Заметка №31
В 1910 году во время археологических раскопок немецким археологом Лео Фробениусом на месте расположения дворца правителей древнего города Ифе (Нигерия) были найдены бронзовые и терракотовые скульптуры. Впечатление, произведенное ими на европейцев, было огромно, так как по своему характеру они заметно отличались от других африканских скульптур. Более поздние находки были сделаны в других местах Нигерии и в соседнем Бенине. Начало серьезному археологическому исследованию Ифе было положено в 50-х годах.
Для культуры Ифе (XII-XV вв.) характерна реалистическая манера исполнения. Многие искусствоведы считают, что по мастерству и силе выразительности скульптура Ифе не уступает древнегреческой пластике. Интересно то, что скульптор передавал в металле или глине, не только портретное сходство, но и эмоции модели.
Изначально никто не поверил в то, что на территории Западной Африки могли быть созданы произведения искусства такого высокого класса без намека на примитивизм.
Каких только предположений не выдвигали! Вплоть до того, что Ифе - это потерянная Атлантида. До сих пор учёные бьются над загадкой как у жителей Ифе зародилась техника изготовления бронзовых скульптур.
Головы Ифе сыграли ключевую роль в отмене предрассудков о том, что Африка создает только «примитивное» искусство.
В настоящее время кураторское сообщество признало, что передовые художественные методы, используемые для создания скульптуры Ифе «являлись более продвинутыми, чем в Италии эпохи Возрождения, и сопоставимы с методами Донателло». А Королевство Ифе называют «Черными Афинами» древней Нигерии.
Ифе начал развиваться как полис в конце первого тысячелетия н.э. Он быстро превратился в ведущий политический и духовный центр в Нигере. А между 1100 и 1400 годами н.э. Ифе стал крупным рынком с доступом к прибыльным торговым сетям вдоль реки Нигер. Сегодня Ифэ считается родиной народов, говорящих на языке йоруба. Этот язык распространен главным образом на юго-западе Нигерии, а также в прилегающих районах Бенина и Того. Йоруба почитают город Ифе, как место, где забрезжил первый в мире рассвет и появились первые люди.
Исследование показало, что царские головы - это не боги, а люди - уни, правители королевств Йоруба.
Для йоруба эти бронзовые головы больше, чем просто реалистичное искусство. По мнению йоруба, бронзовая голова - это дом Ори, место души и место, где определяется судьба человека.
В Ифе не знали гончарного круга. Вся керамика была лепной, но высочайшего качества. Из глины тоже создавались великолепные портреты, может быть для создания форм, чтобы отлить их позже в бронзе.
Материалы:
- Музей Метрополитен
- Журнал National Geographic
- Видео Британского музея о культуре Ифе, в котором профессор Джон Пиктон и Пол Крэддок обсуждают значение и создание скульптур перед открытием выставки скульптур Королевства Ифе из Западной Африки: