Аня ушла в другую школу потому, что ей не понравились профили, которые предложили десятиклассникам в этой школе. И Аня честно об этом сказала директору. Аня много раз говорила, что ей не подходит гуманитарное направление. Но директор Роза Ильинична почему-то не поверила ей. Она решила, что причина неожиданного ухода Ани в другую школу связана с травлей. И виноватой во всём, по мнению директора, оказалась завуч и классный руководитель Раиса Ивановна. Вот так поворот! Кто был самый горластый, кто больше всего унижал учителей и доводил до слёз? Раиса Ивановна, конечно! А теперь её саму сделали козлом отпущения! Самые высокопоставленные дамы школы, те, кого боялись все дети и учителя, стали врагами между собой. Теперь директор отчитывала Раису Ивановну, не стесняясь в выражениях. А ведь Раиса Ивановна была не виновата конкретно в этом случае! Она была виновата в травле Ани в восьмом классе, была невнимательной в десятом классе, когда не заметила, что на празднике летних дней рождения Аню нарочно не поздравили. Но в том, что Аня ушла в другую школу, Раиса Ивановна не была виновата. Ане просто не нравился гуманитарный профиль. Однако Роза Ильинична подумала, что мы с Аней просто не хотим усугублять конфликт из благородных побуждений и не видим смысла кого-то обвинять, а потому интеллигентно уходим, пожелав счастья и процветания этой школе. И это, как оказалось, взорвало Розу Ильиничну. Взрыв её негодования был адресован не нам, а Раисе Ивановне. После того, как мы откланялись и покинули кабинет директора, Роза Ильинична не пощадила свою бывшую подругу, классного руководителя 10"А" Раису Ивановну.
Когда я узнала об этом, я позвонила Елене Николаевне:
- А ведь на месте её могла быть ты! - сказала я. - Как вовремя ты ушла из этой... Как бы это сказать? Школы!
- Это Бог мне помог! - ответила Елена Николаевна. - Если бы я не ушла, я бы никогда не узнала, что на свете есть хорошие школы. Вот я в одной из них теперь работаю. У нас очень хорошо! Меня здесь все уважают. Надо было мне раньше уходить из школы на улице Волкова. И чего я там забыла? Мне приходилось ездить издалека. А новая школа находится ближе. Я с учителями познакомилась. Симпатичные люди!
С Еленой Николаевной мы перешли на "ты" совсем недавно - прямо во время разговора по телефону, поскольку мы теперь друг с другом очно не встречались. Я предложила, и она согласилась. И прошло это легко, как будто мы так общались всегда, хотя она была старше меня на семь лет, а ещё она являлась классным руководителем Ани в восьмом классе, и наши отношения в школе были далеки от хороших. Удивительная женщина!
***
В школе учителя должны были называть родителей по имени-отчеству. Так положено! Но многие учителя игнорировали это правило. Им неохота было запоминать отчества мам, и они обращались к ним только по имени, в то время как от мам требовали, чтобы они называли учителей по имени-отчеству. Это было несправедливо. Мамы и учителя могли быть одного возраста, а иногда мамы были старше учителей, да и должности на работе занимали выше. Но мамы, как правило, не возражали, когда классные руководители называли их детскими именами: Катя, Оля и т. д.
Что до меня, я сама хотела, чтобы ко мне обращались только по имени. В интернете в обсуждении на эту тему кто-то написал: "Кому какое дело, как зовут моего отца?" Я с ним была согласна, и поэтому представлялась только по имени. К тому же, я не хотела выглядеть старше, чем я есть. Как реагировали на это учителя Ани? Мои ровесники-учителя охотно соглашались на это, а молодые иногда стеснялись. Виктория Алексеевна никак меня не называла. Учителя, которые старше меня, тоже неохотно обращались ко мне только по имени. Но была одна принципиальная учительница, которая, несмотря ни на что, упорно называла меня по имени-отчеству. Я не говорила отчество, она нашла его в школьном журнале. Ей было всё равно, что я хочу: раз отношения официальные, то обращаться надо по имени-отчеству. Положено - и всё! Эта учительница - Елена Николаевна.
И вот неожиданность! Когда мы одновременно ушли из школы, не прошло и месяца, как мы с Еленой Николаевной перешли на "ты". Такого у меня с учителями ещё никогда не было! Теперь, когда она звонила мне, она представлялась: "Это Лена Скворцова". Она обошла сразу всех! А в школе она была права: нечего разводить фамильярность на работе!
Продолжение: