил себя на редкость работоспособным и исполнительным чиновником. Смелые суждения Ивана Сергеевича о существующих порядках дали даже повод администрации обвинить его в политической неблагонадежности. Широта суждений, незаурядность молодого человека сразу понравились Тютчеву и между ними, несмотря на разницу в возрасте, установились теплые отношения.

Иван Сергеевич даже решился попросить взять на себя труд передать его стихотворение, посвященное Смирновой Вяземскому. Федор Иванович, прочитав его, с удовольствием согласился. И уже потом, посылая его Вяземскому, Тютчев в приписке даёт лестный отзыв стихотворению: «Действительно, стихи никогда ничего другого не доказывали, кроме большего или меньшего таланта их сочинителя. То же самое начинает быть верным и для прозы». Знакомство двух этих замечательных людей, переросшее в дальнейшем в тесную дружбу и даже родство, оказало на обоих большое благотворное влияние.

Около пяти лет потом они почти не встречались, но с самого начала пятидесятых годов Тютчева и Аксакова всё более сближает единомыслие во взглядах. И тот, и другой, не принадлежа к стоящей у власти чиновничьей верхушке, в то же время очень трезво оценивают создавшуюся в это время невыносимую обстановку в России и как честные люди и патриоты своей родины, они не могут об этом молчать.

Иван Сергеевич Аксаков. Из фондов музея-заповедника "Абрамцево".
Иван Сергеевич Аксаков. Из фондов музея-заповедника "Абрамцево".

Несмотря на молодость, приоритет здесь принадлежал И.С. Аксакову. Сначала в письмах к родным и друзьям он выступает с критикой крепостного права, высказывается по поводу несовершенности административного аппарата, о своей оппозиции к режиму Николая I. А впоследствии, став редактором целого ряда московских периодических изданий, Иван Сергеевич многие эти свои мысли излагает и на страницах газет и журналов, за что неоднократно страдает. Его даже называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений».

Здесь его во многом поддерживал, давая умные советы, Ф.И. Тютчев, получивший во второй половине 50-х годов в Петербурге пост председателя комитета иностранной цензуры. Федор Иванович, со своей стороны имея большой опыт дипломатической работы и хорошо зная соотношение сил в Европе, пытается предугадать назревающую военную обстановку, критикует при этом политику царизма перед самым началом позорной Крымской войны. Предчувствуя надвигающиеся события, он сравнивает свои ощущения с ощущением человека, запертого в карете, которая «катится по всё более наклонной плоскости» и вдруг замечающего что, «на козлах нет кучера».

А вот как, совершенно не сговариваясь, они отметили смерть царя и его роль в поражении России в Крымской войне. И.С. Аксаков в письме к писательнице Н.С. Кохановской писал:

«Я считаю его … умнейшим человеком, служившим верою и правдой своим убеждениям фельдфебельским…; я считаю Николая Павловича просто душегубцем: никто не сделал России такого зла, как он».

Тютчев же отметил это «событие» беспощадной эпиграммой-эпитафией, которая хранилась в семейном альбоме:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Тютчев составляет для Горчакова «Записку о цензуре в России», которая произвела очень большое впечатление в Москве. Видимо эта записка и стала последним поводом к назначению Ф.И. Тютчева «председателем Комитета цензуры иностранной с оставлением в ведомстве Министерства иностранных дел» в апреле 1858 года.

Интересно, что и Аксаков, и Тютчев, несмотря на запрет, встречались за границей с А.И. Герценом и произведения обоих были опубликованы в запрещенной в России его «Полярной звезде». Первым посетил Герцена в августе 1857 года в Лондоне Аксаков, после чего у них установились деловые и дружеские отношения. А через год в 4-й книжке «Полярная звезда» были напечатаны судебные сценки Ивана Сергеевича «Утро в уголовной палате». Затем Аксаков в течение нескольких лет был одним из тайных корреспондентов Герцена.

Об этой переписке знал поэт, который и сам в марте 1865 года встречался с Герценом в Париже. Встреча эта произвела на Герцена большое впечатление, ибо через день, в письме Н.П. Огарёву он пишет, что «Тютчев ещё больше мёд и млеко».

