Начало тут: часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
Работа со своим прошлым, со своей историей - об этом поговорим в сегодняшней статье.
Из чего состоит эта работа? Как меняется убеждение "я не ценен, я не значим"?
В этой работе есть определенные стадии. Причем эти стадии не придумали психологи. Наоборот, это практический опыт систематизировали и структурировали.
ВАЖНО: это происходит во взаимодействии с психологом (индивидуальный или групповой формат). Полностью в одиночку это не получится.
1. Альянс и контракт.
Если Вы когда-то делали IT-проекты, то знаете что проект начинается с обследования и постановки Технического задания.
Аналогия конечно не полностью точна (полностью точных аналогий и не бывает), но процесс похож.
Чего хочется достичь, зачем это нужно, что будет когда я этого достигну. Что хочется изменить в жизни и для чего.
В чем глубинные причины того, что я оказался в своем сценарии. Как это связано с моей историей, с моим детством и отношениями с родителями.
Что необходимо проработать в себе, что выстроить и достроить, для того чтобы желаемые изменения произошли.
Как я себя чувствую с этим психологом, чувствую ли я что взаимопонимание и доверие постепенно укрепляется, или наоборот противоречия нарастают и с каждым разом всё хуже и хуже.
Можно ли вообще с этим психологом делать проект "Терапия", или уже с самого начала не заладилось и лучше поискать другого.
Результат: Я понимаю что я в сценарии. Я вижу в общих чертах, как это получилось и что повлияло на решение "Я не ценен, я не значим". Я понимаю, что это можно проработать и изменить. Я уже сейчас могу в некоторой степени влиять на свой сценарий, у меня появилось больше свободы и выбора.
Я могу опираться на контакт со своим психологом, между нами зародилось и укрепляется доверие.
2. Укрепление взрослого
Дальше важно укрепить в себе взрослого и улучшить контакт с собой.
Научиться распознавать в себе проявления сценария, определять где говорит Ребенок а где Родитель и что у них происходит.
Исследовать себя, своё настоящее и прошлое, и понять механизмы своего сценария в деталях.
На этой стадии формируются навыки саморефлексии, любящего и бережного внимания к себе, распознавания своих чувств и потребностей.
Взрослая часть и внутренняя опора укрепляются, сценарий жизни уже ощутимо меняется (хотя впереди еще много интересного и до полной трансформации далеко).
Некоторые люди на этой стадии завершают терапию. Потому что им достаточно, потому что не готовы идти дальше.
Результат: Я довольно хорошо знаю и понимаю себя. Я могу осознавать и регулировать свои внутренние процессы. Я могу замечать свой сценарий и могу осознанно на него влиять.
Я замечаю когда вылезает решение "Я не ценен, я не значим", и у меня есть способы себе в эти моменты помочь. Это решение уже не так сильно влияет на меня.
3. Проживание чувств.
Здесь как раз получается глубоко соприкоснуться с запрятанной болью и другими чувствами из детства.
Вернуть себе те самые отщепленные части Ребенка, которые пришлось отделить и "заморозить", чтобы адаптироваться и выжить.
Установка "я не ценен, я не значим" держится на непрожитых чувствах. Как кирпичная кладка на цементном растворе.
И на этой стадии как раз можно в полной мере разобрать эту кирпичную стенку, за которой прячется раненый Внутренний Ребенок.
Внутренний Ребенок на этой стадии в большей степени становится свободным. И уже намного реже чувствует себя запуганным, затравленным и/или злым.
Результат: Я чувствую себя более целостным. Прибавилось жизненных сил и удовольствия от жизни. Хочется жить и наслаждаться этой жизнью. Как будто закончились пасмурные дни и наконец-то вышло солнце.
Я не только знаю о своей ценности и значимости. Я начинаю чувствовать это больше и больше, и мне это нравится.
4. Новое решение и его внедрение
Здесь человек возвращает себе утраченные права.
"Я ценен, я значим и это неоспоримо" - это становится практикой, а не только теорией.
Это новое решение может прийти на сессии, может прийти между сессиями. Новое решение постепенно созревает внутри, и когда количество переходит в качество, человек его осознаёт и глубоко проживает.
Но как бы то ни было, новое решение предстоит внедрять.
Опять же, к аналогии про IT-проекты. Недостаточно просто купить новую программу и установить на компьютеры. Сотрудникам предстоит понять как теперь обращаться с этим всем, как в новых условиях решать свои задачи, как взаимодействовать. И не только понять, а наработать устойчивый навык.
Так и здесь.
Когда я ценен и значим, то как я думаю-чувствую-действую, какие выборы совершаю - в личной жизни, в общении с расширенной семьей, с друзьями, на работе, на учебе.
Здесь предстоит пройти через сомнения и откаты.
"А зачем нам эта умная программа, в экселе же нормально считали".
То же самое и с новым решением в сценарии. Будут и сомнения, и попытки сделать по-старому, и та самая сепарационная тревога - а вдруг сделаю как я хочу и не получится.
Поэтому на этой стадии также нужна поддержка (от терапевта, от единомышленников в группе)
Результат: мое новое решение "Я ценен, я значим" работает для меня и помогает мне чувствовать себя в своей жизни хорошо.
Если у меня возникают сомнения - я знаю что делать и могу себе помочь.
5. Итоги и завершение
После того как все задачи решены, и если новых не появилось - приходит время собирать результаты, подводить итоги проекта "Терапия" и завершать.
Важно проговорить всё то, что было сделано и достигнуто
Всегда есть особенные моменты, которые больше всего запомнились и повлияли.
Вы как будто собираете драгоценные камни в свою шкатулку, с которой пойдете по жизни дальше, когда терапевтический процесс завершится.
Также важно осознать и прожить свои чувства по-поводу завершения.
Прощаться может быть печально и тревожно. В то же время радостно, потому что цели достигнуты и начинается новый интересный этап. Если что-то в процессе мешало или не нравилось - об этом тоже важно сказать.
Результат: взрослость, личностная зрелость, свобода и автономия.
Цели проекта выполнены, если мы рассматриваем терапию как проект.
Тут есть важный нюанс, начиная проект "Терапия", человек как правило ставит цели из сценария, и эти цели в процессе углубляются и достраиваются.
Тут стОит привести примеры, но об этом уже завтра.
Пишите в комментариях свои мысли и вопросы.
P.S. в этой статье я опираюсь на лечебный план по Кристиан Листер-Форд.
Мой любимый лечебный план, хоть я его и далеко не сразу поняла.