Найти тему

Персонализация обучения при помощи цифровых технологий

Оглавление

Сегодня попробую описатать свою позицию по теме персонализированного обучения и ответить на следующие вопросы:

  • Что такое персонализированное обучение?
  • Как реализовать персонализированное обучение в образовательном процессе?
  • Какие трудности могут возникнуть при построении персонализированного обучения?
  • Какова роль цифровых технологий в персонализации обучения?
  • Как цифровые технологии могут помочь учителю персонализировать обучение каждого обучающегося?
  • Какие трудности могут возникнуть при использовании цифровых технологий для достижения персонализированного обучения и какие могут быть пути их преодоления?

Что такое персонализированное обучение?

Персонализация обучения (далее ПО) – представляет собой ключевой этап в эволюции образовательных технологий, заложенных в XX столетии. ПО можно рассматривать как логическое развитие концепций индивидуализации и ориентации на личность в образовательном процессе.

Основание ПО составляют несколько основополагающих принципов. Первый из них касается автономии выбора студента и его способности к самоопределению, что дает возможность обучающимся активно участвовать в учебном процессе.

Второй принцип заключается в создании организованного культурно-образовательного пространства и направляющего поля, которые облегчают учащимся процесс уточнения собственных стремлений и идей, а также формулирование целей. Это современная система, основанная на новейших знаниях, технологиях и методиках, искренне анализирующая наши когнитивные процессы.

Завершающим элементом ПО является осознание значения понятия "личность" в контексте русской традиции, подразумевающее взаимосвязь личности с окружающими людьми – семьей, друзьями, идолами. Таким образом, персонализация в образовании осуществима лишь в рамках эффективного взаимодействия в сообществе. Учащийся не остается изолированным в своем образовательном пути, ПО базируется на взаимопомощи и коллективной работе.

Стоит подчеркнуть, что на современном рынке труда и в новой эре в высокой степени ценятся не столько индивидуальные достижения, сколько способность работать в команде и участвовать в сетевых проектах, что значительно усиливает потенциал каждого участника. Благодаря синергетическому эффекту индивидуальные способности учащегося раскрываются еще ярче, подчеркивая его уникальность. Разнообразие нашей индивидуальности подтверждает необходимость того, чтобы ПО было ориентировано на разнообразные мотивы, коллективную работу и сотрудничество.

В заключение: ПО способствует развитию личностного потенциала в рамках образовательного процесса, подкрепляя это технологической поддержкой и активной ролью учащегося в образовательном сообществе. ППО объединяет индивидуальный учебный план с активной позицией студента в образовательной среде.

Реализация персонализированного обучения в образовательном процессе.

Для максимально продуктивного внедрения ПО в первую очередь необходимо провести технологическое обновление, которое касается не только физической инфраструктуры, но и изменения критериев отбора этих технологий. Статистика говорит о том, что из основных образовательных технологий, используемых в мире, более половины уже концептуально устарели задолго до цифровой эры. Например, вместо того, чтобы дать детям задание прочитать информацию из учебника или с сайта и проанализировать её, учителя часто предпочитают самостоятельно рассказывать. Такой подход недооценивает умение детей и ограничивает их возможности.

В современной образовательной парадигме наблюдается сдвиг фокуса в сторону контроля и управления, что может привести к усилению зависимости детей от взрослых. Эта тенденция проявляется не только в учебных заведениях, но и в домашней обстановке, где родители зачастую берут на себя выполнение задач, которые их дети могли бы выполнять самостоятельно, ограничивая тем самым развитие их самостоятельности и способности к саморегуляции. Крайне важно предоставить детям возможность самим делать выбор, давать им право на собственные ошибки и успехи, тем самым способствуя их росту в качестве активных создателей собственной жизни.

Однако, необходимо учитывать, что передача ответственности за свой путь может быть сложной задачей для личности, которая еще не имеет опыта в принятии осознанных выборов. Важно создавать поддерживающую и понимающую образовательную среду, где дети могут осваиваться в процессе выбора, а ошибка не рассматривается как нечто непростительное, а как шанс для учения и развития.

Человеческий мозг — не решето, и он сохраняет все впечатления и опыт, хотя мы не всегда осознаем это. Важно предоставлять детям и возможность выбора, и поддержку, чтобы помочь им стать независимыми и уверенными в своих решениях, подготавливая их к сложностям и возможным испытаниям в будущем. Только так персонализация образования сможет действительно принести плоды и стать эффективным инструментом для личностного роста и развития учащихся.

