Я всегда знал, что мой отец тоже турист. В молодости он с друзьями сплавлялся по рекам Южного Урала. Вроде даже они делали первые прохождения, но без фанатизма, в отличие от меня. А вот мама никогда туристом не была. Не была до определённого времени.
Недавно я разбирал старые документы и нашёл информацию о том, что мама прошла по туристской тропе 280 километров. И не когда-то давно в советские времена, а совсем недавно, буквально несколько лет назад.
Я ведь уже тогда вовсю ходил в походы! И не знал?! Впрочем, сначала я подумал, что здесь какая-то ошибка. Может, всё-таки 28 километров, а не 280? А то у меня в походах двадцати и тридцатилетние парни на в десять раз меньшей дистанции дохнут.
У меня в подписчиках много людей примерно такого же возраста, как мама. Думаю, им будет интересно узнать подробности. Я обстоятельно поговорил со своей мамой и вот что выяснил. Она и вправду никогда в жизни не занималась туризмом. С отцом в походы не ходила.
Но после возврата Крыма она стала ездить туда каждое лето. Это отдельная интересная история. Мама наблюдала, как менялся Крым и сервис в Крыму за все эти годы. Что было сразу после воссоединения и что стало спустя два года, три года, четыре, пять лет и так далее.
Но сейчас речь не об этом. Пару раз она попробовала ходить по туристским тропам. Не впечатлило. То есть сами места впечатлили, но вот именно много ходить не особо понравилось. Один раз она ходила по Боткинской тропе, названной в честь врача Боткина.
Сказала, что по тропе тяжело идти, она неровная: то вверх, то вниз, то по камням. Вот Царская тропа гораздо удобнее, имеет длину 5 или 6 километров. Однако туризм тогда у неё не пошёл.
Но как-то раз зимой она лазила по интернету и узнала, что существует так называемая тропа Паломника, которая идёт из города Порту в Португалии до города Сантьяго в Испании. Вот её-то длина и составляет 280 км или около того.
Мама сказала, что сразу же решила по ней пройти. Месяца два, пока оформляла документы, тренировалась каждый день. Расстояние не засекала, но я проверил по карте. Она проходила пешком по городу около 8 километров в день.
Интересно, что тот маршрут не был единственным. Спустя некоторое время мама прошла 150 км ещё по одной тропе, тропе контрабандистов в Англии. Вот они там тропы называют! Вторая тропа идёт по юго-западному побережью, огибая мыс Land’s End.
Потом она ещё прошла по тропе вдоль берега Темзы, но расстояние там было небольшое, около 20 км, из Оксфорда до какого-то городка, название не запомнила. Потом была ещё одна тропа в Гонконге, там расстояние не считала, небольшое.
Главные туристские впечатления мама получила от двух троп. От той, которая 280 километров и от той, которая 150 км.
Когда я всё это слушал, тоже получил впечатления. Я-то по Южному Уралу хожу, а тут человек мало того, что гораздо старше меня, так ещё и в туризм пришёл гораздо позже, чем я. То есть сначала я начал ходить в походы, а спустя несколько лет мама.
У меня, можно сказать, только Южный Урал за плечами, а тут такая география! Конечно же, я задал кучу вопросов.
В походе по тропе 280, в южной Европе, ночёвки проходили в домиках. Иногда в них никого не было, а бывало, что домик был битком забит туристами, и там было очень тесно.
В Англии специальных туристских домиков не было. Там мама ночевала в хостелах и в маленьких отелях в небольших городках на побережье.
Что произвело впечатление? Мусор. В Европе в целом очень чисто. На туристских тропах она впервые увидела мусор в европейской стране, причём местами в довольно больших количествах. Интересно, что на самих тропах почти не гадят, но если чуть отойти, можно наткнуться на кучи.
Что за туристы там ходят? Откуда они? Отовсюду. Нет такого, что в Испании испанцы, а в Англии англичане. Вот их почти не встречала. Разговаривала с русскими, итальянцами, немцами, голландцами, туристами из Южной Африки.
Чем они отличаются от наших туристов? На этот вопрос маме было сложно ответить из-за того, что у нас она в походы почти не ходила. Пару раз в Крыму не в счёт. Немцы запомнились тем, что ссали у всех на глазах. Вроде того, что на природе можно не стесняться.
Канадцы шли точно по тропе, точь в точь, не отступая ни на шаг влево-вправо.
Англичане в одном хостеле жутко напились и пьяные пели песни.
Народ ходит, в основном, компаниями по двое-трое. По одному ходят только мужики. Женщины редко ходят одни.
Какие отношения между туристами? В Испании была очень дружеская обстановка. Туристы много общались между собой, помогали друг другу.
В Англии наоборот, удивило полной отсутствие взаимопомощи. Была ситуация, когда у мамы закончилась вода, и очень сильно хотелось пить.
Она захотела попить из ручья. Наверно, вспомнила мои рассказы о походах на Южном Урале, но какой-то мужик стал кричать, чтобы она этого не делала. Мол, вода грязная, пить нельзя. Однако сам воды не предложил. Хотя все всем вокруг мило улыбаются и здороваются.
Какое снаряжение у туристов? Сверхлёгкое. Как я понял, по описанию, эти тропы – просто какое-то царство легкоходов. Мама пошла со стартовым весом рюкзака шесть килограмм. Под конец осталось два килограмма.
Что ещё интересного видела на маршрутах? Заброшенные дома. Их мало, но были. В маленьких городках они встречаются. Выглядят, как в кино.
Везде была связь. О политике не с кем не говорили. Людей там это в принципе мало интересует, не только туристов.
Есть ли туристские планы на будущее? Пройти по реке в Сибири. Правда, пока нет точного понимания на чём. Ещё хочется облететь плато Путорана, но это очень-очень дорого, почти миллион рублей. Поэтому пока это больше мечта. Хотя один раз мама летала на Маньпупунёр, понравилось.
Вот про тот случай я, кстати, знал. Я писал про него несколько лет назад. Мы тогда вместе сидели в гостинце в Ныробе, ждали лётной погоды. Не дождались и уехали. Я второй раз приезжать не стал, а мама вернулась через несколько дней и слетала на Маньпупунёр.
Получается, что я – потомственный турист.