Найти тему

Генеалогия юрматынского бия Татигаса

Доброго времени суток, гости и подписчики моего канала!

Юрматы – крупное башкирское племя, состоящее из нескольких родов. Татигас был бием (вождем) этого племени в период присоединения Башкирии к Русскому государству. Известны и опубликованы несколько шежере (родословных), в которых приводятся предки бия Татигаса[1].

Между тем потомки бия показаны только в одной родословной, опубликованной кандидатом филологических наук, уроженцем с. Кабакуш Стерлибашевского района Республики Башкортостан Н.А. Суяргуловым. В этой публикации приводится три варианта шежере[2]. Источниковедческий анализ этих сведений показал, что наибольшей достоверностью обладает тот его вариант, показанный в статье в виде таблицы (начиная от бия Татигаса до самого автора публикации – Н.А. Суяргулова)[3].Этот же источник свидетельствует, что 4 внуков Татигаса основало деревни Табулда, Кабакуш, Четырман и Яушево.

Как показывают многочисленные архивные документы и шежере, некоторые представители современных фамилий в селах Старый Четырман и Бала-Четырман ранее, в XIX в. носили фамилию «Татигачев». Это Аминовы (до недавнего времени – Аминевы), Алтынчурины (Чувашбаевы), Давлетбердины, Залиловы, Исянгуловы, Мамбеткуловы, Салиховы и др.[4] Думается, что они были потомками знаменитого юрматынского бия Татигаса. Кроме вышеуказанных деревень потомки Татигаса проживали также в д. Табулда, Кабакуш, Мухаметдаминево современного Стерлибашевского, Новояушево, Старо-Яушево (Нижнее Яушево) Федоровского районов РБ.

В данной статье приводится генеалогия потомков юрматынского бия Татигаса по линии его внука Кинзябая в виде родословной росписи.

Первое колено

1. Татигас, очевидно, был сыном своего предшественника Бурнака. В начале XIX в. потомки Татигаса называли его в своих прошениях Татигасом Мурнаковым[5]. Он стал бием юрматынцев после смерти Бурнака. В последние годы в исторической науке утверждается мнение, что добровольное вхождение юрматынцев в состав Русского государства произошло в начале XVII в. В сохранившейся копии жалованной грамоты юрматынцам сказано, что «царь за преклонение рабством своим всех их пожаловал ногайскими землями и чтоб платить ежегодно сто куниц и Титкача бия пожаловал мурзою чином, Адная пожаловал старостой и пожаловал их кармазинным кафтаном». Далее говорится: «Оному Титкачу мурзе и старосте Аднаю впредь для ведома сия грамота дана лета 7117 года августа 21 дня»[6]. В источниках встречаются и другие даты: 1649[7], 1651, но 1609 (7117 – 5508 = 1609) год является наиболее ранним. Татигас был освобожден от ясака. После этого произошло разделение племени на четыре рода. Татигасу достались земли «с впадающими в Ашкадар водами, со степями»[8]. В «Писцовой книге Казанского уезда» 1602–1603 гг. упоминается башкирский князь, владелец поместий в правобережье Камы Тятегеч Муралеев[9]. Современные исследователи считают, что Тятегеч Муралеев и Татигас Мурнаков (Бурнаков) – одно и то же лицо[10].

Второе колено

2/1. Маскау (Москов, Маскай Тайдигашев, Москайка Тойтягачев). Имя появилось от русского слова «Москва». По легенде, Татигас дал имя сыну после поездки в Москву на поклон к царю. В царской грамоте от 8 февраля 1650 г. назван уфимским служилым башкирцем, то есть тарханом. Приводим текст грамоты: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея России на Уфу столнику нашему и воеводе Федору Яковлевичю Милославскому. Бил нам челом Уфимской служилой Башкирец Маскайко Тайдигашев, а сказал: служил де он всякие наши службы, и как он бывает на наших службах, и без нево де ево братья вотчины ево всякими угодьи и лес секут и зверя ловят, и нам бы ево Маскайка пожаловать от Уфимских Башкирцов велет оберегать. Как к тебе ся наша грамота придет, и ты бе Уфимского служилого Башкирца Маскайка Тайдигашева от Уфимских Башкирцов велел оберегать, чтоб в угодье ево насилством не въезжать, и без суда и без иску обидь и продаж не чинить никоторыми делы. Писан на Москве, лета 7158-го февраля в 8-й день»[11]. Упоминается также в грамотах, которые были выданы его потомкам.

