Южный берег Ладожского озера богат рыбой, а вот песчаных пляжей, где можно отдохнуть, искупатся, безопасно встать на якорь у берега-не так много. И все же они есть. В конце августа 2023 года, мы, экипажами двух лодок, моего Бриз-17 "ВолкЪ" и "Гризли 520НТ", решили посетить одно из таких мест.
Пляж этот расположен в точке с координатами 60°13.330'N • 31°55.946'E, рядом с выходом из Сумской протоки в Ладогу.
Сухопутных дорог сюда не существует, добратся можно только по воде.
Наш маршрут мы начали с широко известной в узких кругах рыболовной базы "Креницы", что расположена в одноименной деревне, рядом с городом Новая Ладога.
Добратся до конечной точки нашего пути можно двумя маршрутами: через Новоладожский канал, либо через откытое Озеро. Оба маршрута в принципе, сложности не представляют, но имеют определенные особенности:
-если идти из Крениц через Новоладожский канал, то на пути возникнет препятствие в виде лавы, наплавного моста, разводится который 3раза в сутки, в 9:00,16:00 и 19:00. Длинна маршрута 24км
-маршрут через Ладогу требует внимания к прогнозу погоды, даже летом в Озере можно нарватся на неожиданный шквал. Он существенно длиннее~40км. Опять же, нужно держатся подальше от мелей, изобилующих подводными камнями...Как говорят в тайге "Кто прямо ходит-дома не ночует!"
С последней истиной, в этом выходе пришлось познакомится капитану "Гризли". Но об этом дальше...
Прогноз погоды сюрпризов не обещал, было тепло, ясно, дул легкий ветерок 5-6м/сек и волнишка до 0.75м.
Ввиду того, что для капитана "Гризли" это был первый самостоятельный выход в Озеро, договорились, что он пойдет у меня в кильватере. Но, как говорится "Хочешь посмешить Боженьку-сообщи ему о своих планах"..., как это часто бывает, в наши замыслы Озеро внесло...хм, некоторые коррективы. Пройдя где то треть пути, моя маршевая "Yamaha 60FETOL" выказала свой капризный характер и отключила нижний цилиндр. Ничего страшного в этом нет, лодка сохраняла ход, на худой конец, на транце висела докатка-маленький запасной движок. Тем не менее, скорость прилично упала, "ВолкЪ" норовил свалится с глисса в переходный режим.
Капитану "Гризли" быстро надоело тащится за мной и он решил отправится в автономное плавание, благо на карте в картплоттере был проложен маршрут к конечной точке нашего путешествия. Однако, повнимательнее разглядев, что проклятая электронная железяка проложила маршрут на изрядном расстоянии от прямой, соединяющей точку нахождения лодки с вожделенным пляжем, наш капитан проявил не уместную, в таких случаях смелость и решил срезать крюк, проскочив между Жеребцом и Жеребчухой-маленькими островками, лежащими неподалеку от северного окончания острова Птинов. Коварное Озеро тут же воспользовалось оплошностью незадачливого капитана: удар, зловещий металлический звук, мгновенно упавшие обороты двигателя говорили о встрече подводной части мотора с каменюкой, коих там великое множество.
Тем временем, мне удалось уговорить свой движок прекратить капризничать. Потеряв из виду "Гризли", я решил продолжить путь и с ветерком полетел к конечной точке похода.
Прийдя на место, я к своему удивлению, не обнаружил там лодку товарища, хотя по моим прикидкам, он должен быть там уже минут сорок. Не придав значения сему досадному факту, мы разгрузили трюма и начали ставить лагерь на берегу. Однако, прошел час, а "Гризли" так и не появился. Связи в тех местах нет, радиостанции у товарища на борту то же не было. Учитывая, что до наступления темноты, оставался какой то час, дело принимало не шуточный оборот-искать маленькую лодку в Озере по темноте, без связи-весьма не тривиальная задача с минимальными шансами на успех.
