Найти в Дзене

Как Сталин советских граждан ограбил - денежная реформа 1947 года

О денежной реформе население узнало из газет - "Известиях" было опубликовано постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) № 3866 от 14 декабря 1947 г. "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Эта реформа была второй по счёту в Советском Союзе. Необходимость реформы советские руководители объясняли следующим образом. Как известно, во время войны эмиссия была значительно увеличена, в результате чего объём денежной массы тоже вырос. Если в начале 1941 году в обороте участвовало 18 млрд рублей, то в 1946 уже 74. Но, война есть война – ничего не поделаешь. Кроме того, на территории, занятой немцами могли выпускаться фальшивые денежные знаки. Это, конечно, не так - зачем оккупационной администрации печатать советские рубли, если в оборот пускались оккупационные марки, которых можно было выпустить сколько угодно. Кроме оккупационных марок, в обороте официально участвовали и государственные казначейские билеты номиналом в 1, 3 и 5 рублей,

О денежной реформе население узнало из газет - "Известиях" было опубликовано постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) № 3866 от 14 декабря 1947 г. "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Эта реформа была второй по счёту в Советском Союзе.

Необходимость реформы советские руководители объясняли следующим образом. Как известно, во время войны эмиссия была значительно увеличена, в результате чего объём денежной массы тоже вырос. Если в начале 1941 году в обороте участвовало 18 млрд рублей, то в 1946 уже 74. Но, война есть война – ничего не поделаешь.

Кроме того, на территории, занятой немцами могли выпускаться фальшивые денежные знаки. Это, конечно, не так - зачем оккупационной администрации печатать советские рубли, если в оборот пускались оккупационные марки, которых можно было выпустить сколько угодно. Кроме оккупационных марок, в обороте официально участвовали и государственные казначейские билеты номиналом в 1, 3 и 5 рублей, которых на занятых территориях было более, чем предостаточно. На Украине, которая стала называться рейхскомиссариат Украина, от имени Центрального эмиссионного банка в городе Ровно выпускались новые деньги, номинированные в карбованцах. Очень может быть, что советские червонцы с профилем Ленина подделывались специально для немецких шпионов ещё до войны, но если это и так, то это – капля в море. Зачем, спрашивается, шпионам миллиард фальшивых рублей?

Таких фантиков немцы могли напечатать сколько угодно https://antikvariats.lv/image/catalog/DSC06212.jpg
Таких фантиков немцы могли напечатать сколько угодно https://antikvariats.lv/image/catalog/DSC06212.jpg

Подрыв экономики с помощью подделок? Тоже нет. Рубль не котировался на европейских и американских биржах, а международная торговля шла за валюту. На оккупированных территориях фальшивые деньги тоже нет смысла выпускать – свою же экономику подрывать что-ли? Кроме того, фальшивые деньги можно было просто изъять, необязательно реформу проводить. После победы над Наполеоном, который наводнил Россию поддельными ассигнациями, все эти фальшивки обменивали на настоящие деньги, причём продолжительное время. И всё ради того, чтобы не пострадал народ.

Далее в постановлении речь шла о «спекулянтах», которые подняли цены на колхозных рынках в 10-15 раз, а после отмены карточной системы скупят все товары – денег-то у них много. А кто такие спекулянты по мнению Сталина и его приспешников? Спекулянт – это человек, который купил дешевле, а продал дороже. В странах с рыночной экономикой такой человек называется предпринимателем, на котором, собственно, и держится экономика – он платит налоги и создаёт рабочие места. Думаете, так просто что-то покупать и продавать? Нет, это очень тяжёлый труд, даже в «капиталистических» государствах, не говоря уже про Советский Союз. Неповоротливый Госплан с его обширным бюрократическим аппаратом планировал хуже некуда: в Туркмению могли завезти валенки, а тюбетейки в Новосибирск, часто в магазине оказывалась обувь одного размера или вообще только на левую или только правую ногу. А добавьте сюда ещё и хронический дефицит всего и вся.

Советские «спекулянты» всё это исправляли, они продавали нужный товар в нужном месте, который пользовался спросом. Да, цены были высокими, но они были РЕАЛЬНЫМИ, а то, что зарплата была мизерной у рабочего класса – это уже вопрос не к ним.

«Спекулянтами», по-мнению коммунистов-сталинистов, являлись также колхозники, которые продавали свою продукцию на рынке и тоже по реальным ценам.

Однако, все эти сталинисты почему-то молчали про Торгсин, где с людей драли три шкуры, продавая слежавшуюся муку по завышенным ценам, да ещё и за золото. А коммерческие магазины с их ценами тоже не спекулянты открывали.