Третье колено

3/2. Акман. По шежере, основал д. Табулда.

4/2. Адзитар. По шежере, основал д. Яушево (Старо-Яушево).

5/2. Кинзябай (Кинзя). По шежере, основал д. Четырман (Старый Четырман). В грамотах 1735, 1743 гг. указаны его сыновья: Кадырбак, Бердыбек и Юсуп Кинзины[12]. Тархан. Упоминается во владенной выписи на землю за 1697 г.: «7205-го года июня 30-го дня Уфимского уезда Нагайской дороги Юрматинской волости башкирцам Князячку Моск[ову] с братьями и с племянниками и с родственниками его владении велено стариною отца его Князячка Москова Татсагашева, который в прошлом годех умре, вотчиною, а та де их вотчина в летах от речки с устья Ашкадара по обе стороны до вершины Ашкадарских…»[13]. Князячка, скорее всего, искаженное от «Кинзябай».

6/2. Хужанай. По шежере, основал д. Кабакуш. Тархан. В 1661 г. участвовал в дипломатических переговорах уфимских властей с калмыками: «А послать в улусы к Дайчин тайше Урлюкову сыну с Мамытом Уфинского пешего стрельца Петрушку Лутохина да Уфинского уезду Ногайской дороги тарханов Кипчакской волости Акманайка Елкутукова да Юрматинской Козембайка Московова с теми же дачиновыми послы…»[14]. Возможно, Козембайка и Хужанай – один и тот же человек.

Четвертое колено

7/5. Кадырбак Кинзин. Упоминается в указе канцелярии Оренбургской экспедиции от 28 февраля 1735 г. Приведем текст: «Февраля 28. Юрматынской [волости]. 137. Башкирцам Кадырбаку, Бердыбаку, Юсупу Кинзиным, Утяку Назарову, Токтару Туганову, Аиту, Аширу Рысовым, и детям их, – за тарханскую службу деда и отца их»[15]. В Указе «Ея Императорскаго величества самодержицы Всероссийской из Уфимской провинциальной канцелярии Уфимскаго уезда Нагайской дороги Юрматыской волости команды старшины Сеита Яраткулова тарханским детям Кутлуюлу Калмакову, Савунаю Рысову, Карабаю Кастеву» от 13 мая 1743 г. говорится следующее: «истари дед ваш Кадырбак Кинзин был тарханом и служил тарханскую службу, о чем деду вашему в прошлом 735 году дан указ». Далее сообщается: «И по справке в Уфимской провинциальной канцелярии с запискою тарханскою книгою деду вашему Кадырбаку Кинзину указ дан в 735 году в тарханских списках, тако ж и в книге, что даваемы были золотыя новгородки, и в ясашных книгах в ясаке не написаны»[16]. То же самое повторяется и в других указах, данных остальным внукам Кадырбака[17]. Получается, что Кадырбака не записали ни в тарханские списки, ни в ясашные книги. Тархан. В письме Кильмяка Нурушева башкирам Ногайской дороги от 3 мая 1737 г. упоминается башкир Мурзаларской волости Казырбик наряду с Кутюк-мурзой, Тохтар-мурзой, Аллакуваш-мурзой[18]. По нашему мнению, это Кадырбак Кинзин. Его потомками являются Чувашбаевы (Алтынчурины). В формулярных списках они названы Татигачевыми, а в одном случае один из них (Хусаин Мурзабаев) – Кадырбековым[19].

8/5. Бердыбак Кинзин. Упоминается в указе канцелярии Оренбургской экспедиции от 28 февраля 1735 г. Тархан.

9/5. Юсуп Кинзин. Упоминается в указе канцелярии Оренбургской экспедиции от 28 февраля 1735 г. Тархан.

Пятое колено

10/7. Рыс [Кадырбаков].

11/7. Калмак [Кадырбаков].

12/7. Каста [Кадырбаков].

13/7. Азней (Азнай, Азей, Ачей) [Кадырбаков]. Тархан. В указе, выданном Казбулату Азнееву, сказано следующее: «истари отец твой был тарханом и служил тарханскую службу»[20].