Пришлось срочно сниматся с якоря и выходить на поиски. К счастью, нашелся "Гризли" быстро-стоило выскочить из за стены тростника, отделяющего пляж от открытой Ладоги, я обнаружил искомого. Покалеченная лодка грустно чапала в водоизмешающем режиме, со скоростью в 5-6км/ч.
Заниматся ревизией повреждений в сгущающихся сумерках-сомнительная затея, потому, отложив сие занятие на утро, мы с горя, предались дегустации пряностей и излишеств, а так же приготовлению шашлыка.
На утро, после завтрака, мы подняли мотор из воды и нашим очам предстала весьма печальная картина. В корпусе редуктора, после встречи с проклятым каменюкой, появилось не предусмотренное конструкцией отверстие, из которого вытекали последние капли масла. Стало предельно ясно, что двигатся дальше своим ходом лодка не могла.Встал вопрос о эвакуации "Гризлика" к началу маршрута, в Креницы.
Однако, от исполнения обещаний нашим супругам и многочисленным детям моего товарища, нас никто не освобождал. Потому решили действовать по заранее утвержденному плану.
А этот план предусматривал культурную програму в виде посещения старинного села Дубно, лежащего в двух километрах от нашей стоянки.
Село это имеет давнюю историю, первые упоминания относятся к 1724 году. В Дубно бывал Петр 1й на строительстве Староладожского канала. Сохранился гидротехнический памятник XVIII века - гранитный арочный мост 1793 года постройки, служивший водоспуском для регулирования уровня воды в Староладожском канале и дорогой вдоль берега для буксирования бурлаками или лошадьми, судов на канате.
Вдоволь нагулявшись, мы вернулись на рейд, поставили "ВолкЪа" на якорь и предались употреблению напитков, ловле мелких плотвиц и окушков в Сумской протоке, приготовлению плова и моральному разложению.
Стоит сказать пару слов о стоянке лодок в этом месте. Ввиду того, что глубина не позволяет пришвартоватся непосредственно в берег, лодку приходится ставить на якорь носом к Озеру, а корму фиксировать оттяжкой, закрепленной на берегу. Если соблюдать правила хорошей морской практики, касающиеся постановки на якорь, метод этот вполне безопасен, даже при северных направлениях ветра-пляж с Северо-Востока прикрыт от открытого озера полосой тростника, не плохо гасящего волнение и ветер. Если же сила ветра становится угрожающей, можно переместится на стоянку в Сумскую протоку или уйти в Новоладожский канал.
Единственное серьезное неудобство заключается в том, что высадка на берег сопряжена с водными процедурами и при низкой температуре воды требует забродного комбинезона или вейдерсов.
На утро собрали лагерь, погрузились и я взял многострадального "Гризли" на буксир.
Возвращатся обратно решили через Новоладожский канал-в Озере раздувало и разгулялась волна, буксировка в таких условиях может быть затруднена. Кроме того во весь рост вставала проблема наличного запаса топлива-буксировка всерьез увеличивает расход, а на такие приключения я не рассчитывал, бункеруя "ВолкЪа" перед выходом. Пришлось досуха откачать бак "Гризли" и все равно, меня терзали сомнения на предмет достаточности запаса горючего.
Несколько осложняло задачу наличие на Новоладожском канале, упомянутой выше лавы. Граффика ее разводки я не знал, а навести справки в интернете не представлялось возможным ввиду отсутствия связи. Потому, было принято решение обойти лаву Озером, воспользовавшись протокой "7км", находящейся рядом с одноименной охотничье-рыболовной базой ЛООиР. Решение это представлялось весьма авантюрной затеей: если саму протоку недавно углубили, то на выходе из нее в Ладогу нас поджидали обширные мелководья, заросшие островами тростника. При низком уровне воды в Озере, поиск фарватера, да еще с тяжелой лодкой на буксире, представлял собой нетривиальную задачу. Но Духи Озера сжалились над нами и мы, пару раз проехавшись днищем по мелякам и каменюкам, вырвались на чистую воду. Дальнейшее не представляло труда-мы через Волхов вошли в протоку где находится база "Креницы" и подняли лодки на прицепы. Так закончилось это путешествие.