Фактически, реформа была направлена на изъятие лишних денег из оборота, чтобы прекратить обесценивание рубля и, соответственно, рост цен. В принципе, всё правильно, но давайте посмотрим какими способами это делали сталинисты.

В постановлении много воды про то, что в капиталистических странах для того, чтобы преодолеть последствия войны поднимаются цены, сокращаются рабочие места, то есть реформы проводятся за счёт населения. В стране Советов же всё по-другому – зарплата растёт и цены понижаются. Но есть одно «но».

Все же при проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва.

Это извлечение из этого самого постановления. Теперь давайте посмотрим на жертвы. Тем более, последние.

Обмен наличных денег на новые, ввиду указанных ограничений, затронет почти все слои населения. Однако этот порядок обмена ударит прежде всего по спекулятивным элементам, накопившим крупные запасы денег и держащим их в "кубышках". Потери же подавляющего большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны и будут полностью перекрыты благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению существующих пайковых цен на хлеб и крупу.

То есть сразу было понятно – пострадают все, а не только «спекулянты».

На обмен денег отводилась всего одна неделя, но исключение сделали для отдалённых районов – там сроки были увеличены до двух недель. Здесь расчёт был на то, что часть населения просто не успеет с обменом. Все имеющиеся денежные накопления и облигации надлежало обменять на следующих условиях:

  • наличные деньги менялись по курсу 10 старых рублей на 1 новый;
  • вклады в сберкассе переоценивались как: до 3000 – 1:1, от 3000 до 10 000 – 2 новых за 3 старых, свыше 10 000 – 1 новый за 2 старых, то есть чем больше сумма вклада, тем невыгоднее условия;
  • денежные вклады колхозов и кооперативных организаций в банках были переоценены с уменьшением их номинальной стоимости на 20%;
  • облигации обменивали в зависимости от года выпуска по курсу 1:3 или 1:5 в пользу государства, продлевался срок погашения – с 10 до 20 лет;
  • мелкие разменные монеты оставались в обороте по номиналу.

Одновременно отменялась карточная система, а заработная плата оставалась без изменений.

Плакали ваши денежки https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2019/04/imageproxy.jpg
Плакали ваши денежки https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2019/04/imageproxy.jpg

Государственная пропаганда освещала предстоящую реформу в чисто советском стиле. Якобы все эти меры были направлены на борьбу с фальшивомонетчиками и спекулянтами. А то, что кроме так называемых «спекулянтов» теряли деньги и простые люди почему-то не говорилось. То, что минимум в разы уменьшался астрономический государственный долг по облигациям – тщательно замалчивалось. Люди теряли даже те деньги, которые лежали сберегательных кассах! 3000 рублей, которые пересчитывались 1:1, были небольшими деньгами. Килограмм сахара в 1947 году стоил 15 рублей, а килограмм говядины – 30.

Народ был озлоблен, и в результате новые деньги получили презрительное название «сталинские портянки» за их большой размер.

https://sun9-63.userapi.com/impf/1u5G_1rg5Bq1j2wfpb5g0HJ2ELoOdrGTvSCQnQ/Iqb84Tx99UA.jpg
https://sun9-63.userapi.com/impf/1u5G_1rg5Bq1j2wfpb5g0HJ2ELoOdrGTvSCQnQ/Iqb84Tx99UA.jpg

В принципе, автор реформы и тогдашний министр финансов Зверев ничего нового не предложил - идею такой конфискационной реформы выдвинул ещё Ленин в 1918 году. Он предлагал обязать каждого гражданина сдать декларацию о количестве имеющихся денег, и, если сумма будет небольшой и достойной советского человека, он получит ровно столько же новыми деньгами, а если же превысит норму - только меньшую часть.

А чему тут удивляться, помните лозунг – «Наша цель – коммунизм»? То есть коммунизм являлся целью, а люди лишь средством достижения этой цели. И то, что нищее население СССР стало ещё более нищим никого не волновало.

Кроме того, в ходе реформы была предусмотрена отмена карточной системы. В стране существовало 2 вида цен: коммерческие, которые сформировались в полном соответствии с законами рынка и отражавшие реальную стоимость товаров и пайковые, искусственно устанавливаемые государством.

Постановлением предусматривалось введение единых цен вместо коммерческих и пайковых. Единые цены относительно пайковых снижались на хлеб и крупы в среднем на 10%, на промышленные товары незначительно повышались, остальные оставались на прежнем уровне. А по сравнению с коммерческими, то есть рыночными, цены были снижены в 2- 2,5 раза! Кроме того при покупке товаров не нужно было предъявлять карточки.

Но лучше от этого всем не стало. Крестьянам, например, и так карточки не полагались, а тут ещё и без того заниженные цены опускают на сельскохозяйственную продукцию! Колхозники работали за трудодни, а тут ещё и деньги обменяли по грабительскому курсу - ведь сельские жители хранили деньги именно в «кубышках», не доверяя государству.

Решение о снижении цен было политическим и ещё больше ухудшило положение крестьян. Низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию делали колхозы всё более нерентабельными.

Кроме того, карточки отменили просто росчерком пера – насытить магазины товарами никому в голову не пришло. Зато раньше Великобритании отменили.

Кстати, руководство страны, зная о будущей реформе, позаботилось о себе. После своего ареста Берия признался, что перед обменом денег поручил своему помощнику разместить 40 000 рублей в различных сберкассах, чтобы избежать переоценки денег.

Несмотря на то, что будущие изменения готовились в строжайшей тайне, слухи всё-таки просочились. С начала декабря 1947 года резко повысился спрос на продовольственные товары длительного хранения, водку, сахар и чай. У кого были деньги скупали золото, промышленные товары, зачастую совершенно не нужные. Интересный случай был отмечен в Узбекистане. В кооперативном магазине долгое время находились тюбетейки по цене от 150 до 350 рублей, которые не пользовались спросом даже в летний период. За 3 дня все тюбетейки были распроданы. Известны были случаи, когда люди покупали почтовые марки на несколько тысяч рублей.

Некоторые граждане дробили вклады – снимали крупные суммы и открывали несколько вкладов поменьше, иногда, чтобы не привлекать внимание органов, деньги распределялись между родственниками.

Интересен тот факт, что, по разным оценкам, к обмену не было предъявлено около 25 миллиардов рублей! Объяснялось это не столько ничтожным сроком обмена старых денег на новые, сколько страхом людей предъявлять большие суммы к обмену.

Итак, итоги.

В результате проведённой реформы были изъята излишняя денежная масса, финансовая система страны была приведена в порядок. Накопления населения фактически превратились в труху, а реальная заработная плата стала снижаться, хоть и незначительно, за счёт дополнительных эмиссий, начавшихся уже в 1948 году.

При зарплате 500-1000 рублей единые розничные цены не соответствовали реальному финансовому положению народа. Например, за десяток яиц приходилось заплатить от 12 до 16 рублей, за килограмм сахара - 15, гречка стоила 12 рублей, хлеб 3-5, а подсолнечное масло – 30 рублей за литр.

Внутренний госдолг был значительно уменьшен опять же за счёт населения, а сроки выплат по облигациям продлили с 10 до 20 лет.

Была отменена карточная система, однако это не решило проблему дефицита товаров, так как спрос на товары повысился, а производство по прежнему отставало. Советское правительство предвидело это, поэтому одновременно вышло постановление Совета министров СССР «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». Эти нормы ограничивали свободную торговлю до 1958 г, а на часть товаров — до 1963 г. Кроме того, в стране существовала система централизованного распределения – тормоз всей экономики.

Цены на товары были снижены, снижались они и в будущем, в результате чего материальное положение сельского населения ухудшалось. Если бы Хрущёв не прекратил бы это «сталинское» снижение цен, то в лучшем случае всё закончилось бы голодом, а в худшем (для коммунистов, естественно) развалом советской экономики, а потом и самого СССР.

А спекулянтам, против которых и принимались эти драконовские меры, удалось сохра­нить большую часть своих капиталов. Некоторые граждане, в основном заведующие складов и магазинов, вносили в кассу деньги старого образца, изымали на эту сумму товары, а затем, после окончания реформы, перепродавали их. Благоприятным момен­том для них являлось отсутствие у большинства населения наличных денег для покупки дорогих дефицитных товаров. Часто в связке с завмагами были не только «теневики», но и советские чиновники. Обладая пусть даже частичной информацией о предстоящей реформе, партийные и советские работники спасали свои сбережения, как могли – именно тогда стали появляться первые признаки организованной преступности. Чиновники давали указания начальникам сберкасс открывать задним числом вклады, так как существовал запрет на их открытие за 3 недели до проведения реформы.

Неплохо заработали и те, кто работал в сберкассах и за взятки открывал фиктивные счета или дробил уже имеющиеся вклады.

Не доверяя советским бумажным рублям, основная масса так называемых спекулянтов хранила свои сбережения в золоте, драгоценностях или антиквариате. От реформы, в основном, пострадали крестьяне, рабочие, занятые на вредных производствах, и получающие повышенные зарплаты, изобретатели-рационализаторы, техническая интеллигенция и деятели искусства.

Справедливости ради, хочется отметить, что похожие конфискационные реформы проводились и в странах Западной и Восточной Европы, однако условия их проведения были мягче (кроме Германии) и носили более щадящий по отношению к населению характер.