События последнего времени ясно демонстрируют, что полагаться исключительно на чужое рациональное мышление недостаточно, так как оно может быть ограничено субъективными взглядами на действительность. Современный мир нуждается в людях, которые не только умеют критически мыслить, но и активно стремятся делать выбор, становиться авторами своей жизни, и быть ответственными за свои решения.

При обсуждении ПО, важно рассматривать ее как полноценную систему, а не просто отдельную технологию, встраиваемую в традиционный подход. При таком подходе есть риск, что ПО может стать привилегированным и применяться только в элитарных кругах. Чтобы успешно внедрить ПО, необходимо менять вектор всей образовательной системы, начиная с объяснения принципов персонализации уже в детских садах.

Важно переходить от упора на конечный результат обучения к фокусу на обеспечение благополучия обучающихся, так как именно в состоянии благополучия человек способен сделать осознанный выбор и принимать задачи, соответствующие его зоне ближайшего развития. Принципы персонализации должны стать главной стратегией образования.

Сегодня уже прослеживается тенденция к нарастающему выбору в образовании. На мой взгляд, для полного успеха необходима синергия идеи ПО и экзистенциальной педагогики. Оказание помощи обучающимся в выборе собственного уникального и позитивного пути развития, стимулирование свободы жизненных выборов и ответственности за них, поиск и реализация сущностных смыслов - всё это принципы экзистенциальной педагогика, которые также позволяют реализовать ПО.

Также экзистенциально-ориентированная педагогика позволит подготовить образовательную среду к интеграции ПО. На сегодняшний день в нашей стране мы вынуждены констатировать тот факт, что система образования еще недостаточно подготовлена для успешной интеграции подходов, ориентированных на свободу и самореализацию обучающихся, то есть к ПО в его чистом виде. Существует критическая масса людей не обладающих необходимыми навыками – люди, воспитанные в другой парадигме, просто не смогут эффективно обучаться и брать ответственность за свое обучение, а также обучать этому.

Понимая, что у людей может быть различный уровень подготовки и навыков, важно подходить к вопросу образования экзистенциально ориентированным образом. Этот подход позволяет педагогам строить обучение таким образом, чтобы развивать обучающихся с учетом принципов свободы, личной ответственности и индивидуальности, и создавать прочную основу для воплощения идей современного образования.

Таким образом, для успешного внедрения ПО, необходимо не только пересмотреть технологические аспекты образования, но и сменить парадигму обучения, делая акцент на личностном развитии, свободе выбора и ответственности. Экзистенциальный подход способствует формированию обучающихся, способных активно принимать решения и становиться авторами своей судьбы в современном мире.

Цифровые технологии в персонализации обучения.

Цифровизация образования не даст желаемых результатов, если ученики не будут активно вовлечены и заинтересованы в процессе обучения. Просто использование онлайн систем без осознания и активной участия со стороны учеников лишено смысла. Педагоги также должны понимать цель, которую они преследуют, чтобы не допустить бессмысленной цифровизации, когда внедрение новых технологий превращается в пустой формализм. Сегодня целеобразование зачастую отчуждено от ученика, а педагог просто не готов работать в новых условиях. В понятии цифровизации все еще доминирует «говорящая голова», которая не имеет никакого отношения к цифровизации.

При этом цифровизация это прежде всего возможность проводить мета-анализ, обрабатывать большие объёмы данных, облегчать многие технические процессы для педагога, чтобы он мог освободить время и направлять свою деятельность на непосредственное ПО. Также цифровизация дает возможность осуществлять необходимую обратную связь, которая сегодня является ключевым фактором и играет огромную роль в ПО. Уже доказано, что это устойчивый фактор роста мотивации. При таком подходе использование технологий не заменит роли педагога, а будет служить инструментом для разностороннего развития обучающихся.

Одной из главных проблем цифровизации, по моему убеждению, является безопасность, особенно когда речь идет о персональных данных и использовании VR-технологий. Недостаточно просто применять технологии, не уделяя должного внимания защите от хакерских атак и вмешательства в контент. Это особенно актуально, когда речь идет об обучении детей, так как злоумышленники могут исказить реальность или создать опасные ситуации. Важно разрабатывать и внедрять протоколы безопасности для защиты всех участников образовательного процесса.

Цифровизация должна учитывать анатомические особенности и не вредить физическому здоровью при использования технических средств цифровизации. Должны быть тщательно продуманы параметры верификации объектов, чтобы не искажать когнитивное восприятие способствовать лучшему пониманию мира учениками. Когда технологии используются правильно, они могут стать источником вдохновения и мотивации для детей, помогая им расширить свои горизонты и стремиться к новым возможностям.

