Найти тему
Факторитус

Одноразовые корабли гиганты прошлого

Представьте, прекрасная погода, светит солнце, вы рыбачите на берегу Волги и вдруг мимо вас проплывает огромная деревянная усадьба с жилыми домами на борту. Любой из нас удивился бы. Но если бы вы жили рядом с Волгой в XVII-XIX веке, то это была бы привычная картина. Назывались такие монументальные суда "Беляны".

Согласитесь-впечатляет
Согласитесь-впечатляет

Беляны это огромные суда, которые в прошлом переправляли строй материалы, в основном лес вниз по течению Волги. В длину они могли достигать до 120 метров в высоту до 6 метров и грузоподъёмностью до 10000 тонн, а на борту были полноценные дома для проживания экипажа. Строили этих колосов из еловых и сосновых брёвен, при этом их не смолили, поэтому эти корабли были светлыми, отсюда и название-беляны.

Строительство белян
Строительство белян

Возникает вопрос-как же судно из необработанных брёвен не гнили на воде? Вот тут самое интересное. Беляны ходили только в одном направлении-вниз по течению, от места лесозаготовок до места сбыта, а там их разбирали до основания и продавали. По сути это стройматериалы, которые доставляют сами себя. Причем лес укладывался так, что бы при необходимости можно было добраться до места поломки.

Макет беляны
Макет беляны

Наверное самое невероятное, что вначале беляны строили без единого гвоздя, это в 17 веке. Это памятник строительного мастерства русского народа прошлого.

Оцените масштаб
Оцените масштаб

А как вы думаете, на сколько рентабельно было бы использовать беляны в наше время?

Спасибо что дочитали до конца!

До новых встреч.