В конце 1974 года группа Grand Funk Railroad записала свой последний успешный, хотя и не последний интересный, альбом – «All the Girls in the World Beware!!!». Альбом, правда, до «платины» не добрался, как многие прошлые релизы, но «золото» взял уверенно. После этого более-менее успешным был только концертник «Caught in the Act», но все остальные студийные альбомы в чартах занимали все более и более плохие позиции.
Альбом Grand Funk Railroad «All the Girls in the World Beware!!!», вышедший в конце 1974 года, знаменателен двумя событиями. Во-первых, это последний альбом за прошедший почти трехлетний период, на котором все еще красовалось лого группы как просто Grand Funk, которым пришлось обозначить и три предыдущие пластинки из-за судебной тяжбы с бывшим продюсером Терри Найтом. Группе удалось отсудить этот бренд, хотя и пришлось заплатить Найту отступного в несколько миллионов. На следующем альбоме название группы появилось уже полностью - Grand Funk Railroad.
Во-вторых, это последний альбом, который попал в «горячую десятку» Billboard 200 и заполучил «золотой» статус. Все последующие альбомы начали катиться вниз, а последний, 1983 года, так вообще в чарты не попал. Таким образом альбом «Девушки всего мира, берегитесь!!!» хоть и был популярным, но очертил границу этой популярности, то есть предвестил закат группы.
Но не будем о плохом, а будем о хорошем. Я услышал этот альбом летом 1980 года, будучи в Индии, отыскал пластинку на барахолке в Калькутте в очень хорошем состоянии и в прекрасном звучании, хоть и на индийской пластмассе. До этого я уже прекрасно знал все «Гранд Фанки», кроме первого, третьего и 1976-го, поэтому мне было с чем сравнивать. В принципе, я не сильно удивился, что альбом вышел легким относительно предыдущих творений GF, я просто слушал и наслаждался.
Анализ я уже начал проводить позже, когда вернулся из рейса и прослушал альбом дома на хорошей аппаратуре. Музыка на пластинке получилась не только разномастной, но и облегченной, причем не по игре – играли «Гранды» в своем стиле, невзирая на всякую экзотику, - а по звучанию. Слишком много было на пластинке песен чисто развлекательных, я бы даже сказал – попсовых, да и духовых инструментов тоже было в переизбытке.
Мой критический слух обнаружил, что даже конкретные гранд-фанковские «тяжельняки» стали звучать как-то прозрачно, без былой мощности, как будто это готовилось для эстрады. Ясно, что все тут зависело от продюсера, который не любил тяжелую музыку, но тогда-то я этого не знал. Тем более что следующий альбом «Born to Die» 1975 года, как и предыдущий «Shinin' On» 1974 года, были достаточно тяжелыми. Создавалось такое ощущение, что группа просто решила поэкспериментировать, но не удовлетворившись результатом, вернулась в мир тяжести.
Ведь никто не станет отрицать, что «Born to Die» гораздо тяжелее «Девушек всего мира…», хоть продюсер и остался тем же самым, попсовым. Но тут, видимо, был как раз тот случай, когда группа преодолела и продюсера, и его попсу… А вот на «All the Girls in the World Beware!!!» они все же под него прогнулись.
В общем, вот трек-лист альбома:
Сторона 1:
1). Responsibility (3:40). Отличный гранд-фанковский рок-н-ролл, и если бы не какой-то неуловимо облегченный саунд, то я бы сказал, что это достойное продолжение двух предыдущих альбомов.
2). Runnin' (4:05). Тоже чистый «Гранд Фанк», но в виде какого-то чересчур оркестрированного джаз-рока. Правда, саунд тут уже потяжелевший, но, наверное, только потому, что песню поет ее автор – барабанщик Дон Брюер, а вокал у него совсем не легкий.
3). Life (4:56). А это чисто фарнеровская сюита, и, несмотря, на конкретный хард-роковый антураж, композиция снова кажется легковесной, несмотря на барабанную молотильню и обилие гитарных соло, прекрасных, кстати. По-моему, Фарнер тут решил блеснуть своим прог-роковым мастерством, но совсем не тот альбом для этого выбрал.
4). Look at Granny Run Run (2:34). И снова какой-то джаз-рок на фанковом ритме и с обилием духовых инструментов. Правда, песня эта чужая, и «Гранд Фанки» просто сделали кавер на нее, но все же удивительно, почему нельзя было ей придать более «гранд-фанковское» звучание?
5). Memories (3:39). Кантри-баллада, прямая, как палка. Сочинил Марк Фарнер, и снова удивительно, разве он разучился писать балладные шедевры наподобие «I'm Your Captain», «Heartbreaker» или «Can't Be Too Long»? Но эта баллада – шаг назад, причем очень большой.
Сторона 2:
6). All the Girls in the World Beware (3:23). Прекрасная песня, но рока тут вообще нет, чистый фанк, в смысле стиль. Думаю, что если бы эту песню «гранды» сочинили в свои лучшие времена, когда они были трио, то это был бы гвоздь альбома типа «Are You Ready» или «Footstompin' Music».
7). Wild (2:50). Тоже прекрасный боевик, чисто гранд-фанковский, но обилие духовых инструментов и облегченный саунд его не позволяют воспринимать как заслуженный шедевр.
8). Good & Evil (7:34). Ужасная песня. Не в смысле, что плохая – наоборот, очень угарная, как раз в стиле «ужастиков» Элиса Купера, которого Дон Брюэр вздумал скопировать, устрашая слушателя своим пропущенным через какой-то прибор вокалом. Но опять-таки – саунд облегченный, не боевой.
9). Bad Time (2:55). Еще одна баллада, в принципе, неплохая, но слишком уж простая, не чувствуется духа группы, который неизменно присутствовал во всех прошлых балладах GF. Однако сингл с этой песней был настолько успешен, что добрался до 4-й позиции в американских чартах, а в канадских – вообще до 3-й.
10). Some Kind of Wonderful (3:16). А вот это несомненный шедевр, и достаточно тяжело сыгранный, невзирая на отсутствие главных солирующих инструментов и чужое авторство. Из этой песни по раздельности можно было бы сделать и прекрасный рок-н-ролльный боевик, и прекрасный соул-шлягер. Но «Гранд Фанки» решили оставить все как есть, то есть так, как эта песня появилась на свет божий в далеком 1967-м. Кстати, сингл с этой песней в американских чартах добрался до 3-й позиции.
Однако это были последние успешные синглы группы, как и последний успешный альбом. Следующий «Born to Die», хоть и был, на мой взгляд, заметно интересней, практически провалился в чартах и ознаменовал собой финансовое падение группы. Впрочем, об этом мной уже писалось – ссылка на тот материал находится чуть ниже.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Grand Funk Railroad «Born to Die», 1975 г. Почему провалился шедевр, достойный мультиплатины?
Grand Funk Railroad «Shinin' On» 1974 г. – последний крупный успех лучшей американской рок-группы
Grand Funk «We're an American Band» 1973 г. ~ лучший альбом лучшей американской рок-группы