Чтобы успешно внедрить цифровизацию, необходимо не только научить педагогов техническим аспектам, но и позволить им пережить опыт использования технологий. Это поможет им лучше понять цифровые возможности и сами находить решения, а не просто следовать инструкциям. Образование должно стать более гибким, учитывая потребности учеников и их возможности роста и развития в цифровой эпохе.

Цифровизация добавляет еще одно измерение в нашу жизнь, и это действительно новая среда, которую мы должны строить и развивать. То, насколько успешно мы сможем адаптироваться и использовать цифровые ресурсы, будет влиять на наше будущее.

Для успешного развития цифровизации образования также требуется инвестирование и поддержка со стороны бизнеса и государства, необходимо создать сильные образовательные платформы и обеспечить взаимодействие между государственными секторами и другими игроками в этой сфере. Чтобы появилось предложение, должен появиться спрос, который повлечет за собой модернизацию процесса, и прежде всего спрос должен идти от высших инстанций.

Важно, чтобы внедрение цифровых технологий в образование имело целью улучшение качества образования и доступность для всех, а не было локальным или элитарным. Бизнес может помочь создать креативные образовательные пространства, а государство может предоставить материальные ресурсы и программы развития.

Процесс цифровизации также предполагает изменение установок и убеждений учителей. Это может быть сложной задачей, поскольку многие учителя придерживаются устаревших подходов и методик обучения. Не только в нашей стране, но и в мире в целом, учителя выступают тормозящей силой для ПО, в том числе и потому, что и для них не организованна развивающая среда. Многие учителя, которые не могут освоить новые технологии, могут чувствовать себя рабами системы, у них может увеличиваться внутренне напряжение и стресс, вызывая профессиональное выгорание и ухудшая их качество труда.

Учитывая скорость эволюции нашей жизни, подобная ситуация может очень негативным образом отразиться на будущих поколениях. Сможет ли учитель, который не может развиваться сам, научить саморазвиваться детей? Чтобы реализовать цифровое персонализированное обучение, нужно пересмотреть педагогические подходы и систему образования в целом. Это требует времени и ресурсов, но на долгосрочной перспективе может привести к устойчивым и качественным изменениям в образовании.

Тут возможно две стратегии решения. Поскольку наша методическая система повышения квалификации давно концептуально не обновлялась, необходимо, либо полностью перестраивать опыт учителя и делать технологическое и цифровое обновление, либо менять убеждения по частям. Важно поддерживать педагогов и предоставлять им возможности для развития и изучения новых образовательных методов.

Но другая проблема кроется в том, что педагоги воспроизводят в своей профессиональной практике не то, что они говорят и не то, чему их учили, а то, как они учились сами, они воспроизводят свой собственный образовательный опыт. И если у педагога не окажется нового образовательного опыта, он изнутри не поменяет свои установки, если он не получит удовольствия от увлекательного обучения, он не будет передавать это чувство своим ученикам.

Только с новым опытом перевернется представление педагогов об обучение и придет понимание, что классно-урочная система, предложенная 400 лет назад должна меняться. Неодходимо создавать образовательную среду с комьюнити для педагогов, где они смогут обмениваться опытом и получать поддержку и развиваться изнутри.

Что касается технического оснащения школ, то решить проблему нехватки материальных ресурсов, могут помочь решения из бизнеса, например организация креативных образовательных пространств, созданий агломерации образовательных структур, влияющих друг на друга, открытые пространства, куда могут приходить школы, чтобы взаимодействовать с технопарком, лабораторией и другими системами. Это также поможет уйти от модели «Смотри – повторяй», которая противоречит ПО. Новое открытое знание — вот в чем нуждается современное образование. Оно отражает исследовательскую потребность в расширении представлений о мире и самом себе, оно является ключевым компонентом для успешной адаптации к современным вызовам.

Ницше видел великое будущее за сверхчеловеком – человеком, который смог полностью реализовать свой потенциал, овладел собой и отказался от «стадной морали», чтобы создать свои собственные ценности и жить в соответствии с ними.

* * *

Поделитесь своими историями, успехами и, возможно, сложностями в комментариях ниже. Ваш опыт может вдохновить и помочь другим людям, сталкивающимся с аналогичными вызовами. Есть вопросы? Задавайте их! Я с радостью отвечу на них в будущих публикациях.