Найти тему
Minsknews.by

Первая катастрофа Ту-154, отставка Твардовского и «Шербурские зонтики». Этот день в истории: 19 февраля

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 февраля в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1918 год. Начинается Ледовый поход Балтийского флота, по окончании которого расстреляют его героического руководителя

-2

Угроза захвата германскими и финскими войсками основных сил Балтийского флота, скованных льдами в Ревеле и Гельсингфорсе, вынудила советские власти начать операцию по перебазированию кораблей в Кронштадт. Условия, в которых проходил Ледовый поход (под таким названием он вошел в историю), были крайне трудными, почти экстремальными.

Преодолев тяжелые льды и 330 километров пути, 17 марта первый отряд кораблей Балтфлота прибыл в Кронштадт. А в мае операция была полностью завершена.

Несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями, ни одно судно не было потеряно. Из-под угрозы захвата удалось вывести 236 кораблей, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок.

Однако вместо лавров и регалий руководителя этой славной операции — 36-летнего начальника Морских сил Балтийского моря, капитана первого ранга Алексея Щастного ожидал расстрел. Сразу по окончании Ледового похода он по приказу Льва Троцкого был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» и по решению суда приговорен к высшей мере. Это был первый смертный приговор в советской России, вынесенный судебной инстанцией. Поразительна формулировка обвинения: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти».

Алексея Михайловича расстреляли 21 июня, через неделю после принятия декрета о восстановлении в России смертной казни, в скверике Александровского военного училища. Приговор привели в исполнение латышские стрелки. Поскольку было еще темно, капитан специально держал перед грудью белую фуражку, чтобы они не промахнулись. Троцкий не отказал себе в удовольствии лично поприсутствовать при исполнении инициированного им приговора. Этот эпизод нашел отражение в 8-серийном телефильме «Троцкий» с Константином Хабенским в главной роли. Роль Щастного сыграл Антон Хабаров.

В советской военно-исторической литературе о роли Щастного в Ледовом походе не говорилось ни слова.

1964 год. На экраны Франции выходит фильм режиссера Жака Деми «Шербурские зонтики» с Катрин Денев

-3

Встреча. Влюбленность. Разлука. Возвращение. И снова разлука уже навсегда. 87 минут музыки и цвета. Грустная сказка для взрослых, прозрачная поэзия которой пленила целое поколение.

В фильме нет ни одного разговорного диалога. Все герои, как главные, так и второстепенные, и даже эпизодические, поют. Музыка Мишеля Леграна покорила весь мир. Юная Катрин Денев в одночасье стала международной звездой. А режиссер Жак Деми получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Так получилось, что Деми тогда обошел своего учителя Франсуа Трюффо, который был также выдвинут на главный приз фестиваля с авангардной картиной «Нежная кожа», главную роль в которой сыграла родная сестра Катрин Денев — Франсуаза Дорлеан.

1970 год. Александр Твардовский освобожден от обязанностей главного редактора журнала «Новый мир»

-4

Известие о том, что Леонид Брежнев дал «добро» на его отставку, автора легендарной поэмы «Василий Теркин» врасплох не застало: уже много дней на Твардовского шло колоссальное давление, сопровождавшееся выводом из состава редколлегии его ставленников и заменой их другими людьми, по указке сверху.

В первый раз Александр Трифонович возглавил «Новый мир» в 1950 г. и пробыл на этом посту четыре года. Время тогда было сложное — шел процесс восстановления народного хозяйства. Твардовский, душой болевший за деревню, остро критиковал некоторые порочные, на его взгляд, социально-экономические преобразования и публиковал на эту тему смелые статьи. Попытался он опубликовать в журнале и свою поэму «Теркин на том свете», где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему. В результате в июне 1954 г. кресла главного редактора он лишился. Лишь после знаменитого XX съезда партии у Твардовского появилась возможность вернуться в журнал.

При нем «Новый мир» стал действительно новым миром — миром демократии и свободы. На страницах журнала печатались произведения Айтматова, Бакланова, Белова, Быкова, Залыгина, Искандера, Трифонова, Шукшина… Величайшей заслугой редактора стало опубликование в 1962 г. повести «Один день Ивана Денисовича» тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына. В литературный обиход в те годы даже вошел термин «новомирская проза» — то есть остро социальная и художественно значимая.

Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за «очернительство», «искажение истории», «критику колхозного строя». Твардовского лишили ближайших сотрудников. Его, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, члена Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидата в члены ЦК КПСС, больше уже не избирали в подобные органы. А в феврале 1970 г. условия работы стали уже просто невыносимыми…

На следующий день после отставки Твардовский в последний раз приехал в редакцию «Нового мира». Обошел все кабинеты, начиная с корректорской, лично простившись с каждым сотрудником. После этой грустной процедуры все руководство журнала, еще какое-то время просидев в кабинете главного редактора, отправилось на квартиру к Лакшину — бывшему члену редколлегии «Нового мира», освобожденному от этих обязанностей решением бюро секретариата Союза писателей за две недели до отставки Твардовского. Там уже все было подготовлено к прощальному ужину. Во время застолья Андрей Дементьев выступил с неожиданным предложением: каждый год, 20 февраля, собираться за столом в таком же составе. Предложение было трогательным, и все тут же с ним согласились. Однако никто из собравшихся не мог тогда предположить, что уже к первой годовщине этой даты среди них не будет главного виновника — Твардовского.

«Есть много способов убить поэта, — писал Солженицын. — Для Твардовского было избрано: отнять его детище — его страсть — его журнал».

