Первое изображение тюльпана в западноевропейской литературе мы встречаем у швейцарского ученого-энциклопедиста Конрада Геснера: цветок, выросший в баварском Аугсбурге, был, по-видимому, тем самым первым привезенным из Османской империи тюльпаном и предтечей охватившей вскоре всю Европу тюльпаномании.
Торжественное шествие тюльпана по Европе началось с Баварии и Австрии, а достигло своего апогея в Голландии: уже в 1562 году в Антверпен привозят первые луковицы и на приморских почвах между Лейденом и Харлемом начинается культивирование и выведение новых сортов. Тюльпаны легко подвергались гибридизации, в зависимости от условий выращивания легко меняя цвет, узор и форму лепестков. Немецкая и французская аристократия очень быстро начинает предпочитать новый диковинный цветок давно знакомым розам.
А вскоре страну охватывает тюльпаномания. В 1630-е голландские садовники получили первые пестролепестные сорта, что привело к огромному ажиотажу на рынке.
Спекулянты и покупатели буквально охотились за редкими новинками необычных окрасок, доходя порой до абсурда: житель одного городка обменял на три луковицы свой дом, а другой - целое хозяйство. Если раньше луковицы покупали за деньги, то теперь луковицы сами стали деньгами. Цены выросли почти в втрое, а спекулянты перепродавали друг другу еще не выведенные будущие сорта - явление получило название «торговли воздухом».
За тюльпаны платили огромные суммы - за цветок чёрно-лиловой окраски городской совет Харлема заплатил небывалую по тем временам сумму в 100 тысяч гульденов. Став своеобразным предметом роскоши, тюльпан неминуемо попадает на натюрморты той эпохи - новоиспеченные владельцы заказывали голландским мастерам запечатлеть на холсте предмет своих инвестиций.
Ажиотаж ожидаемо закончился крахом и обвалом цен - тем не менее, именно цветоводы южной Голландии сумели пережить все кризисы и пронести лидерство в выращивании и селекции тюльпанов сквозь века.
Любопытный факт, что на исторической родине тюльпанов, ни в Турции, ни в Персии, никогда такой цветочной лихорадки не было, за исключением, пожалуй, одного кратковременного эпизода, связанного с правлением султана Ахмеда III, знатока и обожателя тюльпанов.
Время шло, а тюльпан продолжал оставаться символом процветания и богатства, этаким показателем роскоши, чему способствовал позднее в XVII веке «король-солнце» Франции Людовик XIV.
А вот символом Международного женского дня тюльпан стал волею случая и совсем недавно - в 1973 году газеты СССР облетела фотография, где начальник сельскохозяйственного производства в Риге вручает своим работницам большие букеты тюльпанов. Знали бы советские служащие, насколько когда-то цветок был неприступным сокровищем для большинства простых людей!