Кобилинец А. И. Бюст И. С. Аксакова. Музей-заповедник Ф. И. Тютчева "Овстуг".
Кобилинец А. И. Бюст И. С. Аксакова. Музей-заповедник Ф. И. Тютчева "Овстуг".

Аксаков горячо любил и ценил поэтический талант Тютчева. И потому, когда он вплотную занялся редакторской деятельностью, в его изданиях непременно публиковались произведения поэта. Когда весной 1858 года Иван Сергеевич получил разрешение на издание собственной московской газеты «Парус», а потом стал редактором журнала «Русская беседа», основного органа печати славянофилов, на их страницах появляются сразу шесть новых стихотворений Тютчева.

Решетнев М. С. Портрет Анны Федоровны Аксаковой (Тютчевой). Музей-заповедник Ф. И. Тютчева "Овстуг".
Решетнев М. С. Портрет Анны Федоровны Аксаковой (Тютчевой). Музей-заповедник Ф. И. Тютчева "Овстуг".

Симпатии поэта зачастую разделяли и его дети, особенно старшая дочь Анна Федоровна, бывшая ближе всего к отцу. В начале 1858 года она тоже познакомилась с И.С. Аксаковым. Поводом для беседы явилась недавно написанная книга «Детские годы Багрова-внука», которая очень понравилась Анне Федоровне. Иван Сергеевич посоветовал тогда Тютчевой, бывшей фрейлиной жены Александра II, регулярно вести дневник, ибо «через двадцать лет эта эпоха, все значение которой мы в настоящее время не можем оценить, будет представлять огромный интерес…». Аксаков словно предугадывал, что дневники, которые ведет Анна Фёдоровна, станут потом действительно ценными воспоминаниями, и будут уже в советское время изданы в двух томах под названием «При дворе двух императоров».

"При дворе двух императоров". А. Ф. Тютчева. Издание 1929 года. Музей-заповденик Ф. И. Тютчева "Овстуг".
"При дворе двух императоров". А. Ф. Тютчева. Издание 1929 года. Музей-заповденик Ф. И. Тютчева "Овстуг".

С тех пор дочь поэта, как и её отец, стала во многом сочувствовать всем делам Ивана Сергеевича, и даже оказывать ему посильную помощь, имея большие связи при дворе. А сочувствие Аксакову требовалось потом много раз. Резкая критика правительства, антикрепостнические выказывания в статьях, печатавшиеся в его газете «Парус» привели, в конце концов, к её закрытию.

Но он и тогда не оставляет мечты о собственной московской газете, которая продолжала бы быть трибуной для его публицистики, для выступлений его единомышленников. В течение 60-70-х годов он добивается разрешения на выпуск газет «День», «Москва», «Москвич», редакторствует в них, но и они по тем же причинам, в конце концов, закрываются правительством.

Все эти годы не прекращается постоянная переписка между Тютчевым и Аксаковым, при каждом удобном случае они видятся, особенно во время частых приездов поэта в Москву. Например, 5 сентября 1865 года Аксаков пишет Анне Федоровне в Петербург:

«Нынче я вышел из дому…и встретился с Ф.И. Тютчевым, который шел ко мне. Он взял меня под руку, и мы с ним проходили слишком полтора часа, разговаривая. Думаю, что сделали верст десять. Очень хвалил мою статью…».

12 января 1866 года состоялась свадьба И.С. Аксакова и А.Ф. Тютчевой в домовой церкви на Поварской. Тютчев, как всегда, подробно описал весь ритуал в письме жене:

«В очень хорошенькой домовой церкви было не более двадцати человек. Было просто, прилично, сосредоточенно…Аксаков произнес установленные обрядом слова с большой убежденностью, - и я полагаю, или, вернее, уверен, что беспокойный дух Анны найдет, наконец, свою тихую пристань…».

