10 фактов о декорациях одного из лучших фильмов года
Антифашистскую сатиру «Кролик Джоджо» новозеландского комика Тайки Вайтити номинировали на «Оскар» в 6 категориях, среди которых – «Лучший фильм» и «Лучшая работа художника-постановщика».
👉 Кролик, беги: антифашистская комедия «Кролик Джоджо» в духе Кукрыниксов и Монти Пайтонов
В десяти коротких тезисах рассказываем, где и как снимали фильм и почему критики навязчиво сравнивают его с картинами Уэса Андерсона.
👉 ОСКАР-2020: номинация «Лучшая работа художника-постановщика»
Цвет и свет
[1] Художник-постановщик Ра Винсент говорит: «Проще всего было бы в очередной раз перепеть другие фильмы о Второй мировой войне и решить картину в серых приглушенных тонах». К счастью, режиссер и художественная группа фильма предпочли не копировать образ войны, к которому привык мировой кинематограф.
[2] «Кролик Джоджо» снят с позиции оптимистичного 10-летнего мальчика, который настолько ослеплен пропагандой, что искренне верит в идеи национал-социализма и периодически разговаривает с воображаемым другом-Адольфом. Именно поэтому камера «имитирует» взгляд ребенка – так, словно мир наполнен яркими красками, а вечное лето уже наступило.
[3] Палитра фильма меняется вместе с главным героем. Сначала он воспринимает Адольфа и его идеи с невиданным энтузиазмом, – и в кадре много контрастов и интенсивности цвета. Но когда Джоджо узнает настоящую войну и видит ее последствия, то прозревает, – и тогда палитра становится более монохромной.
[4] Для работы над картиной Вайтити привлек румынского оператора Михая Мэлаймаре, который работал с Фрэнсисом Фордой Копполой («Молодость без молодости» по Мирче Элиаде и «Тетро»). Мэлаймаре также – автор выдающейся операторской работы в фильме «Мастер».
Где снимали: локации
[5] Место действия – декоративная деревушка в Чехии. Эти места в свое время были оккупированы нацистами. В кадр попадают старейшие города Жатец и готический Уштек – кстати, расположенный в 20 минутах езды от концлагеря Терезин.
[6] Все интерьеры были построены на киностудии в Праге. Дом Рози и Джо Бетцлеров говорит о том, что это не семья миллионеров, хотя они достаточно состоятельны, чтобы содержать жилье с тремя спальнями.
[7] Декорации Ра Винсента и Норы Сопковой, номинированных на «Оскар», и костюмы Майес С. Рубео, которая уже получила премию BAFTA за дизайн костюмов к «Кролику Джоджо», выполнены в эстетике ар-деко. Как неоднократно говорил в интервью Тайка Вайтити, Германия 30-х – это страна в своем художественном зените, поэтому в кадре много орнаментов и пестрых тканей.
Источники вдохновения
[8] Для более полного погружения в образ еврейской девочки режиссер Тайка Вайтити рекомендовал актрисе Томасин Маккензи посмотреть два культовых подростковых фильма: комедию «Дрянные девчонки» 2004 года и классику черного юмора «Смертельное влечение» 1988 г.
[9] Для построения безупречного кадра оператор Михай Мэлаймаре соединяет хаос и упорядоченность. С одной стороны, он вдохновлялся спонтанной уличной фотографией, с другой – признается в любви к симметрии и идеальному горизонту.
[10] Ну, а Уэс Андерсон здесь совершенно ни при чем. Существует только отдаленное формальное сходство: например, некоторые сцены в учебном военном лагере, куда отправляется Джо Бетцлер, могут напомнить лагерь бойскаутов из «Королевства полной луны».
Однако фильмы Уэса Андерсона, при всем их формалистическом совершенстве, изобретательности и дизайнерской старательности, лишены того жизнеутверждающего гуманистического пафоса, свойственного «Кролику Джоджо».
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