(Продолжение. Начало здесь)
Непорядок в сквере Читающей был делом экстраординарным. Но в этот солнечный осенний день весь Город выглядел неумытым и неприбранным. Не шуршали метлы, не скребли грабли, не слышно было шелеста мусора, утрамбовываемого в мешки.
Причина этого безобразия была проста — поутру, когда дворники, встревоженные исчезновением Яшки, собрались у дверей сарайчика с инструментами, повешенный накануне замок не открылся.
Дед Никанор озадаченно вертел в руках ключи. Старик недовольно хмурился, сопел и бормотал что-то неразборчивое себе под нос. Дворники, стоявшие поблизости, смущенно отводили глаза — не к таким выражениям привыкли они от самого старшего из них! Правда, основания у деда Никанора имелись, с этим спорить было трудно.
И самое первое — куда запропастился пафнутиев племянничек?! Надо же — при дядюшке был паинькой, тише воды, ниже травы, правда порой норовил побездельничать — все больше во дворе Университета, но с кем не бывает… А вот поди ж ты — не успел Пафнутий отлучиться, и мальчишки след простыл.
Прошлым вечером дед Никанор был очень на него сердит. Болтается неведомо где, а как людям инструмент сдавать? Не тащить же ведра и лопаты домой к себе через весь Город, а главное — в этом никто из дворников себе бы не признался — неизвестно, как поведут себя орудия их труда после ночи, проведенной в незнакомом месте. Инвентарь их строптив, пример был перед глазами — повязку с руки деда Никанора пока не сняли… Нет уж! Издавна было заведено, что метлы располагаются в сарайчике рядом с обиталищем Пафнутия, значит там им и место.
После получаса ожидания подчиненные старика взбунтовались и потребовали что-то предпринять. Все устали и замерзли, и дед Никанор сделал единственное, что пришло ему на ум — оставил на страже рядом с кучей метел пару ребят помоложе, наказав им высматривать нерадивого Яшку, остальных распустил, а сам поспешил к знакомому умельцу, что изготавливал замки. Вернувшись вместе, они подступили к сарайчику. Знакомый старика долго рассматривал замок, ковырял в нем какими-то металлическими прутьями, что-то шептал, и наконец одобрительно кивнул — дужка, натужно тренькнув, открылась.
- Запереть я его не смогу, - озабоченно доложил Никанору умелец. - Это без ключа никак не выйдет. Придется пока новый повесить.
- Вешай, - обреченно махнул рукой Никанор. К этому времени порядочно стемнело, наступала ночь, Яшка так и не появился, и старика одолевало беспокойство почище маеты с замками.
Сложив инструменты на место и заперев сарайчик, дворник еще раз окинул невеселым взглядом улицу. Кроме него, там не было ни души — помощники Никанора и мастер замочных дел давно разошлись по домам. Пошел и старик, печально сгорбившись, словно под тяжким грузом…
А через несколько минут к сарайчику прибежал предмет его тревоги, оторопело уставился на дверь, а потом поплелся в противоположную сторону.
Ночью дед Никанор почти не сомкнул глаз. Где искать мальчишку, было неведомо. Поутру старый дворник решил так: сейчас быстренько раздаст инвентарь, проверив заодно, не объявился ли парнишка. А уж если нет, придется идти прямиком к городской страже, объявлять об исчезновении… А после и на почту — Пафнутия держать в неведении нельзя.
Обернулось все, однако, совсем не так, как ожидал старик. То есть самые худшие предположения, как оно часто и бывает, оправдались — пафнутиева каморка пустовала. А вот рабочий день совсем не задался — как ни пыхтел дед Никанор, как ни старались остальные дворники, открыть зловредный сарай никому не удалось.
- Да ты не перепутал ли ключи?! - потеряв терпение, топнула ногой одна из дворничих. - Не может же быть такого, что вчера повешенный замок поломался!
- Ерунда какая-то, - хмуро бросил здоровенный детина. - Вчера топтались тут полночи, сегодня стоим…
Дед Никанор мрачно молчал. Уж он-то точно знал, что ключ — тот самый, что нужно, и конечно, творилась ерунда, как бы не сказать хуже. Время шло к обеду. Город стоял неприбранный, об исчезновении Яшки никому так и не сообщили… Как быть? Ломать дверь?
Такой вариант старику не нравился категорически, и не только потому, что пришлось бы ставить новую за свой счет, а потом объяснять все это начальнику. В отличие от Пафнутия Пантелеймоныча, дед Никанор в чудеса Города-без-названия верил, а с некоторыми сталкивался, и хорошо знал, что не все они — приятные. Чутье подсказывало, что здесь как раз тот самый случай, что ничего хорошего из решительного штурма сарайчика не выйдет.
- По домам, - бросил наконец он, выйдя из задумчивости.
- Выходной! - обрадовался кто-то в толпе.
- Еще чего?! - возмутился дед. - Хватайте что есть у вас, веники, совки — и марш по участкам!
- Домашним веником улицу мести? - возмутилась давешняя дворничиха.
- Ну так помоешь его потом, - устало пожал плечами дед Никанор. - Сами видите — не признает меня сарай! Уж коли назначил Пафнутий Хранителем своего племянника…
- Тоже еще, Хранитель! - загомонили дворники. - Дядька со двора — и он сплыл куда-то! Куда делся, подлец?!
Как раз в этот момент означенный Хранитель, сбиваясь с ног от спешки, вылетел из-за угла дома и остановился, опешив — мальчишку смутила толпа, а еще больше — осуждение во взглядах людей.
- Явился! - рявкнул Никанор, прервав молчание. Помимо воли, его голос прозвучал скорее радостно, нежели грозно, и у Яшки отлегло от сердца. Паренек поспешил к старику и встал перед злополучной дверью.
- Докладывай, где носило? - сердито вопросил Никанор. Он успел оглядеть мальчишку и убедился, что ничего страшного с ним, по-видимому, не случилось. - Второй день из-за тебя все вверх дном!
Яшка растерялся. Он, конечно, хотел все рассказать, но только одному деду Никанору. А тут — все дворники Города… А как же тайны и прочие секреты, с которыми ему рекомендовали быть поаккуратнее?
К счастью, Никанора перебил детина.
- Где мальчишка был, нам неинтересно, - прогудел он. - Что же, Никанор, и правда нам по домам разъезжаться?
Яшка непонимающе уставился на толпу. По домам? А работа как же?
- Замок заклинило, - проворчал Никанор. - Не открыть. Признавайся, ключ от старого ты, конечно же, посеял?
- Ключ на месте, - с облегчением ответил Яшка.
- Ладно, - проворчал старик. - Пойду опять к Филимону, пускай выручает… Вернем все так, как было.
Яшка с недоумением смотрел на сарайчик. Замок сверкал и словно улыбался ему в солнечных лучах. Прежний, невзрачный, старый и тусклый, всегда открывался легко и без усилий, так неужели этот хуже? Он коснулся металла рукой.
Замок, тихо тренькнув, разомкнулся и упал на землю.
© Анна Липовенко
#чердачок со сказками
Продолжение следует.