Последние месяцы жизни бывший руководитель «Нового мира» провел на своей подмосковной даче. 18 декабря его не стало.

1973 год. Первая катастрофа в истории самолета Ту-154: 66 погибших

-5

С июня 1972 г. по маршруту Москва — Прага стали летать новейшие пассажирские лайнеры Ту-154. Пилоты постепенно осваивали эту технику.

В тот день новенькой «тушкой» управлял опытный экипаж. У командира воздушного судна и второго пилота было более 10 тысяч часов налета, но вот именно на Ту-154 лишь по 200 с лишним часов.

Всего на рейс зарегистрировались 87 пассажиров (было двое детей). Экипаж — 13 человек, в том числе пять бортпроводников. Итого ровно 100 человек на борту.

Самолет стартовал из аэропорта Шереметьево. Полет проходил в штатном режиме, никаких проблем не наблюдалось. Погодные условия на подлете к Праге были нормальными — прекрасная видимость без турбулентности и обледенения. Получив разрешение диспетчера, начали снижаться. И тут командир почувствовал, что теряет управление. Попытался остановить неконтролируемое снижение, тянул штурвал на себя, но все было тщетно. Самолет врезался в землю. Как потом покажет расследование, большая часть пассажиров выжила в результате сверхжесткой посадки, но воспламенился вылившийся из разрушившихся баков керосин. Не осталось даже тел, родственникам выдавали урны с пеплом.

Все, кто были в задней части лайнера, погибли, в том числе юниорская сборная СССР по баскетболу: 12 девчонок в возрасте 17-18 лет, два тренера и массажист. Спаслись 34 человека, включая всю пилотную команду, которая выбралась из кабины через окно.

Уже потом стало известно, что на разбившемся самолете должен был лететь Муслим Магомаев. Планы изменились в самый последний момент, певец даже не успел сдать билет.

Катастрофу расследовали две комиссии — чехословацкая и советская. Чехи так и не смогли установить причин трагедии, а наши по обыкновению возложили вину на пилота, которого осудили на 8 лет лишения свободы.

Тем не менее после катастрофы конструкцию Ту-154 доработали, в том числе были добавлены аварийные выходы, увеличена мощность двигателей, претерпела изменения система управления.

2008 год. Указом Президента сотрудники ОМОН ГУВД Мингорисполкома Тарасов и Казакевич награждены медалями «За отвагу»

У медали «За отвагу» — особая ценность. Ее дают за исключительное личное мужество. Бойцы ОМОН (на тот момент подразделение называлось полком милиции специального назначения) капитан Алексей Тарасов и старший прапорщик Александр Казакевич удостоились награды за проведенную операцию по задержанию матерых преступников в Минске.

Преступников нужно было брать с поличным во время продажи партии золотых изделий. Под видом покупателя в сделке, которую планировали осуществить вблизи концертного зала «Минск», участвовал оперативник. Однако по дороге к назначенному адресу продавцы перестраховались и изменили место встречи. Новым местом сделки определили автозаправочную станцию по ул. Ленина, 48. Такой выбор значительно осложнял задачу по задержанию, так как открытая площадка АЗС не позволяла незаметно приблизиться к автомобилю, в котором была запланирована купля-продажа, а присутствие посторонних граждан и близость горючего создавали существенный риск при проведении оперативных мероприятий. О применении оружия нечего было и думать — автозаправочная станция могла взорваться, что повлекло бы немалые материальные и человеческие жертвы.

Капитан Тарасов, чтобы не допустить срыва операции, принял решение действовать по обстоятельствам на вновь назначенном месте. Из-за здания магазина АЗС он наблюдал за автомобилями покупателя и продавца золота, а также за их действиями. И как только заметил сигнал оперативного сотрудника к началу задержания, выбежал из укрытия и бросился наперерез движущейся автомашине подозреваемых на помощь Казакевичу.

Казакевич, находившийся ближе всех к месту проведения сделки, пытался остановить BMW преступников, взобравшись на капот. Однако маневром водителя, который и не думал тормозить, был сброшен на землю. Падая, милиционер каким-то чудом умудрился ударить ногой в лобовое стекло так, что на нем образовалась трещина.

Тарасов выхватил табельный пистолет, демонстративно привел его в боевую готовность, при этом незаметно поставив на предохранитель. «Стоять! Милиция! Заглушить двигатель! Выйти из машины!» — скомандовал он. Однако подозреваемые направили автомобиль прямо на омоновца. Молниеносно сориентировавшись, капитан запрыгнул на капот автомашины и, удерживаясь одной рукой за боковую стойку, принялся один за другим наносить удары пистолетом по уже треснувшему стеклу. Когда стекло было пробито и ствол пистолета уперся прямиком в лоб преступника, тот наконец остановил машину. Подбежавший сержант Владимир Полонник задержал водителя, в то время как Алексей Тарасов, разблокировав двери и перекатившись через капот автомобиля, рывком открыл дверцу и задержал второго преступника. Тот, правда, пытался сопротивляться, но был уложен боевым приемом борьбы. На подмогу капитану подоспел и поднявшийся с земли Казакевич.

Задание было выполнено — подозреваемые в тяжком преступлении задержаны, при этом никто из граждан не пострадал. Позже, зашивая Тарасову изрезанные вдоль и поперек стеклом ладони, разглядывая снимки сломанных рук Казакевича, врачи недоумевали, как с такими повреждениями им удалось скрутить и заковать в наручники двух крепких преступников, оказавших активное физическое сопротивление.