Сериал «Нулевой пациент» (2022) многие мгновенно сравнили с американским «Чернобылем». И это вполне понятно - две советские катастрофы происходят по примерно одинаковому сценарию.
Начало распространения ВИЧ – не меньшая трагедия, чем авария на Чернобыльской АЭС, обе произошли на излете СССР в конце 1980-х.
в «Нулевом пациенте», и в «Чернобыле» первейшей задачей чиновников становится сокрытие истины о происходящем, потому что имидж и интересы государства - превыше человеческих жизней.
«Вы представляете, какой вой поднимет западная пресса?» – говорят в «Нулевом пациенте» на заседании политбюро ЦК КПСС, посвященном вспышке ВИЧ в Калмыкии.
Совпадают и другие детали.
- «Официальная позиция государства: в Советском Союзе невозможна глобальная ядерная катастрофа», - «Чернобыль».
- «В СССР СПИДу просто неоткуда взяться», - «Нулевой пациент».
Сначала ЧП долго скрывают от населения, потом пытаются наспех ликвидировать последствия и, наконец, ищут виноватых, которые по факту виноватыми могут и не являться.
«Нулевой пациент» - объемный ретро-сериал. Снят с немалым бюджетом, и это видно. Видно, что наконец-то, вкусив хороших зарубежных сериалов, мы захотели делать свои, и не хуже.
И тут, кажется, получилось.
Над сериалом работал сценарист Олег Маловичко, изобразив несколько параллельных сюжетных линий, отображающих базовые проблемы советского общества, от многих из которых, похоже, мы до сих пор не избавились.
«Нулевой пациент» - одна из открытых для нас трагедий того времени. В основу сериала легли реальные, и очень страшные, события, но все-таки документальной достоверности нам ждать не приходится.
Как всё было на самом деле
Реальный случай массового заражения ВИЧ-инфекцией в Калмыкии в 1988 году всё же отличается.
Активно занимался изучением болезни и лечением пациентов со СПИДом в то время врач-инфекционист Вадим Покровский, сын главного эпидемиолога СССР.
Когда в столицу привезли двух пациентов, женщину и маленького ребенка, он попытался выяснить путь их заражения. Проверили супруга, родителей пострадавших - анализы чистые, признаков заболевания нет. Значит, рассадник инфекции не в семье, а в больнице!
Покровский начал «копать» дальше. И в детском отделении обнаружил вопиющую халатность: медсестры при каждом уколе меняли только иглы, а не шприц целиком!
Малышам лекарства нужно было немного, целую ампулу можно было распределить на десяток ребятишек, поэтому и не заморачивались - использовали один шприц для одного вида лекарства. Для того чтобы не перепутать, в какой из необработанных шприцов какой препарат набирать, наклеили пластыри с надписями. Таким образом лень и глупая бережливость привели к трагедиям в семи десятках семей.
Ужас происходящего был еще и в том, что детям, зараженным ВИЧ, не становилось лучше. Их пытались лечить, не вылечивали и отправляли в другие профильные больницы. Так повсеместно появлялись новые зараженные...
Нулевой пациент был вскоре найден. Обычный моряк, во время службы на флоте, находясь в дальнем плавании, не отказал себе в плотских удовольствиях и в порту Конго за скромную плату нанял местную жрицу любви, которая, как оказалось, была носителем ВИЧ.
И передал вирус беременной жене. Ребенок вскоре после родов скончался в больнице.
Огласку массовых случаев заражения в южных регионах СССР всячески старались замять, даже пытались отрицать их, однако вследствие масштаба (более 270 зараженных, минимум 35 из них – дети) общественного резонанса избежать не удалось.
Врачам из Элисты, допустившим халатность, а также чиновникам Калмыцкой АССР после расследования в 1989 году был сделан выговор от Минздрава, некоторых сняли с должностей. Родители пострадавших детей и взрослые инфицированные долгое время судились с больницей Элисты.
После вспышки ВИЧ-инфекции в южных регионах СССР в 1989 году по всей стране были созданы центры по борьбе со СПИДом, запущено производство одноразовых шприцов и тестов на ВИЧ. Лекарственная терапия заболевших ВИЧ стала развиваться в России после середины 1990-х годов.
Сегодня Россия входит в ТОП-5 стран по распространению ВИЧ
По словам инфекциониста, главного внештатного детского специалиста по ВИЧ-инфекции Минздрава Евгения Воронина, в России порядка 10 тысяч зараженных детей, более половины из них - подростки.
Благодаря перинатальной профилактике, на которую сейчас делается основной акцент, риск передачи инфекции от матери ребенку составляет не более 1,5%. То есть сейчас дети редко заражаются внутриутробно - просто те, кто заразился раньше, постепенно взрослеют.
«И что важно, практически все дети получают антиретровирусную терапию — таких 98%. А эффективность лечения на сегодня составляет 90%. Поэтому сейчас у нас есть возможность работать с такими детьми шире. Ведь от вируса страдает не только иммунная система, но и сердечно-сосудистая, и нервная. Поэтому вместе с кардиологами, неврологами стараемся, чтобы они получали комплексную помощь и смогли прожить такую же долгую и счастливую жизнь, как и дети без ВИЧ. Это абсолютно реально», - говорит доктор.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: