О цикле картин "Времена года" Питера Брейгеля Старшего, именуемого еще Мужицким, я уже писала. В 1565 году художник написал 6 картин (наиболее распространенная версия) по заказу купца из Антверпена Николаса Йонгелинка. В те времена считали, что времен года 6 — начало весны и ее расцвет, начало лета и его расцвет, а еще осень и зима. От шести картин осталось только пять (тоже самая распространенная версия, но не единственная). В настоящий момент 3 картины находятся в Вене, одна в Праге и одна в Нью-Йорке. "Возвращение стада" находится в Вене.
Казалось бы, на картине все просто. Поздняя осень — вон какие тучи идут с гор. Они просто устрашают!
Деревья стоят уже голые, вокруг все бурое... Пастухи гонят стадо с горного пастбища домой.
И вот тут начинаются вопросы.
Какие еще горные пастбища в Брабанте и Фландрии?!
Я не могу сказать, что в Брабанте нигде нет скал — есть, но вот то, что изображено на картине совершенно не свойственно для этой местности. И между прочим, в календарях эпохи и в часословах этой темы — возвращения стад — нет!
А какие темы есть?
Есть работа на винограднике, жатва, пахота, сенокос, охотники, зимний забой скота, окапывание плодовых деревьев, попытка согреться у очага и т.д. А вот со стадами — нет такого!
Так что же — Брейгель изобразил то, чего не было?
В некотором роде да. Такое было, но в другом месте — в Альпах, к примеру, где Брейгель путешествовал. Иными словами, картина "Возвращение стад" является составной из деталей, которые не могут присутствовать в одном месте одновременно.
Значит, это аллегория?
А что художник хотел сказать?
Посмотрим?
Вообще картины Брейгеля можно рассматривать долго и вдумчиво. Что только здесь не увидишь — деревню, куда направляется стадо, и замок на скале вдали.
Деревню и монастырь на другом берегу и виноградарей, которые работают в винограднике.
И люди, которые гонят стадо... Ой, а почему они так выглядят?!
Принято говорить, что человек в седле — это хозяин стада. Но почему его люди вооружены? И почему двое из них... ну да, они в кирасах! Это охрана стада? Конечно, времена, когда Брейгель писал свои картины, были очень неспокойными. Или это не охрана и не владелец стада, а разбойники, которые стадо угнали?
Трудно сказать.
Впрочем, есть одна интересная деталь на картине, точнее даже две... Вот посмотрите на этот фрагмент картины.
Почти в центре расположена ловчая сеть, которую тащит влево лежащий на земле человек. Большая сеть — явно не для птичек, а для чего-то или кого-то покрупней. А если посмотреть дальше — что мы видим? Виселицы и колеса на столбах, при этом виселица не пустует.
Интересная получается картина — вооруженные люди со стадом, ловчая сеть, а вдали виселицы.
Не только осень с надвигающимся ненастьем, но еще и история преступления и наказания.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки