18 февраля 1918 года начался
Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей российских военных кораблей от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля (Таллина) в Гельсингфорс (Хельсинки) и далее в Кронштадт. Операция осуществлялась в тяжёлых ледовых условиях конца зимы — начала весны 1918 года. Руководил спасением русских кораблей начальник Морских сил Балтийского моря капитан Алексей Щастный.
18 февраля германская армия перешла в наступление по всему фронту. Последние русские корабли покинули Ревель 25 февраля — в день, когда в город вошли немцы.
В результате операции были перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.
Уроженец города Житомира, потомственный дворянин, капитан первого ранга Алексей Михайлович Щастный, участник русско-японской и Первой мировой войн, занимал одну из руководящих должностей в штабе Балтийского флота, когда произошла Октябрьская революция. Остался на своем посту после прихода к власти большевиков. В январе 1918 получил назначение на должность первого помощника начальника военного отдела Центробалта. В условиях неопределенности, отсутствия внятного командования, переговоров о мире, закончившихся Брест-Литовским миром и развернувшегося немецкого наступления, во многом на свой страх и риск принял решение о перебазировании Балтийского флота в Кронштадт.
После успешно осуществлённой операции авторитет Щастного был на высоте, что не могло не вызвать к нему подозрений в период, когда большевистская власть осуществляла чистки армии и флота от царских офицеров.
Щастного арестовали 27 мая по личному приказу Троцкого по подозрению в контрреволюционной деятельности. Несмотря на недостаточную доказательную базу, Щастный был приговорен к расстрелу 21 июня 1918 года. Это был первый приговор после восстановления смертной казни.
Один из пунктов обвинения Троцкого в его адрес звучал так:
"Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти“.
Многие историки считают, что его казнь была несправедливой и была вызвана политическими мотивами. Так или иначе, капитан Алексей Михайлович Щастный останется в истории как герой, спасший русский Балтийский флот в 1918 году.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.