14/8. Кутун [Бердыбаков]. Тархан.

Шестое колено

15/10. Аит Рысов. Упоминается в документах за 1735, 1743 гг. В Указе от 13 мая 1743 г. о нем сказано следующее: «а в согласии в прежнее замешание в бунте ты был, штрафную лошадь платил в Табынску и по возмущении вора Карасакала посылан ты в поход за вором Карасакалом с капитаном Кублицким, внука своего Худайберду Заитова в ясаке ты не записал, а в переписи написан тарханом…»[21]. В 1735 г. получил указ о том, что является тарханом (однако в 1743 г. утверждается, что указа на тарханство не дано). Был участником башкирских восстаний 1735–1740 гг. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г.

16/10. Ашир Рысов. Упоминается в документе за 1735 г.

17/10. Савунай Рысов (Савка Рысов, Савкарюсов). Упоминается в документах за 1743, 1756 гг.). Участник башкирских восстаний 1735–1740 гг. Платил штрафную лошадь в Сакмарске. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г. с капитаном Кублицким[22]. В 1756 г. принял участие в продаже земли сеитовским татарам и мещерякам[23].

18/11. Кутлуюл Калмаков. Уоминается в документе за 1743 г. Участник башкирских восстаний 1735–1740 гг. Платил штрафную лошадь в Сакмарске. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г. с капитаном Кублицким[24].

19/12. Карабай Кастев. Упоминается в документе за 1743 г. Участник башкирских восстаний 1735–1740 гг. Платил штрафную лошадь в Табынске. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г. с капитаном Кублицким[25].

20/13. Казбулат Азнеев (Каспула Азеев, Каспулат Ачеев[26]). Упоминается в документах за 1743, 1756 гг. Тарханский сын. Участник башкирских восстаний 1735–1740 гг. Платил штрафную лошадь в Табынске. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г. с капитаном Кублицким. В указе от 17 мая 1743 г. сказано: «а тебе на тарханство указ не писан… В ясаке ты не написан, а в переписи написан с родом»[27]. В 1756 г. участвовал в продаже земли сеитовским татарам[28].

21/13. Калмек Азеев. В 1756 г. участвовал в продаже земли сеитовским татарам – основателям д. Балыклы. В списке указан рядом с Каспулой Азеевым, который, скорее всего, был его родным братом[29].

22/13. Китяк Ачеев (Килтик, Килтя) В 1756 г. участвовал в продаже земли мещерякам – основателям д. Амирово. В списке указан рядом с Каспулатом Ачеевым, который, скорее всего, был его родным братом[30].

23/14. Кутлумбет Кутунов. В указе от 13 мая 1743 г. сказано: «а ты на тарханство указа не имеешь». Участник башкирских восстаний 1735–1740 гг. Платил штрафную лошадь в Табынске. В 1739 г. предъявил отпись о платеже этой лошади. Участвовал в подавлении восстания Карасакала в 1740 г. с капитаном Кублицким[31].

Седьмое колено

24/22. Юлдаш Китяков (Юлдаш Килтин). Сотник. В 1756 г. участвовал в продаже земли мещерякам – основателям д. Амирово. В списке указан рядом с Каспулатом Ачеевым и Китяком Ачеевым, которые, скорее всего, были его дядей и отцом, соответственно[32]. Также участвовал в продаже земли сеитовским татарам – основателям д. Балыклы.

25/22. Карабатыр Килтиков. Участвовал в продаже земли сеитовским татарам – основателям д. Балыклы. В списке указан рядом с Юлдашом Килтином, который, скорее всего, был его братом[33].

Восьмое колено

26/24. Ахмер Юлдашев (1766 (?) –1826). Год рождения, который можно узнать из ревизских сказок за 1816 и 1834 гг. является неточным[34]. Он родился намного раньше. В документах за 1777, 1779 гг. является участником продажи земли[35]. Очевидно, к тому времени был взрослым и уже влиятельным человеком. Один из основателей д. Бала-Четырман современного Федоровского района РБ.

27/24. Абдулхалик (Юлдашев) (Умер не ранее 1804 г.).

28/25. Яубасар (Карабатыров].

29/25. Бикташ Карабатыров. (1753–1831). Участник Польского похода 1771–1773 гг. в составе команды старшины Юрматынской волости Ногайской дороги Кусяпкула Азятева. В документе указано, что во время похода имел с собой одну лошадь, один лук и одно копье[36]. Бездетный. Один из основателей д. Бала-Четырман (1816).

30/25. Юлуш Карабатыров. (1754–1825). Жил в д. Четырман.

Девятое колено

31/26. Абдулзалил Ахмеров (Габделзалил, Габделзелил) (1777–1849). В списке отставных урядников, писарей и казаков 7 башкирского кантона за 1843 г. указано, что Абдулзелиль Ахмеров Тятигачев начал военную службу 1 января 1795 г., на [линейной] службе был всего 6 раз, уволен в отставку 28 августа 1828 г. «Находится», то есть живет в д. Бала-Четырман[37]. Основатель фамилии Залиловых в Бала-Четырмане.

32/26. Салих Ахмеров (1780–1845). В формулярных списках указана и фамилия Салиха Ахмерова «Тятигачев»[38]. Начал военную службу 1 января 1798 г. Получил чин зауряд-есаула 14 декабря 1810 г. Был на летней линейной службе в 1815, 1823 гг. в крепости Таналыцкой, г. Оренбурге. С 1 апреля по 1 ноября 1837 г. принял участие в преследовании «бродяг» по 7-му башкирскому кантону. Знал татарскую грамоту[39].

В формулярных списках за 1837, 1839 гг. местом жительства ошибочно указана д. Батырово (это, скорее всего, произошло потому, что он записан после Рахметуллы Хусеинова Бурханитдинова, жителя д. Батырово)[40]. Тогда как в другом списке за тот же 1839 г. указана д. Бала-Четырман, что является правильным[41]. В формулярном списке за 1842 г. сказано, что «в деревне Яушевой [имеет] деревянный дом»[42]. Скорее всего, вышел в отставку в 1843 г. Основатель фамилии Салиховых в Бала-Четырмане и Старо-Яушево. Потомки проживали и ныне проживают в населенных пунктах Бала-Четырман, Старо-Яушево (Нижнее Яушево), Верхнеяушево современного Федоровского района РБ.

33/26. Малик Ахмеров (1789–1846). Указной муэдзин Яушевской (Старо-Яушевской) соборной мечети (1814–1846)[43]. Из документов видно, что числился он в Бала-Четырмане (в ревизских сказках, документах комиссии по наделению землей башкирских припущенников). Прямых свидетельств о его переселении в Новояушево не имеется. Косвенно об этом свидетельствует указ о его назначении муэдзином Яушевской соборной мечети. Потомки Малика проживали и проживают в д. Старояушево и Новояушево. Основатель фамилии Маликовых в Новояушево.

34/27. Абдулгафар Абдулхаликов (1799–1847). В списках казаков за 1838 г. Абдулгафару Абдулхаликову 39 лет, начал военную службу в 1817 г., на летней службе был 4 раза, в том числе в последний (четвертый) раз в 1828 г. Место жительства – д. Бала-Четырман[44]. В именных списках казаков за 1839 г. указан Абдулхалик Абдулгафаров (то есть имя, отчество указаны наоборот) 40 лет, начал военную службу в 1817 г., на летней службе был 5 раз, в том числе в последний раз в 1839 г. Жил в д. Бала-Четырман[45]. Находился на военной службе и в 1843 г.[46]

35/28. Абдулкарим Яубасаров (Евбасаров) (1771–1843).

36/28. Байслан Яубасаров (Евбасаров) (1783–1826).

Таким образом, удалось восстановить генеалогию потомков бия Татигаса по одной линии, давшей начало некоторым современным фамилиям: Залиловым, Маликовым, Салиховым. Их дальнейшая родословная должна рассматриваться отдельно, по соответствующим фамилиям. Все остальные фамилии, ведущие свое шежере от Татигаса, пока связать с ним не удается. Ощущается нехватка генеалогической информации по башкирам за XVII–XVIII вв. В приведенной росписи, несомненно, имеются слабые места, особенно касающиеся родственной связи между лицами, указанными под номерами 22 и 24. Потомки Татигаса до середины XVIII в. были тарханами, влиятельными людьми в общине, участвовали в продажах земли.

