Фильм «Идеальные дни»/Perfect Days 2023 года уже завоевал награды на Каннском фестивале – лучшая мужская роль (Кодзи Якусё) и выдвинут на Оскара в категории «Лучший иностранный фильм».
Немецкий режиссер Вим Вендерс, которому 78 лет, считается классиком кино. Ни одного его произведения до этого не видела. Помню, как Ирина Хакамада упоминала в одном интервью его «Небо над Берлином» (1987).
Забавно, что фильм появился из идеи снять документальный проект The Tokyo Toilet о 17-ти туалетах в этом городе. Именитого режиссера Вендерса пригласила администрация токийского района Сибуя. Пишут, что режиссер давно питает страсть к Стране восходящего солнца. Где-то читала, что, как ни странно, немецкий и японский менталитеты похожи. Об этом говорит и качество выпускаемой этими странами техники, будь то автомашины или бытовые приборы.
Планировалось, что Вендерс снимет несколько короткометражек о том, как известные художники приложили руку к реновации уборных, превратив их в арт-объекты. Кстати, все их фамилии идут в титрах. Вот где такое можно представить?.. Я и про фамилии, и про туалеты.
Все знают о том, что для японцев туалет – это… даже не знаю, как назвать. Про унитазы, подобные чуть ли не космической ракете по своим техническим параметрам, наслышаны многие. Когда-то ходило видео об уличных туалетах в Японии. Прозрачные стеклянные кабинки, но стоит зайти туда человеку, как они темнеют и становятся непроницаемыми.
Кстати, и в Стране утренней свежести общественные туалеты на высшем уровне. Мне рассказывали, что там они есть и внутри метро. Идеальная чистота, приятный аромат, есть разные средства гигиены, не говоря уже о душистом мыле, мягкой туалетной бумаге и прочем.
Это мы так плавно подходим к фильму...
Главный герой Хираяма выходит из тюрьмы после многолетнего заключения за убийство и устраивается уборщиком туалетов. Все мы помним незадачливого сантехника Афоню из одноименного фильма Георгия Данелии. Но где Афоня и где Хираяма! Совершенно разные типажи.
За этим престарелым якудза, его житьем-бытьем, когда практически ничего не происходит, мы и наблюдаем два часа. В «Идеальных днях» Хираяма на ночь читает серьезные романы, слушает старую классику рока, снимает на старенький Olympus (кстати, хороший фотоаппарат был) явление komorebi — это игра света и тени в кронах деревьев.
Не устаю удивляться японцам. В наш лексикон уже вошли слова икигай, ваби-саби, оригами, судоку, бонсай и другие. Прочла, что есть у них и понятие «фуэки-рюко» — «вечное-текущее», то есть незыблемое и изменчивое.
Жизнь Хираямы полна загадок и недомолвок, зритель сам должен думать и размышлять – а почему так? Почему, например, герой безутешно плачет после игры в футбол с мальчишками из детдома? А еще он не может пройти мимо любой несправедливости, замечая, как кто-то обижает слабых. И здесь он показывает всю жестокость настоящего якудза.
Те, кто привык к динамике, спецэффектам и прочему, не увидят в этой картине «ничего такого». Она очень медленная, созерцательная и однозначно, что ее надо смотреть в определенном расположении духа. Что-то типа философско-экзистенциалистского, не меньше…