Что такое «Манифест футуризма»? Это основополагающий документ футуристического движения.
Справедливости ради, заметим, что впервые он был опубликован чуть раньше — 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье, но был мало кем замечен. Поэтому, уже в виде платного объявления, 20 февраля 1909 года вышел на первой странице французской газеты «Фигаро». Манифест итальянского футуризма считается одним из программных текстов классического модернизма.
Манифест футуризма провозглашал значение новаторства и отказ от традиционных художественных форм. Он поощрял движение вперед, стремление к скорости, амбициозность и отрицание устаревших убеждений. Утверждалось, что старое традиционное искусство не способно к обновлению, не способно к созданию новых продуктивных форм. Манифест также отвергал пассивность, логические и синтаксические связи и правила, подчеркивая роль прогресса как важного элемента в искусстве. Он выделял значимость инноваций и новой концепции красоты, а также символизировал современность через движение, скорость, индустрию и машинерию.
Текст и концепции футуристического манифеста послужили фундаментом для огромного художественного движения, связанного с обновлением искусства и попытками придать ему новое направление. Манифест футуризма в Италии стал ключевым моментом формирования европейского модернизма. Идеи Маринетти заложили основу европейского футуризма, затрагивающего не только изобразительное искусство и литературу, но также систему мышления, философию, общественную деятельность и т. д.
Русские футуристы написали свой первый манифест в 1912 году, который повторял итальянский по структуре и идеям: он начинался с общих утверждений, за которыми следовали основные тезисы. Этот текст был опубликован под названием «Пощёчина общественному вкусу» и подписан поэтами Давидом Бурлюком, Александром Кручёным и Владимиром Маяковским.
Отличительные черты футуризма
Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:
- много ярких цветов, строгих форм и острых углов;
- глубокий философский подтекст сюжета;
- динамичность и геометричность изображений;
- частое повторение деталей;
- акцент на темах войны и технического прогресса;
- стремление автора изображать предметы в движении.
▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫◻▫