Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

КРОЛИК ДЖОДЖО: Ар-деко, Уэс Андерсон и классика 80-х

Оглавление

10 фактов о декорациях одного из лучших фильмов года

Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

Антифашистскую сатиру «Кролик Джоджо» новозеландского комика Тайки Вайтити номинировали на «Оскар» в 6 категориях, среди которых – «Лучший фильм» и «Лучшая работа художника-постановщика».

👉 Кролик, беги: антифашистская комедия «Кролик Джоджо» в духе Кукрыниксов и Монти Пайтонов

Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

В десяти коротких тезисах рассказываем, где и как снимали фильм и почему критики навязчиво сравнивают его с картинами Уэса Андерсона.

👉 ОСКАР-2020: номинация «Лучшая работа художника-постановщика»

Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

Цвет и свет

[1] Художник-постановщик Ра Винсент говорит: «Проще всего было бы в очередной раз перепеть другие фильмы о Второй мировой войне и решить картину в серых приглушенных тонах». К счастью, режиссер и художественная группа фильма предпочли не копировать образ войны, к которому привык мировой кинематограф.

Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

[2] «Кролик Джоджо» снят с позиции оптимистичного 10-летнего мальчика, который настолько ослеплен пропагандой, что искренне верит в идеи национал-социализма и периодически разговаривает с воображаемым другом-Адольфом. Именно поэтому камера «имитирует» взгляд ребенка – так, словно мир наполнен яркими красками, а вечное лето уже наступило.

Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

[3] Палитра фильма меняется вместе с главным героем. Сначала он воспринимает Адольфа и его идеи с невиданным энтузиазмом, – и в кадре много контрастов и интенсивности цвета. Но когда Джоджо узнает настоящую войну и видит ее последствия, то прозревает, – и тогда палитра становится более монохромной.

[4] Для работы над картиной Вайтити привлек румынского оператора Михая Мэлаймаре, который работал с Фрэнсисом Фордой Копполой («Молодость без молодости» по Мирче Элиаде и «Тетро»). Мэлаймаре также – автор выдающейся операторской работы в фильме «Мастер».

Где снимали: локации

Эскиз декорации к фильму «Кролик Джоджо»
Эскиз декорации к фильму «Кролик Джоджо»

[5] Место действия – декоративная деревушка в Чехии. Эти места в свое время были оккупированы нацистами. В кадр попадают старейшие города Жатец и готический Уштек – кстати, расположенный в 20 минутах езды от концлагеря Терезин.

[6] Все интерьеры были построены на киностудии в Праге. Дом Рози и Джо Бетцлеров говорит о том, что это не семья миллионеров, хотя они достаточно состоятельны, чтобы содержать жилье с тремя спальнями.

Интерьер из фильма «Кролик Джоджо»
Интерьер из фильма «Кролик Джоджо»

[7] Декорации Ра Винсента и Норы Сопковой, номинированных на «Оскар», и костюмы Майес С. Рубео, которая уже получила премию BAFTA за дизайн костюмов к «Кролику Джоджо», выполнены в эстетике ар-деко. Как неоднократно говорил в интервью Тайка Вайтити, Германия 30-х – это страна в своем художественном зените, поэтому в кадре много орнаментов и пестрых тканей.

Гестаповцы восторгаются комнатой маленького Джо. Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Гестаповцы восторгаются комнатой маленького Джо. Кадр из фильма «Кролик Джоджо»

Источники вдохновения

[8] Для более полного погружения в образ еврейской девочки режиссер Тайка Вайтити рекомендовал актрисе Томасин Маккензи посмотреть два культовых подростковых фильма: комедию «Дрянные девчонки» 2004 года и классику черного юмора «Смертельное влечение» 1988 г.

Кадр из фильма «Смертельное влечение»
Кадр из фильма «Смертельное влечение»

[9] Для построения безупречного кадра оператор Михай Мэлаймаре соединяет хаос и упорядоченность. С одной стороны, он вдохновлялся спонтанной уличной фотографией, с другой – признается в любви к симметрии и идеальному горизонту.

[10] Ну, а Уэс Андерсон здесь совершенно ни при чем. Существует только отдаленное формальное сходство: например, некоторые сцены в учебном военном лагере, куда отправляется Джо Бетцлер, могут напомнить лагерь бойскаутов из «Королевства полной луны».

Кадр из фильма «Королевство полной луны»
Кадр из фильма «Королевство полной луны»

Однако фильмы Уэса Андерсона, при всем их формалистическом совершенстве, изобретательности и дизайнерской старательности, лишены того жизнеутверждающего гуманистического пафоса, свойственного «Кролику Джоджо».


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