Найти тему

О невоспитанности некоторых молодых преподавателей

Как известно, воспитанность закладывается с детства и прокачивается с возрастом в процессе социализации человека – прежде всего, в родительской семье, в школе, далее процесс может продолжаться (а может и нет) в вузе, на работе, в своей собственной семье и т.д. Конечно, эффективнее всего процесс воспитания происходит в детстве, это понятно. Но я сейчас хочу сказать несколько слов о коррекции одного из дефектов воспитания уже взрослого человека. Это грубость в общении с людьми.

Как говорится, начни с себя. Начну. Сейчас мне 51 год, а работаю преподавателем с 22 лет практически непрерывно. В университете на физмате я училась в педпотоке, причём получила диплом с отличием. Само собой, немалое количество учебных часов в процессе нашего обучения было отведено педагогике и методике преподавания математики, несколько семестров проводились лекции и семинары по этим дисциплинам, были у нас и всякие воспитательные мероприятия, и месячная практика работы учителем в школе. И тем не менее, университет я окончила, имея достаточно грубую речь. Я об этом своём недостатке даже не подозревала, но однажды меня в него ткнули носом, после чего пришлось признать его наличие у себя.

Это наша группа в кабинете педагогики, 1992 год.
Это наша группа в кабинете педагогики, 1992 год.

Дело было так. Я тогда работала ассистентом кафедры математики в одном из уральских вузов, это был первый или второй год моей преподавательской работы. Однажды меня отвела в сторонку одна из очень авторитетных преподавательниц нашей кафедры (пусть будет Анна Васильевна) женщина лет 52-55 (на тот момент, то есть примерно моего нынешнего возраста), и сказала, что на меня в свой деканат пожаловался один из моих студентов. Пожаловался он на то, что я в разговоре со студентами часто отхожу от делового стиля, использую жаргонные слова и выражения, и бываю излишне груба. Никакой конкретики мне сообщено не было, типа какая группа, какой студент пожаловался. Также было сказано, видимо для того, чтобы уж окончательно пригвоздить меня к позорному столбу и не дать вырваться, что несколько эпизодов, в которых я грубо разговариваю со студентами, слышали и другие преподаватели.

Жалоба студента была в устной форме – возможно даже, что он не специально ходил в деканат жаловаться на меня, а просто к слову пришлось, ну вот он всю свою обиду в разговоре и выложил заместителю декана. А эта женщина, заместитель декана, была в приятельских отношениях с Анной Васильевной, ну и попросила её провести со мной воспитательную беседу о недопустимости такого поведения преподавателем. Анна Васильевна сказала, что поскольку именно по преподавательской части ко мне претензий нет ни у деканата, ни у кафедры, то на первый раз меня просто просят изменить стиль общения и больше не позволять себе подобных вольностей в речи. Всё это было сказано мне максимально мягко и корректно, но так, чтобы до меня дошло.

Группа преподавателей нашей кафедры, 1996 год.
Группа преподавателей нашей кафедры, 1996 год.

Сказать, что я была удивлена, это ничего не сказать, потому что грубиянкой я себя до этого не считала. Даже нечто наподобие шока испытала в ходе данного разговора. Ну просто до этого мне всегда казалось, что я нормально общаюсь со студентами, просто демократично – я со всеми так общалась. Да, от меня никогда не услышишь ничего типа «человечек зашёл в кирпичненький домик с красивенькими цветочками на чистеньких окошках с беленькими занавесочками», наверно я была грубовата для девушки, но ведь и совсем уж грубыми словами никогда не бросалась. А тут жалоба, свидетели, улики, предостережение, настоятельные советы как себя вести…

На меня свалилось оглушительное чувство вины. Потому что: 1) я действительно иногда обращалась к студентам на «ты», было; 2) могла, вспылив, сказать что-то обидное – в корректных выражениях, я только так и умею, но могла, и даже очень обидное могла, да; 3) и жаргонизмы тоже в речи использовала (и использую до сих пор изредка), хоть они все и беззубые типа «офонареть», «обалденно», «заколебали», есть такое; 4) и вообще, я понимала, что на тот момент по возрасту отличалась от своих студентов всего лет на 5-6, поэтому проблема возникла скорее всего потому, что я говорила с ними также, как они сами между собой, а надо было как преподаватель с учеником. Виновата, признаю. Наверно, что-то в своё оправдание я всё-таки сказала, потому что позиция овцы на заклание мне вообще-то не близка, но в памяти это не сохранилось, к сожалению. Пообещала, что исправлюсь.

Помню, после этого случая, я некоторое время пыталась вспомнить, проанализировать, чем, кого, когда и где конкретно я могла так оскорбить, что человек пошёл жаловаться на меня – в голову ничего не приходило. Из чего я сделала ПРАВИЛЬНЫЙ вывод: надо вообще менять стиль общения с сильно демократического на исключительно деловой, хотя бы на какое-то время – ну просто сухарём навсегда становиться не хотелось – а потом можно будет вернуть некоторые неформальные моменты в своё общение со студентами, но не огульно, а учитывая, кто мой собеседник.

Время показало, что это было правильное решение. Никогда больше ничего подобного в моей профессиональной деятельности не происходило, урок был усвоен. И даже появился один, как сейчас говорят, лайфхак. Помните, в начальной школе мы изучали рассказ Осеева (вроде бы) «Волшебное слово»? Так вот, оно правда волшебное. Я серьёзно. Можно сказать студентам в начале контрольной просто «Положите телефоны мне на стол», а можно сказать: «Положите телефоны мне на стол, пожалуйста» – реакция будет разная! Скажешь по окончании пары: «Сотрите с доски» и уйдёшь – может сотрут, а может и нет, а скажешь: «Сотрите с доски, пожалуйста» – обязательно сотрут. Попробуйте, только не разово, а систематично, и ваша жизнь изменится. Абсолютно серьёзно сейчас это говорю. Я это «пожалуйста» в последние лет 25 использую всегда и абсолютно везде, во всех сферах своей жизни, как соль в пище. Оно работает! Вежливость – страшная сила.

И вот представьте: с того случая прошло почти три десятилетия, но как известно, всё развивается по спирали, и вот уже видимо мне придётся выступить в роли Анны Васильевны – надо провести беседу с молодой преподавательницей нашей кафедры, которая работает у нас второй год в этой должности. Тема всё та же: невоспитанность в общении с людьми. Эта девушка по некоторым причинам немного зазвездилась, как кажется коллегам, позволяет себе в непозволительном тоне общаться и со студентами, и с преподавателями. Причём опять уже есть жалобы от её студентов (неоднократные, причём в разные деканаты), свидетельства от преподавателей (к сожалению, я в их числе), и даже письменное свидетельство в виде сообщения этой преподавательницы в месенджере, адресованного нашей пожилой коллеге, которое хоть и деловое, но написано в совершенно хамской манере. Не знаю, смогу ли я найти нужные слова так, как это сделала в своё время Анна Васильевна, проводя воспитательную беседу со мной. Надеюсь, что смогу.

На фото здание университета, в котором я работаю сейчас.
На фото здание университета, в котором я работаю сейчас.