Стоит ли бронировать товар за покупателем или нет - вот в чём вопрос. Конечно, каждый, кто хоть когда-нибудь подавал на Авито, сталкивался с ситуацией, когда даже ещё не покупатель, а просто интересующийся мимопроходящий просил забронировать товар именно за ним.
Точно куплю!
И ведь когда только начинаешь продавать, то охотно веришь. И ждёшь. Отказываешь другим покупателям, ведь тот клялся (пусть всего лишь на фантике от конфетки)! Расстраиваешься.
А потом просто вырабатывается иммунитет.
Наверное, это происходит, потому что со временем перестаешь цепляться за покупателей, ведь понимаешь: купит не этот, так следующий.
Я давно уже ничего ни за кем не бронирую, ну максимум - до следующего дня.
Но бывают и исключения
А тут вот недавно написала мне женщина по поводу платья (H&M, 350₽), а не могли бы забронировать до пятницы? А дело было в понедельник.
Хотела привычно ответить, что так надолго не бронирую, а если и бронирую, то по предоплате. Но почему-то ответила, что без проблем забронирую. Интуиция, наверное.
И вот опять: до неё никто не интересовался, только смотрели и в избранное добавляли (я неделю назад выложила).
А после этой брони портал прорвался и ещё двое написали. Одна про скидку, другая «ещё продаёте?».
Я попросила в четверг вечером встречу подтвердить (вообще не надеялась). Но моя покупательница оказалась очень пунктуальной и ответственной, накануне подтвердилась. И приехала.
Мы должны были встретиться у подъезда, но как раз собиралась вынести мусор, поэтому даже сама предложила поднести ей к выходу из метро.
Это оказалась пожилая женщина, очень приятная в общении. Написала мне потом хороший отзыв (сама, я и не просила).
Думаю, что хорошие люди чувствуются даже через переписку на Авито. Почему-то с первого сообщения она к себе расположила, хотя сообщение было довольно стандартное.
Она поблагодарила за то, что я её подождала и не продала другим. Говорит, люди странные такие, не откладывают или предоплату просят. Я покивала, но не призналась, что тоже «странная»)).
А про предоплату рассказала, что вообще не боится отправлять, так как покупает недорогое. При этом как-то забронировала, оплатила, но не могла подъехать долгое время. Ну а потом просто стало неактуально и уже забирать не стала.
Понятное дело, деньги остались продавцу, но она не в обиде - сама же не смогла приехать, а продавец первое время ждал.
Вот я после этого разговора и задумалась - а если бы я была тем продавцом, оставила бы деньги себе или вернула?
С одной стороны, если переходим в правовое поле, то внесённая сумма - вроде как задаток, а задаток является суммой невозвратной (не путать с предоплатой).
Но с другой стороны - мы ж не в магазине. Просто один человек продаёт за символическую стоимость б/у вещь другому человеку. Чтобы не выбрасывать, чтобы подарить вторую жизнь вещи, чтобы слегка пополнить кошелёк.
И вроде как по совести - надо бы деньги вернуть.
Но опять же - продавец ждал, никому не продавал, упускал возможность освободить пространство и заработать. Особенно, если вещь спросом не пользовалась.
Вещь-то всё равно продастся когда-нибудь, а продавец как бы два раза заработает на ней.
С точки зрения заработка - прекрасно, а с точки зрения морали - вроде не очень. Как будто чужое себе присвоил. Хотя и не присваивал, покупатель сам отдал. За услугу бронирования, так сказать.
Я с одной стороны с удовольствием готова взять задаток и забронировать.
Но с другой стороны - теперь это вроде как я должна подстраиваться под покупателя - деньги-то взяла, мяч на моей стороне. А подстраиваться под чьё-то время и возможности у меня нет желания.
Вот из недавнего, когда девушка настояла на том, чтобы внести часть денег и внесла 300₽ из 1000₽. Я ее потом неделю ждала, то завтра, то не завтра, тьфу. Нет, в итоге все хорошо и она забрала, но столько лишней возни из-за этого.
Я именно поэтому и отдаю предпочтение доставке: отправила, когда мне удобно и дело с концом.
Ну тут тоже есть нюансы. Об этом уже неоднократно размышляла, дам пару ссылок в конце статьи.
Но бывает ведь и по-другому
Ох, сколько же отзывов я уже встречала на просторах Авито на тему «договорились - продал другому»!
И больше всего забавят ответы продавцов на такие отзывы. Из серии «кто первый встал, того и тапки».
И одно дело, если они договорились, например, на следующий день и время, а потом написал кто-то, кто договорился на «вотпрямщас». И продал тому, кто «первый встал», не уведомив того, завтрашнего.
А другое дело, когда покупатель не мычал и не телился, чёткой договорённости не было, а он потом проснулся через неделю - а продали уже другому.
И это разные ситуации. В одной покупатель дyрak, в другой продавец редиска.
И на месте продавца-редиски, я бы (скорее всего) при появлении серьезно настроенного «вотпрямщаса» уточнила у «завтрашнего», насколько тверды его намерения. Объяснила бы ситуацию и вот тогда бы уже просила предоплату. Или предложила бы сегодня забрать, так как есть бьющий копытом конкурент.
Впрочем, даже при нормальной открытой коммуникации встречаются обиженки, которым все должны и которые адекватных вещей не поймут. Поменьше бы таких.
И как быть?
Если просят бронь на не сильно популярный товар - я как бы бронирую, но с оговоркой, что только если до этого дня никто не купит. А если купят - извольте без обид.
Если товар популярный (активно смотрят, добавляют в избранное), то отвечаю, что не бронирую, максимум - до вечера. Или заказывайте доставкой.
Про продажи за выходные
Про то, как вкусно я провела прошедшие выходные, рассказывала в предыдущей статье.
При этом ещё состоялись некоторые продажи и я пополнила свою расхламительную копилку:
▪️Платье H&M, про которое рассказывала выше +350₽
▪️Сапоги зимние детские Tombi +494₽ (доставка)
▪️Детский свитер Tommy Hilfiger, флиска, куртка +500₽ (всё в одни руки)
Итого больше тысячи рублей в копилку - неплохо.
Очень хочется, чтобы за оставшуюся неделю февраля у меня купили на 4000₽, чтобы в Авито-копилке значилась круглая сумма в 60000₽. Но пока что-то вяленько.
А вот и обещанные ссылки ⤵️
С удовольствием прочитаю ваши истории про брони ❤️ Буду ждать вас в комментариях ⤵️