Роялти - это один из видов платежей во франчайзинге, периодический (как правило ежемесячный) платеж франчайзеру за право использовать его товарный знак, фирменный стиль, инструкции, регламенты и ПО.
Бывают сети, которые не просят партнеров оплачивать ежемесячное вознаграждение, но при этом просят достаточно высокий паушальный взнос - это повод насторожиться. Складывается ощущение, что такая сеть не настроена на долгосрочные отношения со своими партнерами и не заинтересована в их дальнейшем развитие.
Роялти бывают трех видов:
1. Процентный - партнер выплачивает процент от своей выручки. Данный вид роялти приятен для партнера, особенно на этапе запуска проекта, к тому же сеть явно будет заинтересована в помощи своим франчайзи.
2. Фиксированный - партнер ежемесячно выплачивает фиксированную сумму, прописанную в договоре. Такие условия могут быть удобны в случае большой выручки, но достаточно обременительны на этапе запуска или в случае, когда бизнес по тем или иным причинам необходимо будет заморозить.
3. Смешанный - партнер выплачивает процент от выручки или фиксированный платеж, смотря, что окажется больше. Это очень выгодный для франчайзера формат. Судите сами: в случае низких оборотов, сеть получает фиксированную сумму (даже если сам партнер при этом в глубоком минусе), ну а в случае высокой выручки, получает пропорциональную выплату.
Ответить на вопрос "какой же для франчайзи самый удобный вид роялти?" однозначно нельзя, все зависит от контекста, в каждом случае есть как свои плюсы, так и минусы. Самое важное, чтобы в договоре изначально были четко прописаны все сроки, объемы и условия выплат, прописаны и понятны обеим сторонам.