Есть картины, которые неизменно притягивают ваш взгляд. Картины, от которых очень трудно оторваться. Которые можно рассматривать часами, удивляясь все новым и новым подробностям. Которые кажутся реальными, как мир за окном, и при этом поражают какой-то фантастической грандиозностью.
Такими картинами для меня являются творения Питера Брейгеля "Времена года". С того времени как в далеком детстве я впервые увидела их репродукции в журнале "Юный художник", для меня открылся новый удивительный мир. Мир Брейгеля и мир времен года.
Сейчас их пять — "Сумрачный день" (февраль-март), "Сенокос" (июнь-июль), "Жатва" (август-сентябрь), "Возвращение стада" (октябрь-ноябрь), "Охотники на снегу" (декабрь-январь). Как видите, должна быть еще одна картина — но ее нет! Загадка...
Вообще-то загадок с этой серией картин много — в том числе и касательно количества картин. Мы многое о них знаем, но еще большего НЕ знаем.
Известно, что "Времена года" были написаны Брейгелем в 1565 году по заказу богатого купца из Антверпена Николаса Йонгелинка. Предполагалось, что они будут висеть в его доме в большой обеденной комнате.
Как и в какой последовательности они должны были висеть — мы не знаем. На всех четырех стенах или как-то иначе — мы тоже не знаем. Мы даже не знаем, изображены ли на картинах реальные местности или изображение надо воспринимать как символ. Скорее всего и то, и другое. И, наконец, мы точно не знаем, сколько во "Временах года" должно быть картин — да, представьте себе.
Одна из версий: картин должно быть четыре — по сезонам, и "Сенокос" не относится к данной серии (и, кстати, эта картина производит на меня наименьшее впечатление). Вторая версия — картин должно было быть пять, и они все нам известны. Третья версия самая распространенная — картин было шесть и одна из них утрачена, это картина "Апрель-май" с неизвестным сюжетом. Четвертая версия — картин было двенадцать по числу месяцев.
И все же самая распространенная версия — это шесть картин, одна из которых утрачена. Видимо, картины украсили загородный дом купца, но уже в следующем 1566 году Йонгелинк заложил их городским властям Антверпена ради крупного денежного займа.
Картины так и не были выкуплены — в 1570 году Йонгелинк умер. А вот в 1594 году они оказались в Брюсселе и были собственностью наместника Испанских Нидерландов Эрнста Австрийского, третьего сына императора Максимиллиана II. После его смерти картины унаследовал король Богемии Рудольф II Габсбург. А вот в середине XVII века картин осталось только пять.
В наше время "Сенокос" хранится в Праге, "Жатва" — в Нью-Йорке, а три остальные картины в Вене.
Ну, а та — шестая картина, весенняя — при каких обстоятельствах она была утрачена?
Неизвестно.
Но хотя бы — что там было изображено?
И это мы не знаем, описаний не сохранилось, хотя предположения строить можно.
Вообще-то тему времен года Брейгель брал не из головы. К шестнадцатому веку сформировался канон, что и как изображать при описаниях месяцев. Самые ранние и простые изображения можно найти еще в книгах XIII века. Вот пожалуйста — весенняя работа в саду, крестьянин окапывает плодовое дерево.
Со временем изображения все усложнялись, и в XV-XVI векам мы имеем множество очень сложных миниатюр (строго говоря, уже картин) в Месяцесловах и Часословах. Хотя для весны были характерны не только сцены работы в саду, но и сев. Это из "Прекрасного часослова герцога Беррийского".
Но вот конкретно в творчестве Брейгеля есть рисунок с работой в саду, и даже выполненный в том же самом 1565 году. Что — можно кричать "Эврика!" и радоваться, что загадка решена?
Увы, рано. Хотя позднее этот рисунок многократно копировали для гравюр и даже писали по нему картины (в том числе сын Брейгеля).
Вот только в этом рисунке отсутствует то, что характерно для картин "Времен года". Посмотрите внимательно на каждую картину — на всех художник смотрит на мир как бы сверху. И ко всему прочему вид сверху открывает перед зрителем кажущиеся бескрайними просторы Фландрии, Брабанта, моря (а еще альпийских гор и скал). Здесь всего этого нет. Здесь художник находится среди работников. Для того, чтобы рисунок подошел для "Времен года" необходимо изменить ракурс и добавить те самые просторы.
Но, возможно, это лишь первоначальный набросок, а для картины Брейгель его перерабатывал?
Может, да, а, может, и нет. Мы не знаем. Хотелось бы верить, что когда-нибудь загадка будет решена, но приходится признать, что в данном случае шансы найти ответ стремятся к нулю.
А что до оставшихся пяти картин, то на каждую из них можно смотреть до бесконечности. Каждая открывает целую вселенную.
Какая из этих картин производит на меня самое больше впечатление?
Начну с обратного. Как я уже написала, "Сенокос" привлек меня меньше всего — это картина показалась мне несколько пресной.
Чего нельзя сказать о других. Остальные четыре картины просто завораживают, но больше всего две — "Жатва" и "Охотники на снегу". Не удивительно, что в последующие столетия их неоднократно копировали и им подражали. Начиная с сына Брейгеля. Он вообще копировал многие работы отца.
А еще в каждой картине "Времен года" таится столько смыслов и загадок, что писать статьи можно о каждой. Возможно, позднее я так и сделаю.
А вы пока посмотрите на каждую из картин и представьте себя там — в этом фантастическом мире Брегеля.
В мире, который затягивает к себе как воронка...
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки