В преддверии церемонии «Оскар» Гильдия художников-постановщиков огласила список победителей 28 по счету профессиональной премии «Art Directors Guild Awards». И в отличие от «Оскара», здесь вручают призы не абстрактно за некий лучший дизайн фильма, куда входят картины самых разных жанров и направлений. Гильдия награждает более осознанно (как, например, это делает премия Emmy), по категориям: отдельная номинация для фэнтези и фантастики (fantasy), отдельная для исторических фильмов (period), отдельная для современных. Аналогично — с сериалами.
Итак, какие фильмы отметили в этом году?
Лучший исторический полнометражный фильм — «Оппенгеймер» Нолана и его художница-постановщица Рут де Йонг. Картине прочат триумф на «Оскаре», пожелаем успехов. Рут де Йонг в свое время работала над «Твин Пиксом», а также работала с таким визионером, как Пол Томас Андерсон. В ее портфолио — сотрудничество с Джорданом Пилом и Теренсом Маликом. Так что это кандидат на «Оскар» вполне заслуженный — и достойный победитель ADG Awards: «Оппенгеймер» в этой же исторической номинации опередил «Наполеона», «Убийцев цветочной луны», «Маэстро» и даже «Город астероидов».
Лучший полнометражный фильм в жанре фэнтези — «Бедные-несчастные» и его художники Шона Хит и Джеймс Прайс. И это огромное достижение, потому что сама история изначально предполагала исторический сеттинг конца XIX века, реальные здания-достопримечательности вроде Тауэрского моста или Александрийского маяка и господствовавший тогда стиль модерн, но с некоторыми нюансами, фантазийностью, трансформациями и искажениями, свойственными кинематографу Лантимоса в том числе. Поэтому появляются совершенно необыкновенные интерьеры, наслоение архитектурных элементов, разные уши на потолке, окна невероятных форм и так далее.
Лучший современный полнометражный фильм — «Солтберн» и художница-постановщица Сьюзи Дэвис. При всем уважении к работе художественного цеха, в этой номинации были куда более достойные претенденты вроде «Убийцы» Финчера и, кажется, одного из лучших фильмов прошлого года «Все страхи Бо». Что до «Солтберна», то снят он практически в одной локации, и это — роскошный дворец Дрейтон-хаус, строительство которого началось еще в XIV веке, с прекрасным регулярным садом и идеальными интерьерами. Поэтому хотя декорации здесь и на высоте, но крайне предсказуемы, как и сам фильм.
Теперь пробежимся по сериалам.
В исторической номинации победила «Великая» о Екатерине II с Эль Фэннинг в главной роли. И хотя вместо дворцов и садов Петербурга сериал снимали где-то между Италией, Версалем и Англией, получилось очень красиво, ведь на достоверность изначально никто и не претендовал. В этой категории соревновались не менее восхитительные с точки зрения декора, интерьеров и эстетики проекты (как, например, «Удивительная миссис Мейзел» или «Позолоченный век»), но выбор все-таки пал на альтернативную Российскую империю XVIII века.
В фантастике и фэнтези наградили Джона Пэйно — художника-постановщика постапокалиптического сериала «Один из нас». Любопытно, что Пэйно ранее работал на разного рода драмах вроде популярного сериала «Большая маленькая ложь» или «Утреннее шоу». Здесь же пришлось не только осваивать новый жанр, но и переизобретать перенос компьютерной игры на телеэкран.
В категории «современный сериал» победил эпизод «Америка решает» из «Наследников». Эта серия мало того, что актуальна, драматична, так еще и снята очень здорово в локации ньюсрума в разгар президентских выборов.
Среди мини-сериалов наградили «Грызню», неоднократно уже попадавшую на страницы разных художественных журналов. Кстати, что касается сериалов, то обычно номинируют какой-то один эпизод, два или несколько, но «Beef» номинирован целиком, без исключения. Emmy мини-сериалы награждает, но отдельной категории для художественной постановки и декораций в мини-сериале у этой премии нет. У ADG же другая цель: отметить всех своих коллег-художников, которые работают в самых разных форматах.
Наконец, в номинации «Получасовой сериал» победили «Псы резервации» Тайки Вайтити с их детальной проработкой индейского наследия в США. Жаль, конечно, что этот проект обогнал «Убийства в одном здании», но, надеюсь, они не грустят, ведь у них есть Emmy и любовь миллионов зрителей.