Имя Ивана Сергеевича Аксакова самым тесным образом связано с Московским купеческим обществом взаимного кредита. Одним из наиболее известных кредитных учреждений «белокаменной». Оно было учреждено в 1869 году видными московскими купцами. С 1869 г. по 1874 г. И.С. Аксаков состоял одним из четырех членов правления, а с 1874 по 1886 г. он занимал пост председателя правления этого общества. С точки зрения современных требований к банковскому руководителю Аксаков был вполне подготовлен: имел безупречную репутацию, высшее юридическое образование, хорошее знание людей, разностороннюю практику в судебных и управленческих структурах, огромный кругозор, общественную известность, но самое главное – он был глубоко предан делу, которым занимался. Он смог задать вектор развития созданному им кредитному учреждению на долгие годы.

В банковской сфере выдающийся литератор придерживался тех же жизненных принципов, что и в творчестве и политике: честность, стремление добраться до самой сути, нацеленность на конечный результат, ответственность за принимаемые решения.

Репутация его была безупречна, честность признавалась и политическими противниками, и не случайно при его жизни выражение «Честен как Аксаков!» звучало как комплимент.

И.С. Аксаков как председатель правления максимально стремился ослабить долговую удавку, в которой заёмщик оказался не по своей вине. Так, известный предприниматель и основатель крупного завода в Санкт-Петербурге (названного позже его именем) Николай Иванович Путилов (1820-1880) в 1876 году оказался в сложной ситуации. О драматизме его положения говорят обращения промышленника к председателю правления банка:

«Милостивый государь Иван Сергеевич! Вам уже известно, что стачки рабочих в Англии и Франко-Прусская война породили в 1873-74 годах небывалое возвышение цен на сырые металлы и уголь; что неожиданный переход от железных рельсов к стальным подкосил…выгодное производство железных рельсов, составлявшее главную деятельность общества, и в тоже время вынудил сооружать новый стальной завод с затратой до 1 200 000 рублей. <…> Достопочтенный Иван Сергеевич, посочувствуйте грандиозному предприятию, многополезному для России, - посочувствуйте лично мне, стремящемуся единственно к наискорейшей уплате моего долга».

И.С. Аксаков сделал всё от него зависящее, чтобы сохранить уникальное предприятие: несколько раз предприятию давались отсрочки для погашения долга.

Философ П.Б. Струве считал, что руководство банком для И.С. Аксакова было не случайностью, а «соответствовало его глубочайшему убеждению в неразрывной связи между духовной и «материальной» культурой страны. Это входило в его общественное служение».

И.С. Аксакова очень опечалила тяжелая болезнь Ф.И. Тютчева в самом начале 1873 года. Он тут же едет в Петербург и неотлучно находится у постели Федора Ивановича. А когда Аксаков узнает о кончине поэта в июле, то уединяется в Турово, имении своей жены под Серпуховом на Оке, чтобы по свежим впечатлениям написать книгу о столь дорогом для него человеке. И книга эта была написана Аксаковым буквально за полгода, на многие годы вперед определив направление исследовательских работ о величайшем русском поэте-лирике.

«Помнить, что жизнь есть труд, борьба, подвиг, что, кроме личного счастья, существует для нас цель счастья и блага общественного, что мы призваны сюда для служения добру и правде…вот что необходимо для нас на каждом шагу в жизни»,- так писал 29-летний Аксаков своему сослуживцу, и это стало его девизом на всю жизнь.

Однажды на вопрос иностранного корреспондента, к какой партии он принадлежит, И.С. Аксаков дал примечательный ответ: «Моя партия-вся Россия!». Бесспорно одно: в истории России и Ф.И. Тютчев и И.С. Аксаков остались образцом чести и достоинства, примером служения своей стране.

Литература.

1. Архив Чагина Г.В. Фонды музея Ф.И.Тютчева в Овстуге.

2. Аксаков И.С. «У России одна-единственная столица…». Москва: «Русский мир», 2006 г.

3. Вычугжанин А.Л., Мизгулин Д.А. «Деньги, банки, перо». Тюмень: ИД «Титул», 2015 г.

Шевердин Виталий Анатольевич,
старший научный сотрудник ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» (Брянская область).

Выставка "Иван Аксаков. Один в поле воин" из музея "Абрамцево" работает в музее-заповеднике Ф. И. Тютчева до 31 марта 2024 года.