СОКРАЩЕНИЯ

НА РБ – Национальный архив Республики Башкортостан

НА УФИЦ РАН – Научный архив Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

РБ – Республика Башкортостан

Ссылки на источники:

1. Лоссиевский М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам. Историко-этнографический очерк // Справочная книжка Уфимской губернии. Отд. V. Уфа, 1883. С. 380–383; Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 27–35; Башкирские родословные / Составление предисловия, пояснения к переводу, перевод на русский язык, послесловие Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; указатели факсимиле Р.М. Булгакова. 2-е изд., испр. и доп. Уфа, 2016. С. 51–60.

2. Суяргулов Н. Я – представитель двадцать четвертого поколения // Агидель. 2002. № 7. С. 181, 182. На башк. яз.

3. Исянгулов Ш.Н. Генеалогия бия Татигаса и проблема вхождения башкир в состав Русского государства // Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Вып. V. Уфа, 2011. С. 177–183.

4. Документы и материалы по истории башкирского народа (1836–1842): Формулярные списки о службе чиновников Башкиро-мещерякского войска за 1836–1842 годы: В 2 кн. / Сост.: А.Я. Ильясова, З.Г. Гатиатуллин. Кн. 2. Уфа, 2014. С. 447–456, 498–499, 708–719; История башкирских родов. Юрматы. Т. 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2018. С. 404–433.

5. Асфандияров А.З. Башкирские источники XVI–XIX вв. о добровольном присоединении края к Русскому государству // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С. 22.

6. Цит. по: Асфандияров А.З. Башкирские источники XVI–XIX вв. о добровольном присоединении края к Русскому государству // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С. 21.

7. Новиков В.А. Сборник материалов, для истории Уфимского дворянства. Уфа, 1879. С. 204.

8. Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 33, 34.

9. Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 годов. Казань, 1978. С. 42, 63.

10. Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII – первой трети XVIII вв. Уфа, 2016. С. 206; Хамидуллин С.И. Очерк истории башкир рода юрматы // История башкирских родов. Юрматы. Т. 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2018. С. 44–46.

11. Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями // Записки Императорской Академии Наук. Т. IV. Кн. II. СПб., 1864. Приложение 6. С. 30; Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 145.

12. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120, 121, 122, 137.

13. Исянгулов Ш.Н. Возвращаясь к истокам родной земли. Из истории Федоровского района Республики Башкортостан. Уфа, 2020. С. 26; НА УФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 211. Л. 108.

14. История башкирских родов. Юрматы. Т. 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2018. С. 302–303.

15. Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями // Записки Императорской Академии Наук. Т. IV. Кн. II. СПб., 1864. Приложение 6. С. 20; Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 137.

16. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120.

17. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 121, 122.

18. Материалы по истории Башкортостана. Т. VI. Уфа, 2002. С. 409.

19. История башкирских родов. Юрматы. Т. 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2018. С. 416.

20. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 122.

21. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 121.

22. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120.

23. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40 об, 59.

24. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120.

25. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120.

26. Это ошибка переписчика. Правильно «Азеев».

27. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 122.

28. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40 об, 59.

29. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40 об.

30. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 59.

31. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 120.

32. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 59.

33. НА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 137. Л. 40 об.

34. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 309. Л. 4 об–5; Д. 527. Л. 438 об–439.

35. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. V / Сост. Н.Ф. Демидова. М., 1960. С. 51, 83–84.

36. Башкирское войско в Польском походе (1771–1773). Сборник документов / Сост.: И.М. Гвоздикова, Б.А. Азнабаев, К.А. Мухамедьярова. Уфа, 2009. С. 89.

37. История башкирских родов. Юрматы. Т. 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2018. С. 415; НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 14638. Б. п.

38. Например: НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4669. Л. 11 об.

39. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4673. Л. 42 об–43.

40. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4673. Л. 42 об–43; Д. 14609. Л. 189 об–190.

41. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4669. Л. 11 об.

42. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 15145. Б. п.

43. Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана. Уфа, 2011. С. 52.

44. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4675. Л. 181б.

45. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4669. Л. 192.

46. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 14638. Б. п.