Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Композиции из суккулентных растений: другой взгляд на миникомпозиции. Часть 1.

Здесь продолжение недавно начатой темы. Все откладывал, поскольку объемной задумана и фотографий для нее подобрал уже более сотни. Но все-таки попробую сейчас упорядочить и разобраться.

Напомню, миниатюрные композиции из всевозможных суккулентных растений и всяческого «декора» - и самосотворенные, и купленные/подаренные – становятся все более популярными.

От поставленных на поток и потворствующие самым непритязательным вкусам – до по-настоящему художественно-флористических, уникальных, все они эксплуатируют бесконечное разнообразие удивляющих форм-структур-окрасок этих запасливых растений, а также их поразительную безропотную живучесть. И все такие композиции не предполагают длительное и комфортное существование самих растений. Да и вообще цветоводческий/коллекционный нарратив не предполагается – названия растений не важны, да и вообще знать о них что-либо совсем необязательно. Не для растений такие композиции, а для глаз. И – напоказ. Только декоративные они – врЕменные.

Не удержусь, все-таки, приведу одну аляповатую/претенциозную, в магазине замеченную.
Не удержусь, все-таки, приведу одну аляповатую/претенциозную, в магазине замеченную.

Я и сам подобные иногда сажал – когда были лишние растения и нужно было для каких-то декоративных целей. Или просто любопытства/баловства ради.

К прошлой моей статье на эту тему уважаемая Галина Черемисова с некоторым шутливым вызовом прислала фотографию аккуратной коллекции кактусов в рядах чистых/белых горшочков – вот какую «композицию» предпочитает уважаемая Галина Черемисова. И я, дорогая Галина, предпочитаю видеть кактусовые коллекции именно такими. И сколько же я их таких нагляделся/назавидовался!

Достойная "композиция", фотографию которой прислала Галина Черемисова.
Достойная "композиция", фотографию которой прислала Галина Черемисова.

Но, кроме шуток, Галина помогла мне сформулировать мои соображения по поводу собственно композиций.

Да, вот такие аккуратные ряды, стеллажи, квадратные метры и акры – изумительны для коллекции. Тем более сейчас, когда и горшочки соответствующие не приходится самому склеивать, и освещение искусственное-любое, да и все остальное – легко найти, купить, разобраться, выбрать. Дело вкуса и понимания.

Вот только … Очень часто эта гармония порядка/упорядоченности начинает преобладать над собственно кактусовой особостью, индивидуальностью, над капризами и уникальными требованиями конкретных растений. Вот простите, Галина (впрочем, сами же вызвались/накликали)!), но далеко ведь не все кактусы в этой вашей «композиции» выглядят ком-иль-фо, некоторые явно чувствуют себя не в своей тарелке, а у некоторых тут нет естественных (для них) перспектив. Это распространенный, увы, приоритет: визуальная гармоничность начинает превалировать над обликом и самочувствием самих растений. Пресловутая дилемма: антураж для растений или растения для антуража.

Мне доводилось видеть и такие аккуратненькие ряды горшочков, в которых вместо растений были уже мумии, а другие болели/не росли – но все радовали владельцев упорядоченной расстановкой и однотипными этикетками.

Есть и гораздо, на мой взгляд, более важный кактусоводческий аспект: в приличной коллекции (а такие сейчас насчитывают сотни, а то и тысячи сортов и видов) кактусы, расставленные в единообразные шеренги, или даже просто пестрой толпой – визуально «гасят» друг друга. То самое главное и ценное, за что я (мы) их люблю и ценю (любим и ценим) – индивидуальная неповторимость, бесконечная фантазия Природы – теряется. Особенно если растение не цветет.

Одна из лучших коллекций маммиллярий.
Одна из лучших коллекций маммиллярий.
А тут тоже все очень упорядоченно - только маммиллярии еще совсем молодые.
А тут тоже все очень упорядоченно - только маммиллярии еще совсем молодые.

Вот, например, исключительно чудесные и всеми любимые кактусы-гимнокалициумы. Многие (многие сотни) известны их виды и сорта, причем не-интересных, простых среди них вообще нет – каждый, даже самый банальный – по своему прекрасен и достоин внимания. Но род Гимнокалициум эволюционно молод, монолитен и однотипен, составляющие его виды/разновидности только тонкими нюансами различаются между собой. И вот перед вами исключительная коллекция этих самых чудесных гимнокалициумов – все, как на подбор, да еще в одинаковой посуде и в однотипных посадках. И вы видите, что … ничего не видите. То есть глаз не выделяет отдельные уникальности, будто перед вами великолепное войско, в котором не различаешь отдельных бойцов. Да и не надо. Ну да, бойцов - не надо, а кактусы - надо и хочется.

Очень бывает обидно, когда проведешь полдня, а то и целый день в исключительной коллекции, а потом узнаешь, сколько уникальных видов и экземпляров ты просто не заметил из-за бесконечной монотонности растений в таких классных коллекциях.

Это как драгоценные камни: россыпью (в шкатулке, например) уникальная ценность каждого практически не воспринимается. Другое дело, когда этот каждый не только грамотно обработан/огранен (в нашем случае с кактусами – качественно ухожен/выращен), но и помещен в приличествующую ему оправу. Вот тогда мы его заметим, по достоинству оценим и восхитимся.

А для кактусов что могло бы быть аналогичным обрамлением, подчеркивающим его исключительность? Об этом и речь - композиции.

Вот в таком ключе я стал рассматривать миникомпозиции, когда тому сошлись обстоятельства.

К подобным композициям у меня сформулировалось несколько требований:

  • Растения в них должны чувствовать себя не хуже, а желательно – лучше, чем в общей культуре. И жить в них благополучно и долго – пока позволяют их размеры. Ну а потом естественная для долгого выращивания пересадка.
  • Экземпляры в композициях такие же коллекционные, как и в обычных горшочках, с обязательной «именной» этикеткой и с полным к ним уважением (именно как к коллекционным).
  • Соответственно, композиции монотипические – из одного растения или нескольких экземпляров одного вида/сорта (исключения – см. ниже).
  • Для таких композиция я выбрал форму достаточно просторных квадратных плошек и неглубоких притом, с большим количеством дренажных отверстий. В таком случае не нужен дренажный слой, растениям не грозит переувлажнение, а простор поверхности позволяет «творить» собственно композицию, разнообразно и свободно: пространственное размещение растения(растений) и обрамляющих декоративных элементов.
  • Декоративные элементы – в принципе – должны быть естественными-уместными, экологичными, никак не вредящими и не мешающими росту/развитию нашего условного «кактуса». И не сильно мешающими нормальному уходу за растениями. И они, элементы эти, должны добавлять какой-либо смысл/эмоцию в восприятии собственно растения. Никакого декора ради декора, ничего кричащего, затмевающего главного героя этой композиции.
  • Растения других видов возможны в роли подобных декоративных элементов, что-то дополняющие и подчеркивающие.
  • Непременный декоративный элемент – поверхностный слой … начал думать, чего, и не нашел подходящего обобщающего слова. Ниже покажу, насколько этот слой может быть разнообразным (сам удивлялся).
  • Но и должен быть все-таки какой-то художественный аспект, как-то это должно смотреться интересно, гармонично, выигрышно.

Вот столько вводных. Сложно? Не то слово – интересно! Результаты не бесспорны (но как скучны бывают бесспорные результаты!).

Хотел тут же и начать представлять и описывать конкретные примеры, но спохватился, что и так уже перевалил на третью страницу, а примеров – несколько десятков. Так что этот увлекательный (и не слишком нудный, надеюсь) разбор опять откладываю.