Найти тему

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 1

116 прочитали

Ранее нам удалось установить, что дятловцы на трех кадрах (их Иванов отпечатал на трех разных своих фотопленках) засняли одно и то же дерево, с одними и теми же мансийскими знаками. И сделали эти три кадра дятловцы во второй день своего похода, 29 января, у охотничьей избы на Лозьве (см. ссылку ниже).

А вот дальше начинается нечто совсем интересное. Как известно, в "дневнике" Зины Колмогоровой есть рисунки с мансийскими знаками (см. Фото 1 ниже). Ну, то есть предполагается, что Зина, проходя мимо деревьев с мансийскими знаками, решила перерисовать эти знаки себе в "дневник".

Фото 1. Две страницы из "дневника" Зины Колмогоровой с рисунками "мансийских знаков".
Фото 1. Две страницы из "дневника" Зины Колмогоровой с рисунками "мансийских знаков".

Проблема, однако, в том, что сделать такие рисунки в своем "дневнике" Зина Колмогорова никак не могла. Иначе говоря, эти рисунки в "дневнике Зины Колмогоровой" сделала не сама Зина, а кто-то другой. А это означает, что известный нам "дневник Зины Колмогоровой" - сфальсифицирован. И в данной части своего расследования я объясню, почему это так, и приведу этому неоспоримые доказательства.

Знаки тамги у мансей и других народов

Для того, чтобы понять, почему эти рисунки с мансийскими знаками в "дневнике Зины Колмогоровой" сама Зина сделать никак не могла, нам нужно сначала немного разобраться в этих мансийских знаках - понять, что они означали, когда и почему ставились и т.д.

У мансей своей письменности не было. У "совков", несмотря на их полную дикость и на их коммунистический строй, представлявший собой нечто среднее между рабовладельческим и первобытно-общинным строем, письменность все же была. Ее "совки" позаимствовали у русских, из русской культуры - с ее богатейшей письменной и литературной традицией. И "совки" очень долгое время "ехали" на русской культуре (страшно ее изуродовав, извратив и испоганив), выдавая себя для иностранцев за "русских" (хотя сами же "совки", вполне официально, признавали, что они являются "новой исторической общностью" - "новиопами", "совками", и что эта "новая общность" возникла после захвата власти большевиками в 1917 году и была искусственно создана большевиками и чекистами).

Но во всем остальном "совки" по уровню своего культурного, умственного и социального развития, конечно, очень мало отличались от мансей и прочих "отсталых народов". Манси хотя бы не делали мумии из своих шаманов, чтобы потом ходить им поклоняться, а у "совков", как известно, до сих пор в самом центре их столицы лежит зеленая выпотрошенная мумия их любимого вождя, их "советского Пол Пота", убившего и изгнавшего из России миллионы русских людей, и "совки" до сих пор поклоняются этой мумии, - как какие-то самые поганые каннибалы и дикари с острова Тумба-Юмба (см. Фото 2 ниже).

Фото 2. "Совки" рассказывают всему миру о том, как они скоро "построят коммунизм" и какой "прекрасной" и "прогрессивной" является их коммунистическая Совдепия.
Фото 2. "Совки" рассказывают всему миру о том, как они скоро "построят коммунизм" и какой "прекрасной" и "прогрессивной" является их коммунистическая Совдепия.

Но у мансей вместо письменности были "родовые знаки" - тамги. Такие тамги были у многих народов (см. Фото 3-5 ниже). Вот что говорится про "тамгу" в энциклопедии:

Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у туркмен, черкесов, абазин, абхазов, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, крымских татар, татар, чувашей, башкир, узбеков, уйгуров, монголов, казахов, кыргызов, кумыков, тувинцев, турок, осетин, ингушей, чеченцев и других.
Фото 3. Тамги абазин.
Фото 3. Тамги абазин.
Фото 4. Тамги крымских татар.
Фото 4. Тамги крымских татар.
Фото 5. Тамги нижегородской мордвы (эрзян).
Фото 5. Тамги нижегородской мордвы (эрзян).

Я полагаю, что именно с таких "родовых знаков" зарождалась письменность у многих народов, но у некоторых она потом развилась до полноценной письменности (на базе иероглифов или алфавита), а у кого-то вместо письменности так и остались только "родовые знаки".

Такие "родовые знаки" ставились на родовое имущество, на скот (в виде клейма) и т.д., и у мансей - которые, видимо, позаимствовали эту систему у каких-то других народов (возможно, у монголо-татар) - тоже были такие тамги, родовые знаки. Так, на Фото 6 ниже на оленьей упряжке (тынзяне) стоит тамга рода Тасмановых. Вот что об этом рассказали Майе Пискаревой старожилы Вижая Владимир Андросов и Сергей Винниченко (см. ссылку ниже):

Отвечает Сергей Винниченко: - Да, это упряжь! Хорошо присмотреться, то сбруя вроде есть, сыромятные длинные ремни, как постромки.
Отвечает Владимир Андросов: - Да, оленья упряжь. А веревка из конского волоса, то ее в свое время вязала Александра Васильевна, она предназначена, для перевязки груза на нарте. Этот тынзян, принадлежит Александре Васильевне Анямовой. И на тынзяне есть единственный предмет из кости, на нем родовая тамга рода Тасмановых. Но никак не Бахтияровых. Почему Тасмановых, это не мое дело. И как он попал к ним? Может подарили. Раньше хозяин ставил свою тамгу практически на всех предметах быта. Тынзяны все одинаково делаются и на взгляд не определишь, чей лежит перед тобой. И поэтому ставят тамгу. На фото, также есть тамга и на Сун-квалы-лувыт, также есть тамга хозяина.
Фото 6. Тамга Тасмановых на оленьей упряжке (тынзяне).
Фото 6. Тамга Тасмановых на оленьей упряжке (тынзяне).

У мансей такие тамги были не только у отдельных родов (Бахтияровых, Анямовых, Тасмановых, Куриковых и т.д.) - у каждого взрослого мужчины, который имел свою семью и детей, была своя отдельная тамга. Это была, так сказать, его "личная подпись", его имя и фамилия в виде знака. Если же манси еще не обзавелся своей семьей и своим хозяйством, то он ставил тамгу своего отца.

"Катпосы" на деревьях

И такие же тамги мансюки рисовали на деревьях после удачной охоты: сначала они делали на дереве затес, а потом вырезали и закрашивали углем свои тамги. При этом, если в охоте принимало участие несколько мансюков, на затесе оставлялись тамги всех участников охоты. Такой затес на дереве с родовыми (или, правильней будет сказать, фамильными) тамгами мансей, принимавших участие в охоте, называется катпосом.

И именно такой катпос и засняли дятловцы на трех рассмотренных кадрах (см. Фото 7 ниже): в этой охоте принимали участие четверо мансей, и они поставили на затесе четыре своих фамильных знака (на Фото 4 ниже они выделены красным прямоугольником).

Фото 7. Катпос, заснятый дятловцами.
Фото 7. Катпос, заснятый дятловцами.

Кроме того, на таких катпосах сверху, над фамильными тамгами, наносились еще горизонтальные зарубки-линии - по количеству мансей, принимавших участие в этой охоте. На Фото 7 выше я их обозначил синим прямоугольником - в этой охоте принимали участие четверо мансей. А снизу еще делались горизонтальные зарубки-линии - по количеству собак, которые использовались в этой охоте (их на этом катпосе обозначено также четыре).

Откуда я это знаю? Из отчета о походе группы Карелина. Группа Карелина останавливалась одну ночь в юртах Бахтиярова (см. ссылку ниже - о маршруте группы Карелина), и Александр Прокопьевич Бахтияров объяснил Карелину кое-что о значениях этих зарубок.

Вот что говорится об этом в отчете Карелина (см. ссылку ниже):

Вечером после сытного ужина, во время которого мы расправились почти с ведром лосятины, купленной у манси, долго сидим у "буржуйки" и беседуем с Александром Прокопьевичем. Мы расположились вокруг него на посланных на полу шкурах, а он сидел на чурбане и заряжал патроны. Расспрашиваем хозяина о знаках, которые мы встречали в тайге на деревьях. Охотник манси, когда убьет зверя, то выходя на тропу, на приметном месте на радостях и в память об удаче делает затеску на дереве. Сначала вытесывает фигуру зверя. Звери имеют свои условные затески. Над фигурой зверя делаются зарубки. Также делаются зарубки и под фигурой зверя. Верхние зарубки означают число охотников, участвующих в охоте. Нижние зарубки - число собак. В середине затески манси ставит свой родовой знак - катпос. Иногда вверху затеса стоит несколько зарубок, а родовой знак один. Это означает, что охотился отец с сыновьями. Сыновья, пока не обзаведутся собственной семьей, ставят катпос отца. Катпос обычно сначала вырубается топором, а потом зачерняется углом. В тайге много стоит таких памятников удачной охоты.

Катпос в "дневнике Зины Колмогоровой"

А теперь снова обратимся к "дневнику Зины Колмогоровой". Нас сейчас интересует рисунок в нижней части страницы (см. Фото 8 ниже).

Фото 8. Рисунок катпоса (выделен красным прямоугольником) в "дневнике Зины Колмогоровой".
Фото 8. Рисунок катпоса (выделен красным прямоугольником) в "дневнике Зины Колмогоровой".

В том, что это охотничий катпос, нет никаких сомнений: сверху стоят четыре горизонтальных линии (по количеству мансей, принимавших участие в охоте), потом идут три тамги, а снизу еще четыре горизонтальных линии (по количеству собак).

И если мы сравним этот рисунок с катпосом, заснятом дятловцами, то мы убедимся, что в них все совпадает. Все, кроме одного: Зина Колмогорова (если допустить, что этот рисунок сделала она) почему-то вместо четырех знаков тамги, которые были нанесены на дереве, зарисовала в свой "дневник" только три (см. Фото 9 ниже).

Фото 9. Сравнение катпоса на дереве с рисунком катпоса в "дневнике Зины Колмогоровой". На рисунке в "дневнике" отсутствует одна тамга.
Фото 9. Сравнение катпоса на дереве с рисунком катпоса в "дневнике Зины Колмогоровой". На рисунке в "дневнике" отсутствует одна тамга.

Почему? Как это объяснить? Она не заметила, что на дереве четыре знака тамги,
а не три? Исключено: она была не слепая, и вряд ли она могла этого не заметить. Она решила сэкономить в "дневнике" место? Но на этой странице полно места, и если уж она решили аккуратно перерисовать катпос на дереве в свой "дневник" - то, конечно, она бы постаралась зарисовать его полностью и по возможности точно. Даже четыре черточки сверху и снизу она зарисовала, а одну тамгу почему-то нет!

Объяснить все это - если исходить из того, что этот рисунок сделала Зина, которая, стоя у этого дерева, аккуратно перерисовывала катпос на дереве в свой "дневник" - как-то рационально и здраво очень сложно. Но, может быть, Зина зарисовала в свой "дневник" не тот катпос, который засняли дятловцы на фото, а какой-то другой? Что ж, рассмотрим и такой вариант. И об этом - далее.

Продолжение: