Об автомобильных зарядных устройствах
Начав эксплуатировать авто, каждый владелец сталкивается с необходимостью заряжать аккумулятор. Какое зарядное устройство приобрести, а может быть изготовить самому? И вообще, какие они бывают и чем отличаются?
Эта первая статья из серии о простых зарядных устройствах для автомобильного аккумулятора. Вернее, не только автомобильного. Просто ёмкости этих аккумуляторов предполагают возможность использовать большие токи при заряде, что в свою очередь предъявляет соответствующие требования к мощности зарядного устройства.
В идеале, зарядное устройство (ЗУ) должно обладать широким диапазоном выбора токов, имеет функцию автоматического отключения при окончании заряда, позволять разряжать АКБ для тренировки, обладать защитой от неправильного подключения АКБ, оставлять АКБ на хранение и использовать комбинированный режим цикла заряда.
И чем большим функционалом обладает ЗУ, тем больше усложняется его схема электрическая принципиальная. Хочу особо подчеркнуть, что усложнение схемы ЗУ т.е. его функционала, мало влияет на итоговую стоимость устройства в общем. Основная цена определяется стоимостью понижающих устройств, например, трансформатора и используемых силовых элементов регулирования.
Схема первого ЗУ самая простая, без каких-либо дополнительных функций, но тем ни менее позволяющая выбирать зарядный ток АКБ в широком диапазоне.
Схема электрическая
Параметры и принцип работы
Схема этого ЗУ позволит регулировать зарядный ток на АКБ в пределах от 0 до 10 А. Форма зарядного тока - импульсы выпрямленного напряжения с понижающего трансформатора Т1 диодным мостом VD1. Регулирующий элемент - VS1 - мощный тиристор BTW48-200.
Регулирование происходит за счёт изменения времени открытия тиристора в период следования одного импульса. Большее время открытия - больший ток через АКБ.
Время открытия определяется периодом напряжения на управляющем электроде тиристора. Период следования управляющих импульсов напрямую зависит от времени заряда конденсатора С1. Это время мы и можем менять с помощью переменного резистора R1.
К достоинствам этого ЗУ стоит отнести отсутствие какой-либо регулировки и наладки при изготовлении. Естественно при исправных деталях.
Конструкция
Печатная плата одностороння. Крепление платы осуществляется с помощью VD1 и VS1, которые крепятся на теплоотводах площадью не мене 150 см^2. Схема эксплуатировалась с трансформатором типа ТТП 200 с напряжением на вторичной обмотке 18 В. При использовании других напряжений вторичной обмотки необходимо пересчитать сопротивления переменного резистора R1 и делителя R5, R6.